Государство как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Актуальной, можно назвать  ее социальной, функцией государства  выступает, далее, обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина. Ведь именно для этого люди создают государство и поддерживают его духовно и материально. Русский социолог изгнанник И.А. Ильин в 30-е годы XX века — время террора на его родине — полагал: "Призвание государства состоит в том, чтобы при всяких условиях обращаться с каждым гражданином как с духовно свободным и творческим центром сил, ибо труды и создания этих духовных центров составляют живую ткань народной и государственной жизни. Никто не должен быть исключен из государственной системы защиты, заботы и содействия; и в то же время все должны иметь возможность работать и творить по своей свободной, творческой инициативе".

Разумеется, что свобода  человека осуществляется в обществе, в общении и сотрудничестве людей. Ее регулируют семья, собственность, мораль, право, другие общественные институты (традиции, обычаи, религия), создающие  в совокупности среду человеческой жизнедеятельности. Но несомненно, что  люди разные и одну и ту же среду  используют для достижения разных целей, в том числе и злонамеренных. Не видеть этого может лишь наивный идеалист. В таких условиях только властная сила общества (государство) способна служить гарантом того, что свобода будет сохранена, защищена, станет устойчивой и надежной. К концу века большинство индустриальных демократий подтвердили национальным законодательством признание провозглашенного международными декларациями комплекса прав и свобод человека.

Вместе с тем повседневная практика этих же самых стран свидетельствует, что между юридическим закреплением прав и свобод человека и реальным их осуществлением лежит дистанция  огромного размера. До сих пор  жизнь человека подвергается постоянным опасностям и часто обрывается преступной рукой. Организованная преступность превратилась в глобальное явление. Другие права  и свободы человека нарушаются вообще легко и безнаказанно.

Потом, когда ставится вопрос о социальной функции государства, то ее содержание не исчерпывается  провозглашением и защитой прав и свобод человека. Оно намного  шире и сложнее: имеется в виду создание всего многообразия условий  воспроизводства и развития человека, начиная с рождения новых поколений, их образования и воспитания и  кончая сохранением памяти об умерших  предках; формирование социокультурного пространства, благоприятного для самореализации каждого человека, а не только избранных; стимулирование творческого роста  человека и использование его  талантов и возможностей; проведение в жизнь принципов социальной справедливости и многое другое. Какой  бы обширной ни была свобода человека в обществе, всегда должна сохраняться  нить, связывающая его с государством, превращающая его в гражданина и  тем самым придающая ему устойчивость и надежность в жизни.

Вторая половина XX века изменила отношения между государством и  свободной рыночной экономикой. Становление  мирового рынка, усиление конкуренции  на базе "высоких" технологий, необходимость  развития человеческого потенциала как основного компонента производительных сил, расширение технотронных опасностей и иные, совершенно новые обстоятельства жизни привели к тому, что государства  стали играть особую роль в экономической  сфере общества. Почти повсеместно  наблюдается сближение глобальных интересов национального государства  и национального бизнеса. Современное  государство не ослабляет, а, наоборот, усиливает свою экономическую функцию, состоящую в создании организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной  и эффективной экономической  деятельности общества.  

Связь государства и экономики  видима давно и людьми, стоящими на чуть ли не противоположных идеологических позициях. Русский ученый, сторонник  монархии еще в начале века писал, что "действительная, прочная система экономики страны может воздвигаться лишь на идее развития производительных сил. Это система экономической самостоятельности страны, завершенности всех ее сил, добывающих и обрабатывающих, гармонически друг друга дополняющих и дающих в результате страну экономически самоудовлетворяющуюся, по крайней мере, в пределах необходимости.

Эта система по внутреннему  смыслу вполне совпадает с той  идеей независимости, которая проникает  собою цели и смысл государства  вообще" . Но и в конце века, несмотря на огромное число доказательств  из опыта практически любой индустриально  развитой страны, находятся люди, занимающие, в частности, руководящие государственные  посты, которые полагают, что рыночная экономика, особенно переходного периода, должна функционировать без вмешательства  государства, без его сознательного  влияния на ее структуру и механизмы. Смешиваются два подхода: детальное  определение экономической деятельности чуть ли не каждого человека (чем  пыталась заниматься централизованная плановая экономика) и формирование нормативного пространства, в котором  бы экономические потребности, интересы, цели, правила, нормативы, стимулы, санкции, поступки и действия были тщательно  продуманы, осуществлялись рациональным способом, приносили социальный эффект, гармонизировали отношения человек  — общество — природа.

Кризис среды обитания человека, истощение невозобновляемых природных ресурсов, духовная деградация людей выдвигают на повестку дня  новые парадигмы общественного  и частного экономического поведения, освоить которое помимо государства, без опоры на его всеобщий интерес  и всеобщую волю невозможно. Нужно  искать и использовать такие механизмы  взаимодействия государства и экономики, которые бы снимали "тотальность" государства и анархию рынка  и в итоге давали оптимизирующееся общественное развитие.

Государство выполняет, наконец, и такую, только ему присущую общественную функцию, как поддержание свободы, суверенитета и исторического существования  народов своей страны в рамках мирового сообщества. Человек реализуется  в своем народе (в своей нации), народы — во взаимодействии с другими  народами. Порой почему-то забываются геополитические обстоятельства, определяющие судьбу народов, вековые национальные интересы. Благодаря космополитизму средств массовой информации размываются национальные ориентации, идеалы, ценности, идет вестернизация по одному шаблону, который при внимательном анализе оказывается весьма корыстным и привязанным к конкретным интересам.3

В результате исследования 200-летней истории США и сравнения  ее с историей других народов, А. Шлезингер-младший  пришел к выводу, который имеет  универсальное значение: "Raisons d'état (можно перевести как основания  государства), а не динамика развития капитализма привели к стремлению Америки иметь влияние в мире..." И далее: "Политические и стратегические мотивы, национальное могущество и  национальная безопасность (подчеркнуто  мною. — Г.А.) обладают своими собственными жизнеспособностью и силой независимо от систем идеологии и собственности". Та или иная территория и соседи по месту ее расположения достались  определенному народу вследствие сложных, нередко драматических исторических перепитий. Передел территории и  улучшение геоположения чреваты  сегодня большой кровью и огромными  материальными утратами. Поэтому  государство призвано осуществлять свою внешнюю функцию в стратегических параметрах, умело строить взаимосвязи  по всему периметру своих границ, сохранять и укреплять сотрудничество с возможно большим числом государств, всемерно способствовать развитию международных  структур, поддерживающих мир и спокойствие в глобальном и региональном масштабах. Отчетливо проявляется также зависимость между содержанием и результативностью реализации внешней функции государства и успехами в осуществлении его внутренних функций. Именно благоприятная международная обстановка создает условия для созидательного развития любого государства.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Общие признаки государства

 

Государства разных исторических эпох и народов мало схожи между  собой. И все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты. Общими для государства являются следующие  признаки:

Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев. Этот признак  отличает государство от родоплеменной  организации, основанной на принципах  самоуправления.

Территория, очерчивающая границы  государства. Законы и полномочия государства  распространяются на людей, проживающих  на определенной территории. Само оно  строится не по кровнородственному или  религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

Суверенитет, т.е. верховная  власть на определенной территории. В  любом современном обществе имеется  множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны  для всех граждан, организаций и  учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание  законов и норм, обязательных для  всего населения.

Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического  уничтожения человека. Возможность  лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной  власти. Право на взимание налогов  и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения  государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой  добровольно и не обязательно  для населения, государственное  гражданство человек получает с  момента рождения.

Претензия на представительство  общества как целого и защиту общих  интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве  что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство  и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

Определение общих признаков  государства имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных  отношений. Лишь на основе обладания  качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями.

В современном международном  праве выделяются три минимальных  признака государства: территория, народ, объединенной правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отличают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения  и эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные формы государства

2.1 Форма правления

 

Осознавая государство как  форму, содержанием которой является народ, нетрудно понять, что не всегда форма соответствует содержанию и тогда народ пытается изменить государство, используя различные  методы и средства — бунты, революции  или правовое переустройство формы  государства. государство правление политический режим

Форма государства — это  не отвлеченное понятие и не политическая схема, безличная к жизни народа, а строй жизни и живая организация  народа, это способ организации и  осуществления государственной  власти.

Форма государства имеет  три выражения: форма правления; форма политико-административного  устройства; политический режим.

Форма правления — это  организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношений, степень участия граждан в  их формировании.

Среди современных форм правления  выделяются монархия и республика.

Монархиями являются четвертая  часть государств Земли, что свидетельствует  о сохранении монархического сознания, уважения к традициям. Вместе с тем, большинству современных людей  свойственны рационалистическое сознание и приверженность республике.

Республика — форма  правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными  представительными учреждениями.

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской  формы правления: парламентскую, президентскую  и смешанную парламентско-президентскую. Вид республики определяется тем, кто  реально влияет на исполнительную власть.

Исполнительная (административная) власть — это аппарат государственного управления, институты исполнительной власти в их совокупности на всех иерархических уровнях управления, компетенция государственных органов и государственных служащих, их практическая деятельность.

Исполнительная власть концентрирует  фактическую мощь страны, ибо:

  • осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка;
  • имеет универсальный характер во времени и в пространстве, т.е. осуществляется непрерывно и везде, где функционируют человеческие коллективы;
  • имеет предметный характер: опирается на конкретные территорию, контингента: людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует инструменты служебных продвижений, награждений, распределений материальных и духовных благ и др.;
  • использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Информация о работе Государство как общественное явление