Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 22:31, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. В новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, а сами блага и услуги надо еще и создавать, причем эффективно. В связи с этим проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.

Работа содержит 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТОЙ ТРУДА.docx

— 454.07 Кб (Скачать)

Данные государственной  статистики показывают уровень снижения реальной заработной платы за период с 1992 по 2002 гг. более чем на 50%. Так, за данный период цены и тарифы в  стране выросли в 2176 раз, а заработная плата в -1547 раз. Во-вторых, резко  выросли межрегиональные различия в доходах населения: максимальный их рост в высокодоходных, а минимальный  – в низкодоходных регионах (см. табл. 2).

Справедливости ради необходимо отметить, что в конце 80-х гг. межрегиональные  различия в уровнях номинальных  доходов на душу населения достигли минимальных размеров, дисперсия  их региональных отклонении в 1990 г. составляла всего 30%, сейчас в 8 раз. В-третьих, резко  возросла отраслевая дифференциация заработной платы.

В формировании оплаты труда  основная роль принадлежит отраслевой принадлежности, а не стоимости эффективности  труда. Это обстоятельство обуславливает  отмирание стимулирующей функции  оплаты труда. При этом нельзя не отметить снижение мотивационного потенциала заработной платы в связи со снижением  её удельного веса в доходах населения.

Таблица 2. Классификация регионов по уровню и темпам роста номинальных доходов населения в 1992-2002 гг.

Уровень роста номинальных  доходов

Темпы

высокие

средние

низкие

Высокие

Москва, Мурманская, Тюменская, Иркутская, Камчатская, Магаданская  области, Красноярский край, Карелия, Саха (Якутия)

Санкт-Петербург, Архангельская, Амурская области, Хабаровский край, Коми.

Орловская, Новосибирская, Сахалинская  области, Приморский край, Калмыкия

Средние

Вологодская, Свердловская области

Новгородская, Тульская, Ярославская, Самарская области

Псковская, Брянская, Калужская, Московская, Нижегородская, Белгородская, Липецкая, Астраханская, Волгоградская, Саратовская, Ростовская, Челябинская, Омская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский края

Низкие

Пермская область

Пензенская, Костромская, Курганская, Читинская области, Бурятия

Ленинградская, Владимирская, Ивановская, Смоленская, Тверская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Ульяновская, Оренбургская области, Красноярский край, Мордовия, Чувашия, Татарстан, Дагестан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Башкортостан, Удмуртия, Тува.


Проследим его динамику по годам: 1992 – 67,3%; 1994 – 61,1%; 1996 – 58%; 1998 – 47,9%; 2000 – 39,3%; 2002 – 44%. Опасность такой  тенденции понимают в развитых странах  и предпринимают меры по недопущению  подобных перекосов. Так, удельный вес  заработной платы в общих доходах  населения в отдельных странах  следующий: США – 70,8%; Япония – 94,0%; Великобритания – 62,3%; Швеция – 61,7%. Все рассмотренные  негативные тенденции – результат осуществления ошибочной концепции перехода к рынку, предполагающей отстранение государства от управления оплатой труда.

Пути выхода из кризиса  заработной платы – осуществление  реформы с позиций взаимосвязи  государственных и региональных интересов и целей. Методологический подход к анализу и определению  приоритетов в осуществлении  реформы, должен базироваться на оценке последствий рассмотренных негативных тенденций с позиций региональных интересов и целей региональной экономической политики. Региональные интересы состоят в стабильном воспроизводстве и приумножении социального, демографического, хозяйственного, природоресурсного и экологического потенциалов региона. Если этот процесс нарушается, регион переходит в разряд депрессивных и нуждается в государственной поддержке. В качестве параметров, характеризующих региональные интересы, можно предложить следующие:

- создание условий, улучшающих  демографическую ситуацию в регионе;

- выравнивание доходов  населения;

- повышение экономической  активности региона;

- регулирование (со стороны  государства) занятости и рынка  труда.

Анализ и оценка положения  в регионах весьма затруднены ввиду  отсутствия для них требуемых  условий (методических разработок, необходимой  информации, специальных аналитических  служб и т.д.). Основная сложность  заключается в невозможности  дать однозначную интегральную оценку ситуации в регионе.

Мировой опыт территориального управления (в том числе и заработной платой) предполагает использовать в  подобных целях совокупность комплексных  оценок важнейших региональных ситуаций. В этом случае одной из главных  задач является составление перечня  ситуаций в регионе. Необходимо отследить  что имеет наибольшее значение для  региона, какие внешние тенденции  необходимо учитывать.

Относительно проблемы регулирования  средств на оплату труда предприятий, расположенных в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями, в  настоящее время можно выделить следующие ситуации:

1) установленные ранее  размеры районных коэффициентов  и надбавок в данное время  не отражают объективных различий  в воспроизводстве рабочей силы;

2) районные коэффициенты, установленные в процентах к  тарифному заработку, не выполняют  компенсирующей и стимулирующей  функций при низких тарифных  ставках;

3) высокая отраслевая  дифференциация оплаты труда  сводит до минимума значение  районных коэффициентов.

Для выхода из данных ситуаций необходима трансформация самой  системы гарантий. Интересен в  этом отношении опыт зарубежных стран.[34] Региональная политика увязана здесь с государственным регулированием через повышение экономической активности путем выделения субсидий, предоставления налоговых льгот, финансирование развития инфраструктуры. В целом эти меры обеспечивают стратегические интересы государства в регионе. В структуре финансирования регионов наибольший удельный вес представляют не доплаты к заработку, а средства для создания комфортных условий для проживания. Далее, система стимулирования работающих применяется в ограниченном виде и в основном для государственных и муниципальных служащих. Компенсационные выплаты устанавливаются в абсолютном размере в пределах 10-20 % тарифного заработка.

Для поддержки предпринимателей государством принимаются меры, повышающие эффективность производства через  систему льготного налогообложения. Наибольшую активность государство  проявляет в регулировании занятости  и рынка труда в регионах с  неблагоприятными природно-климатическими условиями: переобучение и повышение  квалификации безработных; создание дополнительных рабочих мест. Одной из особенностей рассмотренных вариантов является разделение гарантий на компенсационные  и стимулирующие. Первые – осуществляют возмещение разницы в стоимости  жизни по отношению к регионам с благоприятными условиями для  проживания, вторые – выравнивают  конкурентные условия предпринимателей. Изложенный опыт имеет несколько  положительных моментов, которые  необходимо использовать в региональном регулировании трудовых отношении. Самый важный из них состоит в  определении количественных соотношении в уровнях оплаты труда равной сложности и значимости по регионам. Для экономики России приемлемым станет межрегиональная дифференциация оплаты труда, в количественном отношении представляющая различия в стоимости жизни по регионам. Именно этот принцип необходимо положить в основу установления районных коэффициентов. Эти выплаты являются доплатами компенсационного характера, которые выполняют воспроизводственную функцию. Однако, если эта функция не будет увязана с другой – стимулирующей, то государственное регулирование оплаты труда вступит в противоречие с интересами предпринимателей.

В целом можно назвать, как минимум, три источника осуществления  гарантийных выплат:

- цены на продукцию;  бюджеты всех уровней; налоговые  льготы.

Для бюджетных организаций  источниками названных выплат являются бюджеты, а для хозяйствующих  субъектов – цены на выпускаемую  продукцию, а точнее – увеличение цены на сумму доплат и коррелируемых  с ними налогов. Поэтому для обеспечения  стимулирующей функции, необходимо ввести систему налоговых льгот, которая позволит уравнять условия  конкуренции для предпринимателей.

Представленный механизм обеспечит принцип социальной справедливости для лиц, проживающих в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями, позволит в достаточно высокой  степени согласовать интересы государства  и субъектов федерации, а также  постепенно адаптировать эту систему  к рыночным условиям хозяйствования.

Мировым опытом и рядом  научных исследований доказано, что  в регулировании трудовых отношений  активная роль принадлежит государству. Наиболее распространенными видами деятельности в этой области являются: законодательное установление минимальных  стандартов условий найма (продолжительность  рабочего дня, уровень минимальной  заработной платы, доплаты и льготы); законодательное установление норм в области условий труда и техники безопасности; законодательное ограничение и контроль за допуском лиц к определенным видам занятий; регулирование поведения работодателей и работников на основе гражданских прав и законодательства о труде. При этом необходимо подчеркнуть, что неверно ограничивать роль государства перечисленными видами деятельности. Механизм государственного регулирования сложнее и многообразнее: посредством его создаются условия баланса интересов всех субъектов трудовых отношений. Иначе говоря, государство выполняет функцию обеспечения общих условий социально-экономического роста. В этой связи изменяются как виды регулирования, так и сам механизм, т.е. перемены касаются методов, способов регулирования. Однако какие бы методы, механизмы не осуществлялись, прежде всего надо обеспечить условия выполнения заработной платой трёх основных функций: воспроизводственной, стимулирующей, распределительной. Мы считаем, что только в этом случае сам механизм регулирования может быть эффективным. При этом необходимо понять логику общественных изменений, изучить, как реально «работает» современный механизм, обеспечивает ли он названные условия? Необходимо указать, что роль государства качественно различается на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся экономики рыночного типа. На этапе перехода к рыночным отношениям эффективное регулирование размеров и динамики заработной платы невозможно без использования системы социального партнерства. Договорный способ регулирования заработной платы, опирающийся на цивилизованные отношения работодателей, наемных работников и государства, позволяет сбалансировать интересы социальных оппонентов на основе всестороннего учета позиции каждой из сторон и выработки гибкого подхода к принимаемым решениям. Кроме того, на этом этапе развития государство принимает активное участие в формировании институтов регулирования рынка труда и занятости. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства произойдет корректировка, уточнение функций государства.[35] Будет происходить процесс последовательного перехода от прямых к косвенным методам регулирования оплаты труда; к усилению роли государства в регулировании социальных процессов; установлению минимальных ставок заработной платы; определению прожиточного минимума; продолжительности рабочего времени и времени отдыха; уменьшению неоправданной дифференциации в доходах населения.

Для реализации воспроизводственной  функции оплаты труда и обеспечения  предельного нижнего уровня вознаграждения всем работающим в законодательном  порядке устанавливается минимальная  заработная плата. «Цена жизненных  средств, необходимых для воспроизводства  рабочей силы, – основное содержание минимальной заработной платы. Она  не должна опускаться ниже минимального потребительского бюджета, низкого  стандарта (прожиточного минимума) одинокого  работника».[36]

Таким образом, предприниматели  обязаны обеспечить минимальный  размер заработной платы. В данном случае необходимо гибкое сочетание воспроизводственной  и стимулирующей функций оплаты труда для органической увязки различных  уровней государственного воздействия. Размер минимальной заработной платы  должен быть достаточным не только для воспроизводства рабочей  силы, но и для стимулирования наёмных  работников и предпринимателей. Только тогда будет обеспечен баланс интересов субъектов отношений. Такой же подход необходим к гарантированным  государством надбавкам и доплатам к заработной плате; они, выполняя воспроизводственную  функцию, не должны входить в противоречие с интересами работодателей.[37]

Распределительная функция  оплаты труда взаимоувязана с  вышеназванными. Устанавливая минимальную  заработную плату и гарантированные  надбавки и доплаты, государство  как бы проводит границу минимальной  оплаты за низкоквалифицированный труд. Иначе говоря, устанавливает минимальный  размер затрат на оплату труда в  издержках производства и обращения. Далее, в соответствии с существующей налоговой системой России, выплаты социального характера и отдельные налоги поставлены в зависимость от фонда оплаты труда, т.е. от величины затрат средств на оплату труда зависят размеры выплат, налогов, которые в большинстве своем – косвенные. Следовательно, заработная плата, выполняя распределительную функцию, в конечном итоге в значительной мере влияет на результат хозяйственной деятельности предприятия – прибыль. Налицо противоречие интересов участников экономических отношений (государство, работодатель, наемный работник). Очевидно, что каждый из этих участников стремится увеличить свою долю в добавленной стоимости. Возникает проблема поиска варианта и обоснования механизма возможного компромисса их интересов. Важнейшим элементом такого механизма является налоговая система и принципы распределения налоговых средств. Необходима оценка вариантов налоговой системы и последствий их применения для каждого из участников экономических отношений.[38] Основные ответы, которые необходимо получить, анализируя возможные подходы: какую долю при каждом варианте могут получить население, производители, региональный бюджет, федеральный бюджет или как могут измениться источники финансирования социальной сферы, возникнут ли условия для ее развития?

Информация о работе Управление оплатой труда: проблемы и современные тенденции