Государство как общественное явление

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин "государство" обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все представляемое им общество.

Работа содержит 1 файл

курсовая сгу.docx

— 65.22 Кб (Скачать)

Во-вторых, в современных условиях наряду с демократизацией и социализацией  характерно, особенно для постиндустриального  информационного общества «продвинутых»  стран, создание технологического и технократического государства. При принятии решений и Управлении в современном высокоструктурированном обществе все шире используются специалисты (избираемые народом органы все l опираются на их мнение, оставляя за собой решение вопросов лишь общего характера, да и референдум законами многих стран задается проводить по некоторым вопросам, в том числе по специальным), применяются новые технологии, позволяющие просчитывать различные варианты. Одна из составляющих этой тенденции по лучила название «рационализированный парламентаризм». Вместе с тем различные технологии для прямой и обратной связи государственных органов (должностных лиц) с населением, технических специалистов с органами принятия решений (в том числе с парламентом правительством) используются также для манипулирования поведением широких масс, для оказания давления на органы, принимающие решения. Поэтому одна из проблем современного государства состоит в умении соединить демократию и технократию ради общих целей.7

В-третьих, уменьшается значение государственного принуждения изменяются его формы, возрастает роль государства-организатора, государства — социального арбитра. Государство, его органы стремятся гасить конфликты путем консенсуса и компромисса, применяя обычно не административные, а экономические, психологические и иные формы принуждения. Однако государство всегда остается (реально или потенциально) не только органом для выполнения «общих дел», но и институтом легализованного и легитимного принуждения. Оно может приобретать весьма жесткие формы (разгон демонстраций, смертная казнь и др.), но и такое принуждение может использоваться в интересах общества, для выполнения «общих дел».

В-четвертых, практика свидетельствует  о волнообразном движении в развитии государственного управления. Усиление регулирующей роли в экономике (а следовательно, в сфере социальных отношений и в определенной степени в политике и сфере личных отношений) достигает критической точки, когда зарегулированность стесняет естественное развитие общества, что влечет упадок экономической деятельности, снижение жизненного уровня населения, а иногда и медленную стагнацию, длящуюся десятилетиями (тоталитарные социалистические государства). С другой стороны, излишние социальные гарантии со стороны государства, для которых у общества не было достаточных ресурсов, приводили в Швеции, Испании, Норвегии к «бегству» капитала из страны, замедлению темпов развития. Снижение социальных льгот восстанавливало активность, но порождало недовольство населения и приводило к поражению правящей партии на выборах. Такие циклы повторяются.

В-пятых, все более отчетливо  проявляется тенденция к созданию гибридных, смешанных, переходных форм. Прежние классические формы президентской, парламентарной республики, федерализма, автономии, государственных режимов постепенно исчезают, их заменяют полупрезидентские, полупарламентарные республики, региональные государства, сочетающие черты унитаризма, федерализма, автономии. Возникают новые методы осуществления государственной власти, иные формы государственных режимов, соединяющие некоторые элементы авторитаризма и демократию. Создаются образования, сочетающие черты международного объединения и государственности Европейский союз, Союзное государство Белоруссии и России, Союз Сербии и Черногории и др.).

Наконец, в-шестых, в настоящее время  все более резкими становятся «взлеты» и «падения», контраст в развитии государственности в древнем мире и в Средние века были свои деспоты, абсолютные монархи и свои относительные демократии (для свободных), свое «полицейское государство» и городская республика, но такого «полюсного» противопоставления государственно-организованных форм демократии и диктатуры мир, пожалуй, до XX в. не знал. Социально-политический тоталитаризм — это изобретение нашего времени.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Характеристики современного Российского государства

 

Конституция РФ содержит характеристики российского государства как  демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет некоторым  этим характеристикам (на уровне современных  стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые  санкции по наведению конституционного порядка (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных  органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние  общественного мнения на государственные  дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления.

Россия не является развитым социальным, государством. Примерно 1/3 населения (по другим данным — около 1/4) находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается. 
Российское государство не является полностью правовым. Правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок. Многое в этом отношении исправлено, Но еще далеко не все.

Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.

Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, число субъектов Федерации велико (89), субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (девять из Ю автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ).Форма правления в России сочетает черты парламентарной республики (например, возможность вынесения вотума недоверия Правительству РФ, необходимость согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства РФ) и президентской (назначение министров по воле Президента РФ, возможность увольнения Председателя Правительства по усмотрению Президента). Юридически это смешанная форма правления, полупарламентарная, полупрезидентская республика. Однако в реальной жизни доминируют признаки президентской республики.

Федеративное устройство Российской Федерации регулируется нормами статьи 65 и главы 3 Конституции Российской Федерации 1993 года. Субъектами федерации в России являются:

  • Республики в составе Российской Федерации (государства);
  • Края;
  • Области;
  • Города федерального значения;
  • Автономная область;
  • Автономные округа.

Все субъекты Российской Федерации  равноправны, то есть не допускается  их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта.9

Федеративное устройство России основано на ряде принципов:

  • государственная целостность Российской Федерации;
  • единстве системы государственной власти;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • равноправие и самоопределение народов в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Таким образом, изучив литературу по теме, можно прийти к выводу, что  государство — это не просто организация  общества, а высшая форма общности. Поколения людей прошли через  несколько этапов развития. Родоплеменная  общность постепенно сменилась населением — более высокого уровня общностью  этнографической, территориальной. Государство  — это политическая организация  общества. Любое общество заинтересовано в том, чтобы успешно управлять  своими делами, решать проблемы публичные, отражающие общий интерес и потребности, организовывать, упорядочивать, регулировать поведение, отношения людей, поддерживать общественный порядок.

Единая государственная  власть выступает как целое, разделенное  на подсистемы, противостоящие друг другу  и одновременно дополняющие друг друга. Формой материализации государственной  власти являются структура и органы трех ветвей власти.

Органы государственной  власти и управления взаимодействуют  с институтами гражданского общества — партиями, общественно-политическими  движениями, группами интересов и  т.д. при решении общих дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных  актов, управленческих решений. Поэтому  государство можно признать как  важнейший элемент, составную часть  политической системы общества.

Политическая система  решает важную задачу общества: выделение  из всего комплекса общественных отношений, процессов тех проблем, которые требуют принятия обязательных решений. Политическая система охватывает государство и общество в их взаимодействии при проработке проблем в рамках политического процесса. Правовое государство — это всеохватывающая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона. Верховенство закона подразумевает не только и не столько приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий спектр прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязательно последовательно и неукоснительно обеспечивает реализацию этих прав и защищает их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

     В качестве  одной из важнейших задач,  связанной с формированием правового  государства,  следует рассматривать  развитие и совершенствование   законодательства,  формирование  новой по существу правовой  системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бакаев С.В. Широкое и узкое значения «государства» // Журнал российского права. – 2004. - №2. – С. 42-44.
  2. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 551 с.
  3. Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций. -М.: - Экзамен,2006. 
  4. Котельникова Е.А., Экономика фирмы. –М.: Эксмо, 2009.
  5. В.Я.Поздняков, С.В.Казаков Экономика отрасли. –М.: ИНФРА-М, 2010
  6. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007
  7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.- М.: Юнити-Дана, 2007
  8. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004
  9.   Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2011.

1 Бакаев С.В. Широкое и узкое значения «государства» // Журнал российского права. – 2004. - №2. – С. 42-44.

 

2 Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 551 с.

 

3 Елизаров Ю. Ф. Экономика организаций. -М.: - Экзамен,2006.-248 с.

4 Котельникова Е.А., Экономика фирмы. –М.: Эксмо, 2009

5 В.Я.Поздняков, С.В.Казаков Экономика отрасли. –М.: ИНФРА-М, 2010

 

6 Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007

7 Горфинкель В.Я. Экономика предприятия.- М.: Юнити-Дана, 2007

8 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист – 2004

9 Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2011.

 


Информация о работе Государство как общественное явление