Государство как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Введение

 

Центральным институтом политической системы является государство. В  его деятельности концентрируется  основное содержание политики. Сам  термин "государство" обычно употребляется  в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая  на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному  народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Создание надежной конструкции  российского государства — острая общественная потребность, и эта  задача заставляет глубоко осмыслить  феномен государства. В любом  обществе существует колоссальный разброс  общественного мнения — от абсолютизации  роли государства как единственного  источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания  всякого государства. И обе эти  крайности существуют в общественной мысли и практике со времен Платона  и Аристотеля, т.е. в течение всей истории развития государства и  общества.

Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения  личности (как представителя и  первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо  народа должно представлять собой высший закон для государства.  
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно «останавливалась» на более низких — выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества.                                                              Государство олицетворяет собой сложное образование, воспроизводящее и содержащее в себе много общественного и одновременно оказывающее большое влияние на состояние и развитие общества. Между государством и обществом существуют прямые и обратные связи, идет взаимообмен информацией и деятельностью. Коротко говоря, государство есть публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества. Можно добавить, организованная сила общества, но властная сила потому и является таковой, что она организованна.

Драма человеческой истории  и современности во многом определяется тем, каково соотношение этой властной силы и общества, насколько она  отчуждена от общества, противостоит ему и, наоборот, связана с ним  и хранит его, что представляет собой  данная властная сила, какие цели и  интересы движут ею и что она несет  обществу. Эти острейшие общественные вопросы составляют центральное  направление теоретических и  практических политических поисков, и  на них нет простых ответов. Немало здесь зависит от сущности конкретного  государства в конкретный период его существования.

Выбранная тема курсовой работы "Государство как общественное явление" довольно актуальна, так  как государство есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий.

Исходя из этого, основная цель курсовой работы изучить сущность государства и провести анализ и характеристику функций государства. При этом в работе раскрываются следующие задачи:

-охарактеризовать природу  и сущностные характеристики  государства;

-отразить общие признаки  государства;

-рассмотреть устройство  государства;

-сделать соответствующие выводы по теме;

-рассмотреть тенденции  развития государства;

           -типологию современных государств;

       -дать  характеристику современного российского  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Государство как субъект управления общественными процессами

1.1. Природа, сущностные характеристики государства

 

Сущность — это та «самостоятельная сила», без которой явления как  такового нет; это главное, определяющее, основное в явлении; это повторяющиеся  свойства, противоречия и тенденции  развития явления; это совокупность внутренних, необходимых сторон и  взаимосвязей явления.

Государство есть необходимый  способ жизнедеятельности общества, иного человечество не придумало. Любое  общество имеет общие дела, общий  интерес и потребности в самосохранении, обеспечении своей жизнедеятельности. Неслучайно у Платона и Аристотеля появились от слова полис (город, государство) однокоренные понятия: политика — общие дела, «искусство жить вместе» (Платон), полиция — управление внутренними  делами полиса. Тогда же возник институт гражданства как способ правовой связи отдельного человека с обществом  и властью, определяющий юридическое  состояние, статус, взаимные права и  ответственность гражданина и государства. Само слово «государство» с XVI века употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать: государство — это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка  на территории проживания.

Государство как организация  общества — необходимое условие, предпосылка решения общих дел. Потребности и интересы людей  часто противоречивы, порой взаимоисключающие  и могут создавать социальную напряженность, противоборство. Обращая  внимание на эту сторону жизни  общества, русский ученый-психолог В.М. Бехтерев в книге «Коллективная  рефлексология» (1921 г.) отметил: «... обществу надлежит содействовать всестороннему  развитию личностей, ограничивая себя от распада путем укрепления солидарности между его сочленами. В этом, и  только в этом должна быть задача организованного общества, именуемого государством». И другой наш соотечественник — И.А. Ильин подчеркивал: «Государство, в его духовной сущности, есть не что иное как родина, оформленная и объединенная публичным правом; или иначе: множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознании».1

Государство — это не просто организация общества, а высшая форма общности. Поколения людей  прошли через несколько этапов развития. Родоплеменная общность постепенно сменилась населением — более  высокого уровня общностью этнографической, территориальной. На протяжении многих столетий население формировалось  как народ. По определению В. О. Ключевского, «народ есть население, не только совместно  живущее, но и совместно действующее, имеющее общий язык и общие  судьбы». Память народная удерживает события, впервые коснувшиеся всего народа, в которых он принял участие и  через это совокупное участие  впервые почувствовал себя единым целым  — нацией. Народ и создал государство  как новую форму общности более  высокого уровня — национально-территориальной  и политико-правовой организации. Таким  образом, государство предстает  как форма, содержанием которой  является народ, и через эту форму  каждый народ-нация представляется в мировом сообществе как единое целое. Можно сказать: государство  — это мы, граждане. «Мы — есть одно. Мы — единая духовная и правовая община, управляющаяся единой властью  и связанная единством жизни, творчества и исторической судьбы. Мы — государство».

Государство — это конечно, политическая организация общества. Любое общество заинтересовано в  том, чтобы успешно управлять  своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок. Иначе не наладить производство, не обеспечить развитие культуры, не помочь человеку в удовлетворении его потребностей и интересов. Государство и создавалось как механизм публичной власти, воплощающей право и силу. Возможности решения общих дел определяются наличием государственного аппарата управления, правомочием государственных органов власти создавать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и интересов. При этом государственные органы власти могут использовать в своей деятельности не только политико-правовые, административно-правовые методы воздействия, но и аппарат принуждения, насилия: вооруженные силы, органы госбезопасности и охраны общественного порядка, надзора и контроля. Можно сказать: государство — это организованная власть и правопорядок.

Публичная, государственная  власть — преемник всей совокупности первобытных властных начал, она  впитала в себя власть семьи, рода, племени, возвысилась над ними, простерлась  на всю территорию государства и  подчинила себе все без изъятия  сферы жизнедеятельности общества. В этом плане можно говорить о  том, что государственная власть — едина и верховная.

Единая государственная  власть выступает как целое, разделенное  на подсистемы, противостоящие друг другу  и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной  власти являются структура и органы трех ветвей власти (представительной, административно-исполнительной и  судебной).

Органы государственной  власти и управления взаимодействуют  с институтами гражданского общества — партиями, общественно-политическими  движениями, группами интересов и  т.д. при решении общих дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных  актов, управленческих решений. Поэтому  государство можно признать как  важнейший элемент, составную часть  политической системы общества.

Политическая система  решает важную задачу общества: выделение  из всего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политического процесса.

Таким образом, государство  предстает как сложнейшая общественно-политическая система, важнейшими компонентами которой  являются: народ, территория, система  права, система власти и управления.

Различные стороны государства  могут стать основанием для определения  государства различными авторами.

Социолог может охарактеризовать его как определенным образом  организованное население, форму организации  общества.

Политолог подчеркнет, что  это — важнейший элемент политической системы общества, механизм публичной  власти.

Правовед не забудет отметить определенный нормативный порядок, интегрирующий жизнедеятельность  людей, определит государство как  юридическую персонификацию нации.

Все указанные характеристики имеют право на существование, они  акцентируют внимание на каком-нибудь одном из компонентов, присущих государству: народ, территория, система права, система  государственной власти, институт гражданства.

Обобщая сущностные признаки, можно определить государство как  способ и форму организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединенных институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Государство есть завоевание человеческой цивилизации, показатель ее зрелости. С этих позиций понятна  общезначимая для всех граждан и  властных структур проблема укрепления государства как социальной ценности, его авторитета внутри страны и на мировой арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Общественные функции государства

 

Сущность государства  раскрывается и реализуется во взаимодействии с обществом, в том, что и как  оно делает по упорядочению и совершенствованию  частной, коллективной и общественной жизнедеятельности людей. Эта "погруженность" государства в общество характеризуется  через понятие "функции государства". Слово "функция" идет от латинского fùnctio, Означающего исполнение, обязанность, круг деятельности. Известно выражение  И.В. Гете: "Функция — это существование, мыслимое нами в действии". Функция  есть, конечно, отношение, посредством  которого одна сторона, в данном случае государство, "выливает", переносит  свою сущность (силу, потенциал) на другую — общество. Речь идет именно об общественных функциях государства, поскольку государство  вне взаимодействия с обществом  теряет всякий смысл, а его общественная сущность (природа) познается также  через эти функции. Анализ общественных функций государства позволяет  увидеть реальное бытие государства.

Можно выделить несколько  общественных функций государства, которые присущи ему в современный  период.

Прежде всего, это функция  обеспечения целостности и сохранности  того общества, формой которого выступает  данное государство. Ее можно называть политической функцией, ибо конечная цель политики в объективном смысле сводится к созданию условий для  спокойного и гармоничного развития общества. Государство и возникло как попытка преодолеть раскол, разброд, борьбу в обществе, свести противоречия к разрешению в рамках закона.

Но до сих пор многие политические силы рассматривают государство  в качестве разменной монеты при  достижении своих эгоистических  интересов. Поэтому как только они  овладевают властью, то тут же направляют ее силу на отлучение об общественной роли и подавление своих оппонентов, и обычно не считаются с мнением оппозиции и меньшинства. Последние же, будучи ущемленными, устраивают конфронтации, мобилизовывают свои возможности и через некоторое время меняют ситуацию в свою пользу. Такие вот своеобразные "качели" постоянно вносят в общество напряжение и отвлекают его от созидания.2

Между тем давно известно, и об этом немало писалось, в том  числе и в начале нашего века, что "само современное государство основано на компромиссе, и конституция каждого отдельного государства есть компромисс, примиряющий различные стремления наиболее влиятельных социальных групп в данном государстве". Государство является достоянием всего общества, и оно не может и не должно следовать только интересам одних людей, игнорируя интересы других. Забвение этого и превращение государства в орудие насилия (и торжества) одной части общества над другой неизбежно ослабляет государство, разрывает его связи с обществом и рано или поздно разрушает. Опыт показывает, что лучшим состоянием общества бывает такое, когда в нем царят мир, спокойствие, сотрудничество, конструктивное творчество. И если государство подобное состояние общества не поддерживает, а позволяет тем или иным политическим силам его будоражить, взрывать, ввергать в конфликты, не говоря уже об этнических или гражданских войнах, то, следовательно, оно не выполняет своей первейшей общественной функции, не оправдывает своего существования. В такой ситуации трудно вообще говорить о каком-либо государственном управлении.

Информация о работе Государство как общественное явление