Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия Алтайского края ООО «Акустика-холл», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Содержание

Введение 2
1. Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия 4
1.1. Развитие теории организации: краткий историко-библиографический обзор 4
1.2. Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия 7
1.3.Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента 10
2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края 24
2.1. Краткая характеристика организации 24
2.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика-холл» 26
2.3. Анализ внешней среды 27
3. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления 31
Заключение 33
Библиографический список 35
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 37

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Финансовый  анализ включает в себя: стоимость средств, сравнимую с нормой и основными конкурентами, способность нарастить добавочные средства, адекватный коэффициент ликвидности, использование кредитов для финансовой деятельности в сравнение с нормами и основными конкурентами, адекватный коэффициент активности, адекватный коэффициент рентабельности, отношения с кредиторами и акционерами, политику дивидендов и соответствие притока и оттока средств.

      Факторы сферы финансов и учета;

  • составление бюджета и планирования прибыли;
  • возможность привлечения краткосрочного и долгосрочного капитала; отношение к налогам;
  • гибкость структуры капитала;
  • эффективный контроль над издержками, возможность их снижения, система учета издержек.

    Для анализа финансового среза рассматриваются вопросы тенденций в изменениях финансовых показателей деятельности организации, процент прибыли, обеспечиваемый отдельными подразделениями, осуществление капитальных затрат в соответствии с будущими производственными потребностями и т.д.

      Организационная культура пронизывает деятельность любой организации, проявляясь в том, как осуществляют свою работу сотрудники организации, как они относятся друг к другу и к организации в целом. В числе её факторов можно назвать, например, систему построения карьеры в организации, критерии для продвижения сотрудников, лояльность сотрудников к правилам своей организации, стили руководства.

      Легальность и репутация. Рассматривая данный фактор внутренней среды, подчеркнём важность налаживания отношений с активной группой потребителей, со средствами информации, с представителями органов власти, рекламу, соответствующую стандартам этики и т.п.

     Информационные  системы организации - важная часть её внутренней среды. Основное их назначение - поддерживать информационный поток в организации, соответствующий обеспечению наибольшей продуктивности и принятия решений. Информация должна быть собрана, сохранена, и синтезирована таким образом, чтоб реагировать на запросы деятельности и стратегии. Информационные системы могут не только помочь в анализе окружающей среды, но и быть стратегическим оружием в достижении конкурентоспособных преимуществ.

     Обобщив вышесказанное, можно сказать, что  всё многообразие внутренней среды  предприятия можно свести к следующим укрупнённым сферам:

    • производство;
    • маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС);
    • НИОКР;
    • финансовое управление, бухучет и отчетность;
    • общее управление.

     Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.2.

    Рис. 2. Внутренняя среда фирмы 

     Такое деление на сферы деятельности носит  условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационной структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны основными информационными потоками в управлении предприятием.

Внешняя среда и межорганизационные отношения

 

     Организационная среда в её внешнем аспекте выступает в качестве источника, питающего организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне11.

     Любая организация пребывает в состоянии  постоянного обмена с внешней  средой, тем самым обеспечивая себе возможность выживания. Однако, поскольку ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют многие другие находящиеся в этой же среде организации, то всегда существует возможность того, что организация не будет в состоянии получить нужные ресурсы из внешней среды.

     Это может ослабить ее потенциал и  повлечь за собой массу негативных для организации последствий.

     Задача  стратегического управления поэтому  состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     В практике стратегического анализа  принято делить внешнюю среду  организации на два «больших блока»: среду макроокружения и среду непосредственного окружения, или микросреду12.

     Основной  принцип отнесения тех или  иных средовых факторов к определенной группе заключается в следующем: если организация находится под  непосредственным воздействием какой-либо другой организации или человека и сама может оказывать на них непосредственное воздействие, то эта организация/человек будет отнесен к среде непосредственного окружения. К среде же макроокружения будут отнесены факторы, оказывающие косвенное, непрямое воздействие на деятельность, как правило, достаточно большого количества организаций и компаний.

                               Таблица 1.

Сферы и факторы макросреды фирмы

 
Сфера макросреды Факторы макросреды
1. Политические 1.1. Стабильность  демократических преобразований факторы в стране

1.2. Вероятность  возврата к прошлой политической  системе

1.3. Криминальная  обстановка в стране

2. Экономические  факторы 2.1. Тенденции  изменения внешнеэкономических  связей

2.2. Дефицит бюджета  страны (%).

2.3. Среднегодовые  темпы инфляции

2.4. Удельный  вес частной собственности в  совокупной собственности страны

2.5. Наличие “стратегии  перехода страны на рыночные  отношения и их развития”,  опубликованной в открытой печати

2.6. Показатели  налоговой системы и внешнеэкономической деятельности

2.7. Структура  распределения доходов населения

2.8. Уровень развития  финансовой системы страны

3. Социально-демографические  факторы 3.1. Место страны  в мире по продолжительности  жизни

3.2. Место страны  в мире по жизненному уровню  населения

3.3. Продолжительность жизни (мужчин, женщин)

3.4. Смертность  детей в возрасте до одного  года, % от родившихся и в сравнении  с лучшим мировым показателем

3.5. Рождаемость  и смертность населения страны

3.6. Структура  населения страны по полу, возрасту, составу семьи, занятости, удельному весу одиноких, по образованию, удельному весу служащих, пенсионеров, школьников, студентов, работающих женщин, плотность населения по регионам и др.

3.7. Миграция  населения

3.8. Структура  населения по доходу и др.

4. Правовые  факторы 4.1. Наличие федеральных  правовых актов (указов Президента, постановлений правительства, государственных стандартов и т.п.) по стандартизации, метрологии, защите прав потребителей, антимонопольной политике, сертификации товаров и услуг, управлению качеством и конкурентоспособностью товаров, охране окружающей природной среды, предпринимательству, ценным бумагам, финансам и т.д.

4.2. Наличие федеральных  правовых актов, регулирующих  взаимоотношения компонентов экономической системы страны

4.3. Наличие федеральных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность страны и фирм

4.4. Наличие федеральной  программы создания правого государства

4.5. Качество  прокурорского надзора за соблюдением  федеральных правовых актов

4.6. Преемственность  правового обеспечения по вертикали и горизонтали

5. Экологические  факторы 5.1. Параметры  экосистемы страны

5.2. Количество  городов и удельный вес численности  их населения, которые не отвечают  требованиям по экологичности

5.3. Затраты в  бюджете страны (в %) на поддержание экосистемы страны

6. Природно-климатические  факторы 6.1. Характеристика  климатических факторов страны

6.2. Дефицитность  отдельных видов ресурсов по  регионам страны

7. Научно-технические  факторы 7.1. Характеристика  системы информации страны

7.2. Уровень компьютеризации страны

8. Культурные  факторы 8.1. Средний уровень  образования населения страны

8.2. Обеспеченность  населения страны объектами культуры (ед/час): театрами, . кинотеатрами, библиотеками, дворцами спорта и комплексами и другими объектами культуры .

8.3. Отношение  людей к окружающему миру

8.4. Долговременные  тенденции развития в области  культурных ценностей

 

     Теория  заинтересованных лиц13 очерчивает основные категории организаций и лиц, входящих в среду непосредственного окружения большинства организаций. Это могут быть акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы и, возможно, местные или государственные власти.

     Таким образом, менеджеры организации  должны обладать качествами политиков и дипломатов.

     Они должны уметь устанавливать хорошие  отношения с каждой группой заинтересованных лиц, развивать в себе способности  к убеждению, создавать союзы, представлять одну часть заинтересованных лиц  другой и т.д.

     Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятие, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем, инфраструктура региона, также как и макроструктура, оказывает влияние на работу фирмы косвенно.

     Чем выше уровень развития, стабильность и эффективность работы отраслей инфраструктуры региона, тем лучше будет морально-психологический климат в коллективе (в силу устойчивой работы транспорта, высокого развития сферы услуг и т.п.), выше квалификационный уровень работников (высокое качество образования), лучше здоровье работника (хорошо работают все отрасли региона).

     Чем лучше эти показатели, тем выше отдача фирмы, тем больше будет взносов  в местный бюджет.

     Помимо  «заинтересованных лиц», к среде  непосредственного окружения организации относится и такой значимый фактор как конкуренты.

     Непосредственное  прямое влияние на работу фирмы оказывают  ее конкуренты, а также предприятия, организации и учреждения, поставляющие фирме ресурсы, информацию, приобретающие у нее товар, оказывающие финансовые и другие прямые услуги.

     В обобщённом виде внешняя микросреда фирмы представлена на рис.3 как система  материальных, финансовых и информационных связей фирмы. 
 

      

       Рис. 3. Внешняя микросреда фирмы

     Таким образом, анализ внешней среды организации представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей макро- и микросреды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика-холл» г. Бийск Алтайского края

2.1. Краткая характеристика  организации

 

      Исследуемая организация ООО «Акустика-холл»  арендует под магазин помещение  по улице Г-Алтайская.

     ООО «Акустика-холл» является юридическим лицом, зарегистрировано Постановлением мэра г. Бийска №96 от 05.02.08 г. Правовое положение общества и, соответственно, рассматриваемого нами предприятия, определяется его учредительными документами, Гражданским кодексом., Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и другим законодательством Российской Федерации.

      ООО «Акустика-холл» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банковском учреждении, круглую печать и штампы со своим полным наименованием и другие необходимые реквизиты. Предприятие действует на основании полного хозяйственного расчета, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств.

      Общество  создано для осуществления предпринимательской  деятельности с целью извлечения прибыли. ООО «Акустика-холл» осуществляет свою коммерческую деятельность на потребительском рынке, предметом купли-продажи которого выступают товары и услуги, предназначенные для удовлетворения спроса населения.

      Общая площадь магазина составляет 280 м2, под торговую площадь отведено 107 м2.

     В магазине представлен широкий ассортимент  музыкальных товаров:. музыкальных  инструментов, аксессуаров к ним (гитарных струн и т.п.), а также; попутно – продажа дисков со звукозаписями исполнителей, музыкального и звукового оборудования (A/V-ресиверы, акустические системы, сабвуферы и проч.). Также предоставляются услуги  настройки и мелкого ремонта инструментов. торговля сопутствующими непродовольственными товарами. Ассортимент ООО «Магазин №3 «Север» насчитывает свыше 500 наименований товаров. По ценовому уровню реализуемой продукции магазин можно отнести к магазину среднего уровня цен.

     Основная  цель магазина – увеличение товарооборота и получение прибыли. Важные цели также – снабжение товарами музыкального назначения, удовлетворение покупательского спроса и повышение культуры торговли.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации