Управление персоналом предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Создавшаяся сейчас в нашей стране ситуация вносит значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого предприятия. Формирование и развитие кадрового потенциала предприятий в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним и внутренним условиям.

Содержание

Введение…………………………………………….…………………………....3
1. Система управления персоналом, его содержание, методы управления персоналом …………………………..………………………………………....4
1.1. Понятие «система управления персоналом предприятия» ………………….………………………………………………………………….4
1.2. Методы управления персоналом ………………………….…………….7
1.2.1. Административные методы управления персоналом………………8
1.2.2. Экономические методы управления персоналом……………………8
1.2.3. Социально-психологические методы управления персоналом……9
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности ……………………………………………………………………………….…...10
3. Наем, отбор и профессиональная подготовка персонала организации (предприятия)……………………………………………………………….…14
4. Анализ использования персонала предприятия ООО «Сладкая жизнь»…………………………………………………………………………...21
4.1. Краткая характеристика ООО «Сладкая жизнь»……………….….21
4.2. Расчет потребности в персонале и планирование его численности на примере ООО «Сладкая жизнь»……………………………………………..23
4.3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Сладкая жизнь»……………………………………………………………....24
4. Предложения по эффективности использования персонала предприятия……………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..30
Список литературы……………..…………………….……………………....31

Работа содержит 1 файл

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО.doc

— 236.00 Кб (Скачать)

     Все управленческие принципы подразделяют на общие (универсально-фундаментальные), которые складываются под влиянием действий всей системы экономических законов и частные (социально-ориентированные), которые возникают в результате решения каких-либо локальных задач.

      Таким образом, система управления персоналом состоит из функций, принципов и методов, которые находятся во взаимодействии.  

    1. Методы  управления персоналом
 

      Методы  управления - это совокупность приёмов  и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных целей, т.е. способы воздействия на коллектив  и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в производственном процессе.

      В настоящее время выделяют три группы общих методов управления, чаще всего рассматриваемых как дополняющие друг друга:

       - административные;

       - экономические;

       - социально-психологические. 

      1.   Административные методы управления персоналом
 

      Административные (организационные, или распорядительные) методы управления персоналом основаны на прямых директивных указаниях.

      Они включают: организационно-стабилизирующие (законы, уставы, правила, инструкции, положения и др.); распорядительные (приказы, распоряжения); дисциплинарные (меры и формы ответственности).

      Возможны три формы проявления этого метода:

  1. обязательное предписание (приказы, запрет);
  2. согласительные (консультация, разрешение компромисса);
  3. рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пожелание).
 
      1.   Экономические методы управления персоналом
 

      Они представляют собой систему материальных стимулов и мотивов, побуждающих всех работников плодотворно трудиться на общее благо.

     Экономические методы  можно разделить на основные и вспомогательные (обеспечивающие). К основным экономическим методам относится, в частности, экономическое стимулирование персонала (например, премии, предоставление работнику льгот и привилегий).

     К вспомогательным методам побуждения, направленным на решение задач экономического стимулирования, относятся аналитические (анализ затрат, качества, параметров систем), экономико-математические и балансовые.

     Группу  аналитических методов можно  подразделить на 2 подгруппы: социологические  и технико-экономические методы. Главными социологическими методами являются тестирование, анкетирование, хронометраж, фотография рабочего дня и другие. В ряду технико-экономических методов можно назвать: техническое измерение параметров системы и ее внешнего окружения для нахождения отклонений от нормативов и побуждения (мотивации) их соблюдения; нормирование элементов фонда заработной платы организации и составляющих заработной платы каждого работника в зависимости от актуальности и важности стимулирующих факторов; прогнозирование параметров развития системы в увязке с параметрами и факторами стимулирования.

     К экономико-математическим методам относятся:

- факторный  анализ с применением экономико-статистических методов с целью ранжирования параметров стимулирования;

- метод  моментных наблюдений хода производственного и управленческого процессов с целью оптимизации затрат ресурсов и ее стимулирования;

- методы  исследования операций с целью  оптимизации эффективности систем управления и стимулирования (методы линейного программирования, симплексный метод, транспортная задача, динамическое программирование, сетевое планирование, теория массового обслуживания, управление запасами и др.). Балансовые методы предполагают сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности для выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности организации. Они позволяют обнаружить «узкие» места в системе ресурсосбережения и найти наиболее эффективные факторы стимулирования. 

      1.   Социально-психологические методы управления персоналом
 

      Социально - психологические методы - совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Для  наибольшей эффективности воздействия необходимо знать психологические особенности  исполнителей, социально - психологические характеристики коллективов; использовать приёмы, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы, культура и прочее). Приёмы и способы социально - психологического воздействия определяются компетентностью  и способностью руководителя.

       2. Технико-экономическая характеристика предприятия, расчет потребности в персонале и планирование его численности.

     2.1 Технико-экономическая  характеристика предприятия ООО «Сладкая жизнь»

     В данной работе рассмотрено предприятие  ООО «Сладкая жизнь», которое расположено по адресу: Россия, г. Москва, ул. Саянская д. 8-А. Предприятие было образовано в 2006 году на основании учредительного договора от 27.10.2006 года, двумя учредителями с уставным капиталом в размере 10000 руб. По своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Сладкая жизнь» действует на основании Устава Российской Федерации.

     Миссия  организации – удовлетворение потребностей потребителя в высококачественных и доступных по ценам кондитерских изделиях.

     Основной вид деятельности организации – производство кондитерских изделий.

     Организационная структура предприятия представлена на рисунке 1. 

     ООО «Сладкая жизнь» имеет в собственности  административное помещение общей  площадью 250 кв. м., и производство по изготовлению кондитерских изделий.

     Рассмотрим  основные технико-экономические показатели предприятия за 2008 и 2009 годы (см. рис. 2). 

Таблица 1. Основные технико-экономические показатели ООО «Сладкая жизнь»

Показатель 2008 г. 2009 г. Изменение
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 2 322 2 371 +49
Объем производства продукции в текущих  ценах отчетного года, тыс. руб. 12 000 12 790 +790
Себестоимость продукции на одного работника, тыс. руб. 484 613 +129
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 12 512 12 382 -130
Среднесписочная численность работников, чел. 20 17 -3
Рентабельность  продаж, % 18,55 19,15 +0,60
Удельный  вес продаж в стоимости произведенной  продукции 1,0427 0,9681 -0,0746
Среднегодовая выработка продукции одним работником (в текущих ценах), тыс. руб. 600 752 +152
Прибыль на одного работника, тыс. руб. 116,1 139,47 +23,37
 

      Данные (рис. 2) свидетельствуют о том, что прибыль на одного работника в 2009 году увеличилась на 23,37 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

  1. производительности труда

     Rпп =  ГВ * Дрп2008 * Rоб2008 = 152 * 1,0427 * 18,55 / 100 = +29,4 тыс.руб.;

  1. удельного веса реализованной продукции в общем ее выпуске

     Rпп = ГВ2009 *  Дрп * Rоб2009 = 752 * (-0,0746) * 18,55 / 100 = -10, 41 тыс. руб.;

  1. рентабельности продаж

     Rпп = ГВ2009 * Дрп2009 *  Rоб = 752 * 0,9681 * (+0,60) / 100 = +4,5 тыс.руб.

      Также можно отметить, что несмотря на уменьшение численности персонала  на предприятии, объем производства продукции увеличился в 2009 году за счет подбора более квалифицированных кадров и повышения квалификации действующих сотрудников; себестоимость выпускаемой продукции – увеличилась за счет удорожания сырья.

      На  анализируемом предприятии отрицательный  результат удельного веса реализованной  продукции в общем ее выпуске в 2009 году по сравнению с предыдущим годом можно рассматривать как неиспользованный резерв, который можно достичь за счет проведения определенных маркетинговых мероприятий.  

      4. Анализ использования  персонала предприятия  ООО «Сладкая  жизнь»

     Каждая  организация заинтересована в повышении  своей конкурентоспособности, что требует как внедрения высоких технологий, так и привлечения наиболее способных и квалифицированных работников. Подбор таких работников - одна из основных задач службы управления персоналом. Чем выше уровень профессионализма работников, их умений, навыков, способностей, трудовой мотивации, тем быстрее совершенствуется и более продуктивно используется материальный фактор организации. 

     Рис. 3. Организационная структура предприятия

     Анализ  структуры трудовых ресурсов по категориям персонала на предприятии (см. рис. 3):

Анализ  структуры трудовых ресурсов ООО «Сладкая жизнь»

Показатели 2008 г. 2009 г. Абсол. изменение, чел.
Чис-ть, чел. Уд. вес, % Чис-ть, чел. Уд. вес, %
Среднесписочная численность персонала, всего 20 100 17 100 -3
Административно-управленческий персонал 4 20 3 17,6 -1
Технологи 2 10 2 11,8 0
Кондитеры 6 30 6 35,2 0
Продавцы  продовольственных товаров 2 10 2 11,8 0
Мойщики посуды 2 10 2 11,8 0
Уборщики  помещений 2 10 1 5,9 -1
Водители 2 10 1 5,9 -1
 
 

      2. Расчет потребности  в персонале и  планирование его  численности на  примере ООО «Сладкая  жизнь»  

     Рассчитаем  количественную потребность основных работников на примере кондитеров, занимающихся изготовлением тортов, на 2010 год с помощью метода, основанного на использовании данных о времени трудового процесса.

     Определим фонд рабочего времени на основе баланса  рабочего времени одного работника. Структура баланса приведена  в табл. 3.

     Таблица 3. Баланс рабочего времени одного кондитера

№ п/п Показатель баланса Расчет
1 Календарный фонд времени, дней 365
2 Количество  выходных и праздничных дней 182
3 Количество  календарных рабочих дней 183
4 Количество  дней невыходов на работу 6
5 Количество  фактических рабочих дней 177
6 Изменения рабочего времени из-за сокращения или увеличения рабочего дня, ч +8
7 Средняя продолжительность  рабочего дня, ч 10
8 Нормативный (полезный) фонд рабочего времени Фt, ч 1778
 

     Kв  — коэффициент выполнения норм  времени; Kв =1,0;

     Рассчитаем Тн — время, необходимое для выполнения заданной программы:

              (3000*1,0+150)     (2000*0,6+120)     (500*1,5+100)

     Тн = -------------------- + ------------------- + -------------------- = 5320 (ч.)

                        1,0                        1,0                           1,0 

     Фt — нормативный (полезный) фонд рабочего времени одного работника (в нашем случае из табл. равен 1778 ч.) ;

Информация о работе Управление персоналом предприятия