Профессиональные интересы как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

     Интерес и склонность к профессии как  динамическая категория проходит следующие  основные этапы развития: ориентационный этап, этап профессионального становления, далее – профессиональной адаптации  и активной творческой деятельности [12].

     Основными приемами развития профессионального  интереса и склонностей являются: хорошее представление учащимися  перспективы развития изучаемой  профессии, объекта, их роли в решении  народно-хозяйственной задачи; построение процесса обучения на основе проблемного  метода; обучение рациональным приемам  учебной работы; обязательное и постоянное включение подростков в практическую профессиональную деятельность.

     Осознанный  интерес к профессии может  иметь место там и тогда, где  и когда личность осознает свои индивидуальные особенности и их соответствие содержанию, специфике профессионального труда. Все это дает основание рассматривать  в качестве предмета профессионального  интереса не только содержание, но и  специфику профессии.

     Однако  специфика профессии выступает  в качестве предмета профессионального  интереса прежде всего на этапе выбора профессии, то есть задача формирования интереса к профессии должна решаться на этапе школьного трудового обучения, воспитания, в процессе профессиональной ориентации. В процессе профессионального обучения, трудовой деятельности предмет интереса от специфики перемещается на содержание профессионального труда, подростка все более увлекает сам процесс трудовой деятельности.

     Рассмотрим, к примеру, взаимосвязь интереса к техническим профессиям с преобладанием  у школьника соответствующего типа мышления.

     Интерес к подобным профессиям возникает  чаще всего у подростков на основе развитого технического мышления, под  которым понимается мыслительная деятельность, предполагающая направленность субъекта на приобретение определенных технических  знаний и умений, применение их в  процессе решения технических задач, создания и обслуживания разнообразной  техники и технологических процессов.

     Техническое мышление и интерес к профессии  связаны между собой функционально  как направленность личности на процесс  определенной технико-технологической  деятельности. Именно поэтому интерес  к профессии развивает техническое  мышление, а оно, включая его (интерес), формирует профессиональные интересы и склонности личности. Следовательно, в морфологическом плане они  являются аспектами друг друга, а  в генетическом – как этап формирования уровня развития.

     Можно выделить три уровня развития интереса и профессии.

     Первый  уровень – агрегативный, когда  интерес к профессии преимущественно  основан на привлекательности внешних  сторон профессионального труда. Интерес  на этом этапе как бы зарождается, он диффузный, не локализован на специфическом  виде труда. Подростки не имеют опыта  профессиональной деятельности, систематизированных  профессиональных знаний о данном виде труда, профессиональные функции работника  ими еще не полностью конкретизированы.

     Второй  уровень развития – эсенциональный (сущностный). Интерес к профессии  опирается на систематизированные  знания о содержании труда (предметы, средства, результаты и процесс труда). Подростки ознакомлены с организацией того или иного вида труда, имеют  первоначальный опыт работы.

     Третий  уровень развития профессионального  интереса – когда интерес к  профессии перестает в общую  профессиональную направленность личности. Профессиональный интерес на этом этапе  – это взгляд на содержание своего труда с позиций творчества на основе имеющегося трудового опыта (который является необходимым условием развития интереса к профессии, так  как позволяет видеть экономические, технологические, эстетические и другие стороны будущего квалифицированного труда, создает способность его  творческого преобразования).

     Говоря  об условиях развития профессиональных интересов, можно воспользоваться  списком условий, выявленных в исследованиях  Голомштока А.Е. К ним относятся  следующие:

     1. Упрочение и специализация определенных познавательных интересов; построение занятий по схеме постоянного усложнения заданий и введения в их систему проблемных вопросов;

     2. Целенаправленное последовательное ознакомление учащихся с кругом профессий с учетом направленности их познавательной деятельности;

     3. Организация самостоятельного углубленного изучения профессий учащимися;

     4. Активизация к самопознанию и, следовательно, к пробе сил. 
 
 

         1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами

     После определения понятий «интерес»  и «профессиональный интерес» перейдем к рассмотрению влияния личностных особенностей на профессиональные интересы.

     В зарубежных исследованиях измерение  интересов началось с относительно узких и весьма конкретных задач  изучения личности. Первые опросники  интересов были ориентированы, главным  образом, на предсказание, возьмется  ли индивид за какую-либо конкретную работу или откажется от нее. При  столь скромном начале тесты интересов  постепенно заняли значительное место  в разработке теории личности. Толчком  к их развитию послужили несколько  источников.

     Факторный анализ заданий в вопросниках  интересов впервые выявил взаимосвязь  интересов с другими важными  областями поведения личности. Показатели по таким опросникам интересов, как  опросники Стронга и Кьюдера, изучались на предмет их корреляции и наличия общих факторов с  показателями опросников, построенных  на данных об индивиде, форму для  изучения личности, дополнительный контрольный  перечень, тест изучения ценностей  и шкалу догматизма Рокича. В этих исследованиях была установлена  существенная связь между отдельными широкими эмоциональными и установочными  факторами, с одной стороны, и  профессиональными интересами –  с другой.

     Сравнительные исследования отдельных различающихся  своим поведением групп испытуемых также выявили значительное соответствие между профессиональными интересами и другими аспектами личности. Например, ряд обследований старшеклассников, учащихся колледжей, промышленных рабочих  и людей, страдающих нервно-психическими расстройствами, показали, что предрасположенность  к несчастным случаям заметно  коррелирует с показателями по некоторым  профессиональным шкалам. Точно также обследование групп пациентов с различными психическими заболеваниями, в том числе невротиков и алкоголиков, выявили по каждой группе преобладание определенных структур профессиональных интересов.

     В отечественной экспериментальной  литературе исследования, посвященные  проблемам интересов и профессиональных интересов, привлекали многих психологов.

     Так, в середине 70–х годов в Тюмени Шавиром П.А. и его коллегами  были предприняты попытки соотнести  наиболее выраженные интересы и профессиональные намерения учащихся 7 – 10 классов.

     При всей своей взаимосвязи эти особенности  личности генетически неоднородны. Если с интересами связана первоначальная реактивность личности на внешние воздействия, ее непосредственная избирательность  и активность, то профессиональные намерения есть итог более длительного  и многостороннего развития личности.

     В исследовании использовались следующие  методики Климова Е.А.:

      • карта интересов;
      • перечень видов деятельности и профессий;
      • уточняющая беседа.

     Исследование  подтвердило ожидаемую экспериментаторами тенденцию взаимосвязи профессиональных намерений и выраженных интересов  учащихся. Каков же характер этой связи? Профессиональные интересы иногда рассматриваются  как простая разновидность выраженных интересов школьника. При таком  понимании оказывается снятым вопрос о роли непосредственных интересов  в возникновении интереса к профессии.

     По  имеющимся данным, психологическая  основа для пробуждения профессионального  интереса чаще всего уже имеется  до осознания последнего. Внешние  факторы могут вызвать интерес  к профессии, лишь преломившись через  внутренние, психологические условия. К ним, в первую очередь, относят  сложившуюся к этому времени  у школьника потребность в  определенном характере переживания. Эта потребность проявляет себя в роли непосредственных интересов. Специфика интереса состоит в том, что интерес выражает потребность не столько в объекте, в овладении им, сколько в тех переживаниях, которые он вызывает. Именно эта особенность определяет избирательный характер реагирования человека на внешние воздействия.

     Материалы исследования показали, что осознанию  учащимися своего интереса к техническим  профессиям, как правило, предшествовал  интерес к чтению популярных материалов о достижениях техники. Эти учащиеся охотно рассматривали различные  механизмы, собирали и ремонтировали  их, делали модели самолетов, кораблей и так далее, с интересом разбирались  в технических чертежах либо даже пытались проектировать их. Точно  также профессиональный интерес  к биологии имел своими предпосылками  соответствующие читательские интересы, учащиеся любили выращивать растения и животных, наблюдать за их ростом или даже проводить опыты над  ними.

     Таким образом, уже сложившиеся непосредственные интересы образуют ту психологическую  «почву», падая на которую внешние  воздействия могут дать свои «всходы». Формирующийся профессиональный интерес  не рядоположен непосредственным интересам. Он надстраивается над ними, испытывая  влияние различных соотношений  учебных, прикладных, читательских, художественных, игровых, спортивных интересов.

     Среди широкого круга мотивов выбора профессии  непосредственные интересы и связанный  с ними профессиональный интерес  занимают особое место. Они направляют поиск жизненного призвания, играя  чаще всего роль ведущего мотива. Вместе с тем, в ходе исследования выявилась  возможность расхождения между  выраженными интересами школьника  и его профессиональными намерениями. Это свидетельствует о том, что  преобладающие интересы могут утрачивать эту роль. Иерархия мотивов выбора может существенно изменяться в процессе развития личности.

     Для того, чтобы получить представление  об основных мотивах, влияющих на формирование профессионального намерения, исследователи  проанализировали проблемы, возникающие  у учащихся в связи с предстоящим  жизненным самоопределением. Анализ этих проблем позволил разделить  их на три основные группы.

     К первой группе были отнесены вопросы, направленные на осознание общественного  и личностного смысла намеченного  пути. Это размышления о престиже данной профессии, ее перспективности  и общественной значимости, о творческом характере труда. Возникновение  этих вопросов свидетельствует о  том, что наряду с непосредственно  действующими мотивами (интересы и  склонности) появились мотивы, которые  можно назвать смыслообразующими.

     Вторая  группа проблем, встающих перед учащимися  в процессе формирования профессиональных намерений, связана с осознанием своего соответствия избираемой профессии. Здесь были зафиксированы следующие  вопросы:

     А) решение вопроса о том, какой  же интерес (из нескольких преобладающих) «настоящий»;

     Б) соответствие способностей требованиям  профессии;

     В) соответствие состояния здоровья требованиям  профессии;

     Г) соответствие характера требованиям  профессии;

     Д) соответствие условий труда некоторым  привычкам.

     Интерес к этому кругу вопросов заметно  повышается к 10 классу.

     В третью группу проблем, встающих перед  учащимися в процессе формирования профессиональных намерений, включаются вопросы, возникающие при соотнесении  своих желаний и возможностей с объективными факторами: а) трудности  трудоустройства; б) уровень материального и бытового обеспечения; в) осознание трудностей поступления в высшее учебное заведение.

     Степень актуальности и действенности каждой из трех групп рассмотренных мотивов  в каждом отдельном случае определяется как содержанием мотива, так и  индивидуальными особенностями  школьника, особенностями восприятия и оценки встающих перед ним проблем. Таким образом, выбор профессии  осуществляется на основе сложного взаимодействия психологических факторов, относительная  значимость которых в общей системе  мотивов может быть различной. По полученным данным, из всех основных факторов (профессиональный интерес, ценностные ориентации и связанное с ними переживание своего гражданского долга, мотивы собственной пригодности, осознание  объективных трудностей реализации своих планов) в значительной части  случаев доминирующим мотивом является профессиональный интерес. Однако такое  доминирование возникает лишь тогда, когда профессиональный интерес  имеет в своей основе более  общий интерес к отрасли науки  или деятельности. Во всех случаях, когда профессиональный интерес  основывается на более общем интересе к отрасли науки или деятельности, привлекательным и значимым для  человека становится специфическое  содержание профессии, поскольку она  могла более правильно и глубоко  отразиться в его сознании. При  отсутствии данного условия профессиональный интерес становится менее устойчивым, а преобладание побочных мотивов  приводит к случайному выбору профессии.

Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии