Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение и анализ процесса принятия решений для более глубокого понимания его сути на примере предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ"
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты процесса принятия решений в организации.
2. На примере предприятия показать процесс принятия решений и его значимость.
3. Выделить аспекты по совершенствованию процесса принятия управленческих решений

Содержание

Введение 3
1. Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием 6
1.1. Сущность и классификация решений в процессе управления. 6
1.2 Разработка управленческих решений 12
1.3 Формы разработки и реализации управленческих решений 15
2 Анализ разработки принятия решений на предприятии ООО "Брянское СРП ВОГ" 26
2.1 Общая характеристика предприятия ООО "Брянское СРП ВОГ" 26
2.2 Принятие решений на предприятии 30
2.3Предложения по совершенствованию принятия решений в организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая ту.docx

— 89.84 Кб (Скачать)

В связи с этим принято  различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения. Уравновешенные решения принимают  менеджеры, внимательно и критически относятся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к  принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею. Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются  недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются "с наскока", "рывками". Инертные решения становятся результатом  осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Рискованные решения  отличаются от импульсивных тем, что  их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью. Перечисленные виды решений принимаются, в основном в процессе оперативного управления персоналом.

Для стратегического и  тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются  рациональные решения, основанные на методах  экономического анализа, обоснования  и оптимизации [ 5, с 202-220 ]

Таким образом, процесс осуществления решения связан с реализацией специального плана, который представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

1.2 Разработка управленческих решений

Разработка управленческих решений представляет собой процесс, объединяющий основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Решения, принимаемые органами власти, определяют не только качество и эффективность протекающих  в управляемой системе процессов, но и возможность устойчивого  и адаптивного развития в быстро меняющемся современном мире.

Процессы принятия решений  охватывают практически все области  человеческой деятельности и являются неотъемлемой составляющей процессов  управления.

Существует два определения  теории принятия решений: расширенное  и узкое. Расширенное отождествляет  принятие решений со всем процессом  управления. Узкое трактует процесс как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов. Многие авторы считают, что в теорию принятия решений имеет смысл включать также генерирование альтернативных вариантов, исполнение, контроль и анализ результатов.

Управленческое решение  в системе управления, не всякое решение, принимаемое руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документации, таковыми не являются.

Управленческим называется решение, принятое в социальной системе  и направленное:

    • на управление управленческой деятельностью;
    • проектирование системы управления организации (методология, структура, процесс, механизм);
    • стратегическое планирование;
    • управление кадрами;
    • управленческое консультирование;
    • взаимодействие с внешней средой.

Управленческим решением называют творческое, волевое действие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов разрешения проблемы. Управленческое Решение является основой процесса управления. Управлять — значит решать. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс Управленческого Решения — это поиск, переработка и анализ информации, разработка альтернатив, выбор лучшей из них, утверждение и реализация. Как явление Управленческое Решение — это план действий, приказ, программа, постановление, устное или письменное распоряжение.

Сущность управленческих решений связано с социальными, экономическими, организационными, правовыми и технологическими интересами организации.

Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает способы воздействия  на людей с целью согласования их деятельности. Чтобы успешно воздействовать на подчиненных, руководитель должен четко  представлять их интересы и потребности, мотивы и стимулы, установки и  ценности, опасения и тревоги, неформальную структуру рабочих групп. Социальная сущность УР проявляется в цели. Приоритетом при разработке решений  должно быть создание комфортной домашней и рабочей обстановки, всестороннее развитие личности в профессиональном и общекультурном плане, развитие системы  участия в управлении.

Глобальная цель управления социальной системой — это максимальное удовлетворение потребностей и интересов  личности, коллектива, общества. Например, стратегической долгосрочной целью  управления социально-экономическим  развитием муниципального образования  является повышение качества жизни  населения. Глобальная цель может включать технократические, социальные и экономические  цели. К технократическим относятся технические, технологические цели, достижение которых основано на формализованных подходах и алгоритмах. К социальным — обеспечение социальной справедливости, регулирование занятости и трудовых отношений, решение жилищных проблем, социальная поддержка отдельных групп населения, охрана окружающей среды и здоровья населения, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности, развитие физической культуры и спорта. К экономическим — рациональное использование земли и природных ресурсов, эффективное управление муниципальными финансами и имуществом, обеспечение налогового, ценового и тарифного регулирования, налаживание внешних экономических связей. Конкретная ситуация — это реальное положение дел в контексте установленной цели. Проблема трактуется как «разность» между целью и ситуацией.[10, с 34-58]

Группы проблем обобщаются в общую проблему (П), которая является индикатором эффективности реализуемых  решений. Чаще всего проблему анализируют  с точки зрения остроты и решаемости.

В процессе анализа составляют таблицу, в которой остроте и  решаемости проблемы присваиваются  численные показатели от 0 до 10 (0 —  самый высокий). Решение должно быть направлено на изменение ситуации и  приближение к цели, значит, масштаб  проблемы будет убывать до минимально допустимого назад. Довольно часто сложная на первый взгляд проблема в результате оценки по данным критериям может оказаться незначительной. Тогда процесс разработки управленческого решения завершается. Никакое решение разрабатывать и реализовывать не нужно.

 В итоге совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.

1.3 Формы разработки и реализации управленческих решений

Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, фиксируются  в распорядительных документах, основное назначение которых состоит в  реализации целей и задач, регулировании  деятельности объекта управления, обеспечении  его финансовыми, трудовыми, материальными  и информационными ресурсами. К формам разработки управленческих решений относят: указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, акцепт, протокол, инструкцию, договор, соглашение, план, контракт, оферту, положение, правила, модель.

Указ — решение верховного органа власти или главы государства, имеющее силу закона, например Указ Президента РФ «О структуре федеральных  органов исполнительной власти», Указ Президента РФ «О неотложных мерах  по повышению эффективности борьбы с терроризмом», Указ губернатора  Ростовской области «О регламенте Администрации  Ростовской области».

Указание — решение, разрабатываемое  органом государственного или муниципального управления по вопросам информационно-методического  характера, а также по вопросам, связанным  с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов данного  органа и вышестоящих органов  управления, носящее методический, технологический характер. Указание реализуется в форме наставления  или разъяснения.

Закон — решение высшей государственной власти, носящее  обязательный и непреложный характер, например Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ».

Акт — решение широкого круга государственных и общественных организаций, подтверждающее установленные  факты, события, действия. Например, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ—решение,принимаемое руководителем органа государственного или муниципального управления, действующего на основе единоначалия, в целях решения основных и оперативных задач, стоящих перед данным органом. В некоторых случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от подчиненности. Например, Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «О повышении роли государственных приемочных комиссий», Приказ Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ области «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда».

Распоряжение — решение  руководителя, главным образом коллегиального органа государственного или муниципального управления, принимаемое в целях  разрешения оперативных вопросов. Например, Распоряжение главы администрации  города «О присуждении премии главы  администрации города одаренным  учащимся общеобразовательных учреждений».

Протокол — решение, принимаемое  коллегиальным органом или группой  лиц, по вопросам, требующим совместного  обсуждения [18]. Например, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция — решение, устанавливающее порядок и правила  выполнения каких-либо действий в определенной сфере деятельности. Например, должностная  инструкция специалиста Управления экономики и промышленной политики администрации города, инструкция по работе с обращениями граждан, инструкция по работе с персоналом.

Договор — решение двух и более сторон об установлении, изменении и прекращении правоотношений. Например, договор о портфельных инвестициях, договор кооперации с зарубежным производителем.

Соглашение — решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру для какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения, соглашение о разделе рынков сбыта, соглашение о квотах на экспорт нефти странами ОПЕК.

План — решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации. Например, бизнес-план, план мероприятий  по реформированию и реструктуризации организации.

Контракт — решение  коммерческого характера о выполнении совместной деятельности с указанием  взаимных прав и обязательств.

Положение — решение, представляющее собой набор законов, правил и  инструкций, регламентирующих определенный вид деятельности. Например, положение об Управлении экономики и промышленной политики администрации города.

Правила — решение, представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и  деятельности определенных групп работников. Например, правила предоставления льгот  определенным слоям населения.

Модель какого-либо процесса или явления — решение, включающее набор определенных элементов и  связей, который с заданной точностью  воспроизводит реакции реального  процесса или явления на внешние  воздействия.

Формы реализации управленческих решений включают: деловую беседу, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, личный пример, обучение, совет, деловые  игры, совещания, заседания, отчет, деловое слово.

Деловая беседа — встреча  руководителя с подчиненным для  обсуждения заранее оговоренной  темы. Включает следующие этапы:

    • организация атмосферы взаимной заинтересованности;
    • согласование целевых установок;
    • информационная подготовка исполнителей;
    • обоснование целей и задач;
    • учет предложений исполнителей;
    • принятие решения.

Предписание — официальное  извещение, направленное конкретному  исполнителю, об обязательном выполнении решения в установленный срок.

Убеждение — проводимая руководителем деловая беседа с  целью добиться у исполнителей прочных  взглядов и установок относительно содержания управленческого решения  для его выполнения.

Разъяснение — проводимая руководителем деловая беседа, направленная на то, чтобы объяснить суть и  содержание решения.

Принуждение — деловая  беседа, цель которой — осознанно  заставить работника выполнить  управленческое решение.

Наставление — деловая  беседа, цель которой — обучить, подготовить работника к выполнению решения.

Сообщение — передача информации, данных, необходимых для успешного  исполнения управленческого решения.

Обучение — деловая  беседа, цель которой — дать новую  информацию и знания, необходимые  исполнителям для реализации управленческого  решения.

Совет — деловая беседа, цель которой — передать подчиненным  рекомендации по поводу возможных вариантов  реализации управленческого решения.

Деловая игра — мероприятия, проводимые на основе имитационных моделей  реальных процессов с целью развития навыков и способностей сотрудников, необходимых для разработки и  реализации управленческих решений.

Информация о работе Принятие управленческих решений в процессе управления предприятием