Профессиональные интересы как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

     15. Выяснить требования предъявляемые профессией к личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

   Анализ  литературы по вопросам профессиональных интересов, а также проведенное  экспериментальное исследование подтвердили  то, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

   В ряду основных факторов выбора  профессии  психологи обычно называют  следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,  склонности); способности (как психологические  механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно  назвать объективными) включает в  себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья,  информированность  о мире профессий. Выделяют также  социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный  уровень родителей. Особое место  занимают такие факторы, как способности.

       Во II главе мы экспериментально  изучали профессиональные интересы в их взаимосвязи с личностными особенностями учащихся, в том числе и самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

   1) Юность – пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.

   2) Для того чтобы сделать объективные  выводы по нашему исследованию  мы использовали такие метода  исследования, как беседа, опрос,  тест. В результате мы получили  полное подтверждение того, что испытуемые, которым  присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности.

   3) Так как мы выяснили, что самооценка  существенно влияет на выбор профессии, то  формирование самооценки, ее полноты  и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию. 
 
 
 
 

    

 

      Список используемой литературы

     1. Абрамова,  Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова, 2001.

     2. Айзенк, Ганс. Проверьте свои способности [Текст] / Ганс. Айзенк. – М.: Педагогика, 1992.

     3. Байхер, В.М. Психологическая  диагностика интеллекта и личности [Текст] / В. М. Байхер, Л.Ф. Бурлачук. – Киев, 1978.

     4. Битянова,  М.Р. Организация психологической  работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 1998.

     5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

     6. Гинзбург,  М.Р. Путь к себе [Текст] / М. Р.Гинзбург. – М.: Педагогика, 1991.

     7. Гуревич,  К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной  системы [Текст] / К.М. Гуревич. – М.: «Наука», 1970.

         8. Климов, А.Е. «Жизненное самоопределение» [Текст] / А. Е. Климов. – Москва, 1996.

     9. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной  личности [Текст] / Л. М. Митина. - М.: МПСИ; НПО “МОДЭК”, 2002.

     10. Петровский,  А.В. Психология о каждом и каждому о психологии [Текст] / А.В. Петровский. – Изд. 2-е,  испр. и доп. – М.: РОУ, 1996.

     11. Практическая  психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений [Текст]. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

     12. Пряжников,  Н.С. Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения [Текст] / Н.С. Пряжников.  – М.: НПО: «Модэк», 2002.

     13. Пряжников,  Н.С. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников [Текст] / Н. С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова– М.: Издательство “Первое сентября”,2004.

     14. Психологические основы формирования личности  в педагогическом процессе [Текст]. М.: Педагогика, 1981.

     15. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Под ред. Г.С. Никифоровой.  – СПб, 1991.

     16. Психологическое сопровождение выбора профессии [Текст].  М.: Московский психолого-социальный  институт: Флинта, 2003.

     17. Психология  индивидуальных различий: тексты [Текст]. – М.: 1982.

     18. Пустовая,  Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы [Текст] / Е.Н. Пустовая. Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.

     19. Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии [Текст] / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2002.

     20. Резапкина,  Г.В. Я и моя профессия: Программа  профессионального самоопределения  для подростков: Учебно-методическое  пособие для школьных психологов  и педагогов [Текст] /                                                                                / Г.В. Резапкина. – М.: Генезис, 2000.

     21. Сазонов, А. Д. Профессиональная ориентация молодежи [Текст] / А.Д. Сазонов, Н.И.Калугин, А. П. Меньщиков.– М.: Высшая школа, 1989.

     22. Самоукина, Н.В. Психология и педагогика  профессиональной деятельности [Текст] / Н.В. Самоукина. – СПб.: Питер, 2004.

     23. Тутубалина,  Н.В. Твоя будущая профессия:  сборник тестов по профессиональной ориентации. [Текст] / Н.В. Тутубалина. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 288с.

        
 

   Приложение 1

   «Дифференциально - диагностический  опросник» (ДДО)

     1) а. Ухаживать за животными

          б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

     2) а. Помогать больным людям, лечить их

         б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные   программы

     3) а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок

           б. Следить за состоянием и развитием растений.

     4) а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

         б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

     5) а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

         б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

     6) а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

         б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

     7) а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

           б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

     8) а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

         б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

     9) а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

         б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

     10) а. Лечить животных

           б. Выполнять вычисления, расчеты.

     11) а. Выводить новые сорта растений

            б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий          (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

     12) а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

             б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

     13) а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

           б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

     14) а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

            б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

     15) а. Составлять точные описания - отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

            б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)

     16) а. Делать лабораторные анализы в больнице

           б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

     17) а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий

           б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

     18) а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

            б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

     19) а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

           б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

     20) а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

           б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.) 

     Приложение 2

     Опросник  Голланда

     Из  каждой пары профессий нужно указать  одну, предпочитаемую. Всего 42 выбора

(Р)  Инженер-технолог (И)  Конструктор
(Р)  Электротехник (С)  Санитарный  врач
(Р)  Повар (К)  Налоговый  инспектор
(Р)  Оператор котельной (П)  Дилер
(Р)  Шофёр (А)  Дизайнер
(И)  Философ (С)  Психиатр
(И)  Химик-исследователь (К)  Бухгалтер
(И)  Редактор научного журнала (П)  Адвокат
(И)  Лингвист (А)  Переводчик  художественной литературы
(С)  Педиатр (К)  Банковский  служащий
(С)  Преподаватель высшей школы (П)  Менеджер  по продажам
(С)  Спортивный тренер (А)  Художник
(К)  Нотариус (П)  Агент  по недвижимости
(К)  Оператор ЭВМ (А)  Фотограф
(П)  Политический деятель (А)  Писатель
(Р)  Садовник (И)  Метеоролог
(Р)  Автомеханик (С) Фельдшер
(Р)  Инженер-электронщик (К)  Библиотекарь
(Р)  Маляр (А)  Музыкант
(И)  Биолог (С)  Священнослужитель
(П)  Телерепортёр (А)  Актёр
(И)  Фармацевт (К)  Ревизор
(И)  Программист (П)  Биржевой  брокер
(И)  Математик (А)  Архитектор
(С)  Инспектор по делам несовершеннолетних (К)  Кассир
(С)  Учитель (П)  Коммерсант
(С)  Воспитатель (А)  Парикмахер
(К)  Экономист (П)  Директор  рекламного агентства
(К)  Корректор (А)  Критик
(П)  Заведующий хозяйством (А)  Дирижер
(Р)  Лесник (И)  Специалист  по ядерной физике
(Р)  Пожарный (К)  Архивариус
(Р)  Агроном (П)  Председатель      сельскохозяйственного        кооператива
(Р)  Закройщик (А)  Певец
(И)  Археолог (К)  Аудитор
(И)  Работник музея (С)  Специалист        по          семейному консультированию
(И)  Ученый (А)  Режиссер
(С)  Логопед (К)  Судебный  исполнитель
(С)  Врач (П)  Дипломат
(К)  Секретарь (П)  Журналист
(А)  Поэт (С)  Психолог
(Р)  Радиомеханик (П)  Прораб

 
 
 

     Приложение 3

     Исследование  самооценки по методике Дембо – Рубинштейн

     Методика  внешне очень проста. На листе бумаги проводится вертикальная черта, обозначающая одно из свойств, например, счастье. Верхний  край соответствует состоянию, где, по вашему мнению находится самый  счастливый человек, которого можно  представить, а нижнему соответствует  состояние самого несчастного человека. То есть внизу находятся отрицательные  ценности, которых человек старается  избежать, а вверху наоборот положительные, к которым человек стремится.

     Человеку  нужно обозначить место на этой линии, которое, по его мнению, соответствует  его текущему уровню чертой (-). То, каким  уровнем развития качества он был  бы удовлетворен, нужно обозначить кружком (о). И крестиком (х) необходимо обозначить то место на шкале, где  вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности.


Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии