Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

 

     Значение анализа организационной среды предприятия резко возросло в последнее время,  особенно в условиях нестабильности сегодняшней экономической ситуации под воздействием мирового финансового кризиса, что подтверждает необходимость постоянного мониторинга организационной среды и оперативных мероприятий по реагированию на изменения.

     Актуальность  выбранной темы работы «Внешняя и  внутренняя среда организации» обусловлена  важной ролью анализа организационной  среды предприятия для его  успешного функционирования и разработки направлений его развития.

     Организация представляет по своей сути сложную  систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и  внешней среды, что и  обусловливает главную цель настоящей  работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

     Поскольку цель работы подразумевает под собой  как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
  • выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
  • определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

     Таким образом, предметом настоящего исследования является внутренняя и внешняя среда организации отношения,  объектом наблюдения - магазин «Акустика-холл».

     Объект  исследования – стратегическое управление организацией.

     Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших исследователей в рассматриваемой области, результаты практических изысканий видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике организационной среды, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

     Вопросам  исследования посвящено множество  работ, однако, как представляется автору данной курсовой работы, материал, изложенный в учебной литературе, носит, в  основном, обще-теоретический характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике затрагиваются более узкие аспекты проблемы организационной среды и межорганизационных отношений.

     Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Внешняя и внутренняя среда организации» определяют научную новизну данной работы.

     Практическая значимость курсовой работы определяется её научной новизной, данная работа может быть использована для дальнейшей разработки вопроса о взаимосвязи внутренней и внешней организационной среды в практическом применении к конкретному предприятию.

1. Теоретические подходы  к изучению организаций.  Содержание понятий  «внутренняя» и  «внешняя» среда  предприятия

1.1. Развитие теории  организации: краткий  историко-библиографический обзор

     В развитие теории организации внесли вклад ученые, занимающиеся исследованием  бизнес-администрирования, государственного и муниципального управления, а также  политики, социологи, психологи, и представители  многих других дисциплин. Основы теории организации были заложены в конце ХIХ - начале XX вв. немецким социологом Максом Вебером. Его модель бюрократии, в частности, содержит некий стандарт («идеальный тип»), с которым сравниваются существующие организации. Он обладает характеристиками, которые в нашем сознании ассоциируются с качествами, присущими большим организациям, а именно: высокий уровень специализации; четко установленная иерархия полномочий с ясно очерченными границами ответственности; отбор и расстановка кадров, основанные на заслугах перед организацией; управление, базирующееся на правилах, которые позволяют достигать цели наиболее эффективным способом1.

     Другими представителями теории организации  в начале XX в. были Фредерик В. Тейлор и Мэри Паркер Фоллет. Ф. Тейлор, которого считают родоначальником науки управления, внес значительный вклад в научную организацию труда на предприятии.

     В отличие от модели управления Тейлора, в известной степени механистической, подход Мэри Паркер Фоллет2 предполагает изучение психологических аспектов функционирования организации. Она исходила из того, что основу организации составляют взаимосвязи индивидов и что деловая организация - это часть большой и целостной человеческой организации, которая называется обществом.

     В первой половине XX в. идеи Ф. Тейлора были более популярны среди специалистов, чем идеи М. Фоллет. Однако ряд экспериментов, проведенных в Хоторне на заводе «Вестерн Электрик», поставил под сомнение основные положения концепции Ф. Тейлора. Дальнейший вклад в развитие теории организации принадлежит Честеру Барнарду. В работе «Функции исполнительной власти» он определил формальную организацию как «систему сознательно координируемых действий или сил двух или более индивидов». Ч. Барнард считал, что потребности и желания индивидов, независимо от того, рациональны они или нет, должны быть удовлетворены в той мере, в какой это побуждает работников действовать в интересах организации. Значительный вклад в развитие теории организации внес также Герберт Саймон, один из ведущих специалистов в области государственного управления, разработавший концепцию рационального поведения в организационных группах. В работах «Административное поведение» (1957) и «Модель человека» (1958), написанных совместно с Джеймсом Марчем, Г. Саймон предложил подход к организации, базирующийся на изучении объективных фактов организационной жизни и в том числе ценностей. Он считал, что, хотя люди привносят в организации ограниченную рациональность, все же они, как правило, стараются вести себя в соответствии со своей оценкой того, что рационально, а что нет. В то время, как Г. Саймон рассматривал личность как функцию социальных сил, другие авторы считали, что она имеет значительно больший выбор в организациях. Крис Аржирис, написавший работу «Личность и организация», указывал, что традиционные организационные процессы зачастую вступают в противоречие с естественным стремлением людей к развитию3. Он отмечал, что люди по мере их взросления склонны к движению от пассивности к активности, от зависимости к независимости, от простого к более сложному поведению, от поверхностных к более глубоким интересам, от кратко- к более долговременной перспективе, от подчиненной позиции к равенству, от упрощенного восприятия действительности к многостороннему.

     Джеймс  Томпсон4 увязал понятие открытой системы с понятием закрытой системы, которая менее интегрирована и, следовательно, лучше управляема. Основывая свои работы на идеях социолога Талкотта Парсонса, Томпсон предложил три организационных уровня ответственности и управления: технический, административный и институциональный. Техническая часть организации касается эффективного исполнения стоящей задачи; административная - посредничества между техническими группами и клиентами организации, а также снабжения необходимыми ресурсами; институциональная же часть касается связей между организацией как институтом и общественной системой, частью которой она является. Согласно Томпсону, логика закрытых систем, сосредоточенная на технической эффективности, более соответствует техническому уровню. А логика открытых систем, нацеленная на взаимодействие с окружающей средой, - более подходит для институционального уровня. Административная же подсистема нужна для посредничества между двумя другими уровнями организации.

     Взгляд  с позиции открытых систем также привел к усилению внимания к вопросам межорганизационных отношений. Каст и Розенцвейг считают, что существуют определенные общие характеристики окружающей среды, которые влияют на все организации. Среди них можно отметить культурные, технологические, образовательные, политические, юридические, природные, демографические, социологические и экономические факторы. Все организации некоторым образом находятся под воздействием данных факторов.

     Разные  авторы обращают внимание на одно очевидное  обстоятельство: одно окружение может быть враждебным к организации, в то время как другое - вполне благоприятным. Эмери и Трист предположили, что окружающую среду можно разделить на виды5, в зависимости от количества изменений, в ней происходящих, и сложности знаний, необходимых для успешного функционирования. По их типологии, существуют "спокойные", "волнующиеся" и "непокорные" окружающие среды. В зависимости от типа среды, в которой действует организация, требуются различные подходы как при определении границ системы, так и при внутреннем управлении. Теория организации предлагает различные механизмы взаимодействия организации с окружающей средой, включая такие понятия, как буферизация, интеграция и выделение организационных групп.

1.2. Содержание понятий  «организация» и «организационная среда» предприятия

 

     Понятие организации весьма многозначно. Наиболее упрощенное, частное понимание организации  – это отдельная фирма как  производственная единица, представляющая собой единый целостный организм. Она состоит из лиц, которые имеют перед собой некую объединяющую цель и, работая в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы.

     С точки зрения теории менеджмента, организация  трактуется более широко: «организация составляет одну из важнейших функций  современного менеджмента, осуществление которой — наиболее существенная часть деятельности руководителей всех уровней»6.

     Наиболее  справедливым и полным представляется определение сущности организации  как процесса: это составная часть  менеджмента, заключающаяся в решении вопросов формирования структуры, касающихся ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами) : инспекторами-контролерами и другими служащими; формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.

     Принимая  во внимание, что менеджмент в целом  распадается на отдельные позиции  менеджмента в рамках структуры  и реализует свои функции в  направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации, можно сделать вывод о том, что те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться «организационным взаимодействием».

     Организационная структура - целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы  функционирующие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

     Организационная среда в менеджменте обеспечивает рациональное пространственно-временное распределение всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом аспекте организация представляет собой средство исполнения плановых заданий и формирует условия, в которых последние будут осуществляться. Указанное выше положение имеет большое значение, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания и масштабов деятельности предприятия.

     Важная задача организационной среды менеджмента заключается в эффективном сочетании всех элементов производственного процесса во времени, т.е. определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения всех работ. Организация процессов во времени включает как внутри-, так и межорганизационные отношения: структуризацию производственных процессов, подготовку кооперации предприятия с другими фирмами и координацию их деятельности, доведение отдельных заданий до исполнителей, обеспечение равномерной и достаточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с целью их своевременного и экономного выполнения. Современные теории и практика менеджмента обладают большим разнообразием форм и видов организационной среды предприятия. Системная ориентация менеджмента при характеристике содержания «организационной среды предприятия» предусматривает рассмотрение предприятия как сложной открытой системы, во-первых, состоящей из взаимосвязанных элементов и, во-вторых, активно взаимодействующей с окружающей средой.

     Согласно  теории систем, все организации являются открытыми системами, выживание  которых зависит от внешнего мира.7 Такая система не является самообеспечивающейся, - через проницаемые границы она обменивается с внешней средой энергией, информацией, материалами. Открытая система, которую представляет организация, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации