Характеристика корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:14, контрольная работа

Описание работы

В то же время корпоративная форма бизнеса, давно и прочно освоенная в странах с рыночной экономикой, для современной России относительно нова и до конца еще не сформировалась. Большинство отечественных корпораций пока еще невелики по объему получаемой прибыли и уровню капитализации, однако процесс их укрупнения идет и обусловлен он следующими обстоятельствами:
· четко просматривается тенденция вытеснения отечественными корпорациями банков с позиций интеграторов собственности и капитала;
· обостряется конкуренция на рынках инвестиций, а крупным корпорациям легче занять на этих рынках более прочные позиции;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Характеристика корпорации.………………………………………………... 4
1. Определение корпорации……………………………………………….4
2. Виды корпораций, их характеристика…………….……………....…10
Заключение……………………………………………………………………. 14
Список использованных литературных источников ……………………. 19

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

              Законами   Российской   Федерации  регламентированы  состав, функции  и правила  создания  высших  звеньев  управления  акционерным  обществом: общего  собрания  акционеров, совета  директоров  и  правления.

              Общее  собрание  акционеров  является  высшим  органом  управления компанией. Оно проводится ежегодно по окончании  финансового  года. На  годовом  общем  собрании акционеров  избирается  совет  директоров (наблюдательный  совет) общества, ревизионная  комиссия (ревизор), утверждается аудитор. Там же происходит  утверждение  годового  отчета, бухгалтерского баланса, счета о прибылях и убытках общества, распределения  прибылей  и  убытков.

              Совет директоров (наблюдательный совет) общества осуществляет общее  руководство деятельностью  общества, за  исключением  решения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров. В обществе с числом акционеров (владельцев  голосующих  акций) менее  50, функции  совета  директоров  может  осуществлять  общее  собрание акционеров.

              Руководство текущей деятельностью общества осуществляет  правление, председателем которого является генеральный директор. Помимо правления управление  текущей  деятельностью  осуществляют  штатные  органы  управления и линейные  руководители  структурных  подразделений. Организация  управления строится  на  основе  внутренних  документов (положений, стандартов, регламентов).

              Полномочия  исполнительного  органа  могут  быть  переданы  по  договору управления  имуществом другой  коммерческой  организации (управляющей организацией) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Набор  источников  финансирования  и  распределения  акцентов  среди  них для  каждой  компании  определяется  целым  рядом  обстоятельств. Это масштабы  компании, характер  ее  деятельности  и  рынков, на  которых  она представлена, особенности  государственного  регулирования, налогообложения и  др.

              Все  источники  финансирования  деятельности  корпорации  делятся  на внешние  и  внутренние. К  внешним  относятся: банковские  займы, кредиторская  задолженность, коммерческий  кредит, продажа  акций  и облигаций, государственные  субсидии, лизинг. Внутренние  источники – это

прибыль  компании  и  выручка  от  продажи  своего  имущества.

     2.  Виды  корпораций, их  характеристика.

              Корпорация  изначально  представляла  собой  объединение  свободных хозяйственных  субъектов  для  достижения  экономических  целей. С  течением времени  сложились  качественно  отличные  друг  от  друга  ее  виды.

Классическая  корпорация.

              Важнейший  принцип, лежавший  в  основе  индустриальной  корпорации  с самого  ее  возникновения, - максимальная  эффективность  производства (снижение  затрат, повышение  объемов  выпуска  продукции  и  максимизация прибыли). Как  следствие, одним  из  определяющих  показателей  ее  успеха является  стремление  к  лидерству  в  какой-либо  сфере. Классическая корпоративная  структура  предполагает  четкое  разграничение  собственности и  управления, противопоставляя  наемных  работников  владельцам  компании.

              В классической корпорации  важны  следующие  моменты:

·    ведущую  роль  в  таком  образовании  играют  так  называемые работники  интеллектуальной  сферы. От  них  не  в  меньшей  мере, чем  от владельцев, зависит  успех, они обладают гораздо  большей  свободой, чем традиционный  наемный  персонал, и, как следствие, предпочитают  трудиться не  на  фирму, а  вместе  с  ней, работать  как  коллеги, а  не  как подчиненные.

·    производственная  деятельность  компании  перестает  быть

совокупностью  отдельных  операций, в  полной  мере  превращаясь  в  процесс.

              В результате  решающие  позиции  начинают  занимать  специалисты, обладающие наиболее  полной  и  адекватной  информацией  о  нем (их  иногда  называют «собственниками  процесса»);

·   важнейшим элементом, цементирующим единство корпорации, становится  уже  не  простая  материальная  зависимость  сотрудников  от хозяев, а  специфическая  культурная  общность  персонала, в  рамках  которой «моральное  единство  обеспечивает  основу  для  взаимного  доверия».

Этатистская  корпорация.

              Большую  часть  ХХ  века  западный  мир  с  его  саморегулирующейся  рыночной экономикой  провел  в  условиях  жесткого  противостояния разным этатистским режимам, порой достигавшим  серьезных  экономических  успехов.

              Там  сформировался  иной  вид  корпоративных  структур. Хотя  внешне  они значительно  отличались  друг  от  друга, но  при  этом  имели  одну сущностную общность – их конфигурация в конечном счете  обуславливалась тем, что крупнейшей корпорацией  было  само  государство.

Характерные  черты:

·  главная цель – не  достижение максимальной эффективности производства, а  реализация  задач, поставленных  государством;

·  способность  добиваться  успехов  лишь  на  относительно  узких направлениях;

· успехи  достигались, как  правило, в  количественном, а  не  в качественном отношении, а главным инструментом их конкурентоспособности становились  искусственно  заниженные  издержки;

·  потребность  в  гигантских  инвестициях  для  своего  развития  и неспособность  обеспечить  высокую  эффективность  производства;

· невосприимчивость  к  технологическому  прогрессу. Этатистские корпорации  не  становятся  источниками  инноваций  и  не  оценивают  должным образом  интеллектуальный  потенциал  своих  работников.

              Однако  доминирование  в  экономике  корпораций  этатистского  типа  не означает, что  она  постоянно  находится  в  застое. Каждая  из  стран, в экономике  которых  присутствовал  этот  тип  корпорации, на  определенном этапе  достигала  значительных  хозяйственных  успехов, а  СССР  в  течение продолжительного  периода  занимал  место  второй  по  масштабам экономики мира.

Креативная  корпорация.

              Креативные  корпорации являются  уже  не  столько  элементами  общества, сколько общностями. Данные образования организуют  деятельность  не  на  основе  приказов руководителя, решения  большинства  и  даже  консенсуса, а  на  базе внутренней  согласованности  ориентиров  и  стремлений  сотрудников. Впервые мотивы  деятельности  оказываются  выше  ее  стимулов. Организация, построенная  на   единстве  мировоззрения  и  ценностных  установок  ее членов,  управлении  знаниями, сменяющем  прежнее  научное  управление индустриальной  эпохи, становится  наиболее  гармоничной  и  динамичной формой  производственного  сообщества.

Креативная  корпорация  отличается  от  рассмотренных  выше  типов  по целому  ряду  параметров:

·   ее  деятельность  в  первую  очередь  отвечает  внутренним устремлениям  и идеалам создателей и выходит за  рамки  экономической целесообразности. Превалирует, как  правило, их  стремление  реализовать свой  потенциал, накопленный ранее, - разработать и организовать производство  принципиально  новой  услуги, продукции, информации  или знания. По  мере  развития  компании  этот  весьма  сильный  мотив дополняется  желанием  самореализации  в  качестве  ее  создателя  как социальной  структуры;

·    она  строится  вокруг  творческой  личности, гарантирующей  ее устойчивость  и  процветание. Успех  владельцев  здесь  обусловлен  не контролем  над  большей  частью  капитала  своих  компаний,  а  тем, что  они как  основатели  бизнеса, ставшего  главным  проявлением  их  творческих возможностей, несут  за  него  ответственность, олицетворяя  в  глазах общества  в  первую  очередь  созданный  им  социально-производственный организм. Для  таких  предпринимателей  характерно  отношение  к  бизнесу как  к  своему  творению  и, следовательно, приверженность  целям организации  оказывается  более  устойчивой, чем та, что  базируется  на отношении  к  ней  как  к  своей  собственности;

·        такие  хозяйственные  образования  чаще  всего  не  следуют  текущей

хозяйственной  конъюнктуре, а  формируют  ее. Их  продукцию  обычно составляют  качественно  новые  знаниеемкие  товары  или  услуги. Креативные корпорации  в  большинстве  случаев  не  принимают  форму диверсифицированных  фирм  и  конгломератов, сохраняя  ту  узкую специализацию, которая  была  предусмотрена  при  их  создании. Они  видоизменяют  реальность деловой  жизни, привнося  в  нее  не  вполне  экономические  элементы, основанные на возрастающей свободе индивидов и  порождающие  дальнейшие ее  упрочение  и  развитие. В  этом  отношении  креативные  корпорации воплощают собой выход за пределы классической индустриальной компании и жестко противостоят  этатистским  структурам;

·  они  не  только  способны  развиваться, используя  внутренние источники, но и обнаруживают  возможность  постоянно  преобразовываться, давая  жизнь  все  новым  и  новым  компаниям.

              Отсюда  можно  сделать  вывод, что  в  наступившем  столетии  роль

креативных  корпораций  усилится. Именно  этот  факт  отражает  реальный

масштаб  и  значение  современной  технологической  революции, делающей

новое  общество  все  более  и  более  непохожим  не  то, которое  мы оставили  в  ХХ  веке.

 

Заключение

              Слово  «корпорация»  в  словарях  определяется  как  объединение, общество, союз. В  словаре  С.И. Ожегова  понятие  «корпорация»  толкуется  как  «одна из  форм  монополистических  объединений». Действительно, корпорации, как правило, объединяют основных производителей  однотипной продукции, что может приводить к монополизации  производства.

              В  США  понятие  «акционерное  общество»  отождествляется  с  понятием «предпринимательская  корпорация» - предприятие, преследующее  цель получения прибыли. Следовательно, «корпорацию» необходимо  отграничить  от государственного сектора и общественных (некоммерческих)  организаций. А поскольку  любое  предпринимательство  связано  с  удовлетворением  спросана  рынке, то  можно  зафиксировать  две  главные  цели, присущие  любой корпорации: извлечение  прибыли  и  удовлетворение  спроса.

              Как  и  в  акционерном  обществе, в  корпорации  акционер  несет ограниченную  ответственность  по  обязательствам  и  долгам  компании. Капитал  корпорации  делится  на  акции  и  паи. Будучи  владельцем собственности  корпорации, акционеры  имеют  право  на  долю  доходов, которые выплачиваются пропорционально величине, приходящейся  на  одну акцию. Однако  корпорация  не  обязана  ежегодно  выплачивать  дивиденды, и может использовать эту прибыль  как  источник  финансирования  инвестиций.

              Мера  ответственности  индивидуальных  акционеров ограничена  объемом  их вклада  в  корпорацию, и  возможные  потери  не  могут  превышать  объема  их вклада. Каждый, кто  работает  на  корпорацию, является  наемным  работником. Принцип полного  объединения  в  одном  лице  собственника  и  менеджера неприемлем для  корпорации в  странах  аутсайдерского  типа, таких  как  США, Великобритания и  др. В  этих  странах  «владение»  и  «управление»  отделены друг  от  друга. Однако  этот  принцип  нарушается  в  странах  инсайдерского типа (Германия, Япония), где  собственники  действуют  и  как  менеджеры, получая  за  это  заработную  плату.

              Несмотря  на  нарушение  принципа  разделенной  ответственности, специалисты в  области  менеджмента  подчеркивают  эту  особенность  корпорации  как одну  их  существенных. Так, например И. Ансофф  определяет корпорации, как форму организации предпринимательской деятельности, предусматривающую долевую  собственность, юридический  статус  и  сосредоточение  функций управления  в  руках  верхнего  эшелона  профессиональных  управляющих, работающих  по  найму.

              Разделение  функций  собственности  и  контроля  не  вызывает  существенных негативных  последствий, если  интересы  группы  управления  согласуются  с пожеланиями  группы  владельцев  корпорации. Но  эти  интересы не всегда совпадают. Корпорации присуще двойное  налогообложение: налог  на  прибыль, выплачиваемый корпорацией, и  налог  с  дивидендов, которые  выплачивают акционеры.

              Юридические  особенности  корпорации  делают  ее  привлекательной  для инвесторов  по  четырем  аспектам  корпоративной  формы  бизнеса:

·        самостоятельность  корпорации  как  юридического  лица;

·        ограниченная  ответственность  индивидуальных  инвесторов;

·   возможность  передачи  другим  лицам  акций, принадлежащих индивидуальным  инвесторам;

·        централизованное  управление.

              Можно  выделить  и другие отличительные особенности  корпорации. К таковым  относят  крупные  размеры  компании. Однако  характеристика «крупные размеры» носит количественный, а не  качественный  характер, в силу  чего  такая  характеристика  сохраняет  неопределенность.

              В  настоящее  время  корпорация связывается  не  только  с  объединенностью нескольких «одиночных» бизнесов, но  и  с  объединением, интеграцией  двух и  более  акционерных  обществ  и  других  форм  предпринимательства  в различных  сферах  деятельности. Здесь  проявляется  качественная специфика корпорации. Ведь в горизонтальных и  вертикальных  интеграциях  заложен огромный  потенциал  развития  бизнеса. При  интеграции появляется возможность  вести  разработки  согласованной  политики  в  области специализации  и  интеграции  производства  однотипной продукции, раздела рынков  сбыта, распределения  капитальных  вложений, кооперирования  в области НИОКР, освоения  производства  новой  продукции  и  т.п.

Информация о работе Характеристика корпорации