Профессиональные интересы как фактор выбора профессии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 13:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
1) Изучить литературу по данному вопросу;
2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;

Содержание

Введение……...……………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………….5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии…………………………………8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии …………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….18
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения
профессиональных интересов учащихся……………………………………….23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………......................23
2.2. Результаты и их анализ…………………………………………………..…26
2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов…….……………….....…………………………28
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Приложения...……………………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 72.00 Кб (Скачать)

     Таким образом, результаты исследования подтвердили  наличие связи между характерологическими особенностями личности и ее профессиональными  предпочтениями.

     Изучение  литературы подтвердило, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы человека.

     Далее это влияние хорошо было бы выявить  в собственном экспериментальном  исследовании.

Глава II. Эмпирическое исследование определения

профессиональных  интересов учащихся

     2.1 Процедура и методы проведения исследования

     Эмпирическая  часть нашей работы выстраивалась  из понимания того, что выбор профессии  – это не одномоментный акт, а  процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которого зависит  от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

     Целью данной работы является выявление взаимосвязи  между личностными особенностями  учащихся и их профессиональными  интересами.

     Объект  исследования: учащиеся 9-х классов средней школы.

     Предмет исследования: профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

     Для достижения цели исследования  следующие задачи:

     1) Изучить литературу по данному  вопросу;

     2) Подобрать методики, позволяющих  выделить предмет исследования;

     3) Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы  установить наличие (или отсутствие) данной связи.

     4) разработать рекомендации для выбирающих профессию.

   В эксперименте приняли участие  52 учащихся 9-х классов средней школы № 1 г. Строитель. 27 учащихся из 9 «Б» класса и 25 учащихся из 9 «А» класса. Из них 29 девушек и 23 юноши.

     Методики  диагностики

     При выборе методик  психологического  исследования мы опирались на  основной психодиагностический  инструментарий, используемый для  диагностики профессиональной ориентации в старшем школьном возрасте.

     В результате анализа нами были выделены методики необходимые для исследования профессиональной ориентации респондентов.

     Для выявления профессиональных интересов  и склонностей был использован  дифференциально-диагностический опросник Климова.

     В основу опросника положена идея о  делении всех существующих профессий  на 5 типов по признаку предмета или  объекта, с которым взаимодействует  человек в процессе труда.

     Первую  группу составляют профессии типа «Человек – природа», где объектом труда  являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как  агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

     Основой второго типа являются отношения  «Человек – техника», объектом труда  служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы  и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и т.п.

     Третью  группу образуют профессии типа «Человек – человек», где объектом труда  являются люди, группы, коллективы. Специальности  – сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

     Четвертую группу составляют профессии типа «Человек – знаковая система». Объектами  являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты и т.п.

     Пятую группу образуют профессии типа «Человек – художественный образ». Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. Это такие специальности, как  ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д..

     Опросник  Климова содержит 20 пар вопросов (см. приложение 1), результаты ответов на которые и будут характеризовать область профессиональных интересов и склонностей испытуемых.

     Для оценки профессионального личностного  типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

     Реалистический  тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

     Интеллектуальный  тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.

     Социальный  тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).

     Конвенциальный  тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Стереотипны, конкретны, практичны. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

     Предприимчивый  тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантны, любят признание, любят руководить. Обладают хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: журналист, артист, телеоператор, директор, дипломат и т.п.

     Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Развиты моторные и вербальные способности. Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Предпочитает творческие занятия; музыку, рисование, литературное творчество и т.п..

     Тест  Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно указать одну, предпочитаемую (см. приложение 2).

     На  исследование самооценки была использована методика Дембо-Рубинштейна  в модификации  А.М. Прихожан ( см. приложение 3)

     Данная  методика основана на  непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе, умение многое делать своими руками. На основании  соотношения уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого  и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки. 

     2.2. Результаты и их анализ

     1. В ходе исследования по методике  Климова получены следующие результаты: из 52 испытуемых 40% относят себя к типу профессий «человек – человек», следовательно, они умеют поддерживать контакты с людьми, понимать их; 30% – «человек – техника», а значит, они обладают высокой исполнительской дисциплиной; 20% – «человек – природа», эти люди инициативны и самостоятельны в решении конкретных трудовых задач, заботливы; 10% – «человек – художественный образ», обладают изобразительными, музыкальными способностями и креативностью.

     В ходе беседы выяснилось, что 4 испытуемых, относящиеся к типу «человек – человек» планируют получить образование по специальности психолог (2 человека) и юрист (2 человека); 1 человек (относящийся к типу «человек – художественный образ») продолжит обучение по профессии дизайнер, также 2 человека (по типу «человек – природа») планируют в будущем стать ветеринаром и геологом и 3 испытуемых (по типу «человек – техника») планируют получить образование по специальности программист (1 человек) и бухгалтер (2 человека).

     Таким образом, при соотношении результатов  диагностики по данной методике и  беседе с испытуемыми, можно сделать  вывод, что у них есть интерес и способности к получению выбранных ими профессий.

     2. Результаты исследования по методике  Д. Голланда таковы: 60%

человек по  социальной направленности относятся  к социальному типу личности; 20% – к интеллектуальному; 10% – к артистическому;  10% – к предприимчивому типу.

         Итак, можно сделать вывод, что испытуемые, относящиеся к социальному типу личности, ориентированы на работу  в группе и готовы оказывать  помощь нуждающимся; испытуемые, относящиеся к интеллектуальному - им привычно выполнение сложных или абстрактных заданий; испытуемые относящиеся к артистическому - им присущи независимость, самостоятельность, креативность; и испытуемые, относящиеся к предприимчивому типу, предпочитают участвовать в соревновательной деятельности, продажах, покупках, коммерции, предпринимательстве.

         3. Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей.

     Таблица 2.2.1.

     Уровень самооценки и притязаний учащихся 9-х классов

  Уровень притязаний Уровень самооценки Степень расхождения
Очень

Высок.

Высок. Средн. Низкий Очень высок. Высок. Средн. Низкий Высок. Средн. Низкая
9 «А» 7

28 %

10

40 %

8

32 %

-

0 %

3

12 %

17

68 %

5

20 %

-

0 %

7

28 %

16

64 %

2

8 %

9 «Б» 11

41 %

11

41 %

5

18 %

-

0 %

9

33 %

14

52 %

3

11 %

1

4 %

7

26 %

18

67 %

2

7 %

Все 18

35 %

21

40 %

13

25 %

-

0 %

12

23 %

31

60 %

8

15

1

2

14

27

34

65

4

8


   Вывод: по таблице мы видим, что у большинства старшеклассников высокий уровень притязаний и самооценки, а также большая степень расхождений между ними. Итак, самооценка  существенно влияет на выбор профессии. 

     2.3. Практические рекомендации учащимся по совершенствованию профессиональных интересов

     Итак, профессиональные интересы - это один из основных факторов выбора профессии.

     Выбор профессии сложный ответственный шаг в жизни старшеклассников, выпускников.

     Удачно  выбранная профессия - это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию.

       Перечислим несколько рекомендаций учащимся 9-х классов в выборе профессии:

     1. Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов.

     2. Главное не поддаваться чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.

     3. Постараться не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом.

     Вы  можете стать самым несчастливым юристом на свете.

     4. Не стараться  поступать туда, куда хотят поступить твои друзья.

     5. ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят "Открытые двери", во время которых можно получить представление о выбранной профессии.

     6. Выяснить, что привлекает  вас в избранной профессии.

     7. Ознакомиться как можно с большим кругом профессий в избранном  направлении.

     8. Выбрать группу родственных профессий для углубленного изучения.

     9. Учитывать не её престижность, а востребованность.

     10. Учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности.

     11. Помнить,  что  по  выбранной  специальности,  возможно   придется работать всю жизнь  и  учитывать  наличие  интереса  к  выбираемой профессии.

     12. Ознакомиться с перечнем обязанностей.

     13. Проанализировать перечень трудовых обязанностей и попытаться  дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?».

     14. Выяснить ограничения по состоянию здоровья.

Информация о работе Профессиональные интересы как фактор выбора профессии