Разделение труда в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований – выявить и охарактеризовать основные принципы разделения труда в организации

Объект исследований – организация

Предмет исследований - разделение труда в организации


Задачи

Раскрыть понятие организации
Выявить переменные внутренней среды организации
Охарактеризовать понятие разделение труда в организации
Выявить основные виды и принципы разделения труда в организации

Содержание

Введение

Глава 1 Организация

Понятие организации
Переменные внутренней среды организации
Глава 2 Разделение труда в организации

2.1 Разделение труда в организации: понятие и сущность

2.2 Основные виды и принципы разделения труда в организации

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Организация,  по  определению,  это,  по  крайней  мере,  2  человека  с осознанными общими целями.  Организацию  можно  рассматривать  как  средство достижения целей, которое позволяет людям  выполнить  коллективно  то,  чего они не могли бы  выполнить  индивидуально.  Цели  есть  конкретные  конечные состояния или желаемый  результат,  которого  стремится добиться  группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильное формулирование  целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.

     Структура

     Структура организации  отражает  сложившееся  в  организации  выделение отдельных подразделений, связи между  этими  подразделениями  и  объединение подразделений в единое целое. Структура  организации  –  это   логические   взаимоотношения   уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме,  которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

     Формулирование  и сообщение целей  организации  в  целом  и  каждого  ее подразделения  представляет собой  лишь  один  из  многочисленных  механизмов координирования.  Каждая  функция  управления  играет  определенную  роль  в координировании специализированного разделения  труда.  Руководители  всегда должны ставить перед собой вопрос: каковы их обязательства по координации  и что они делают, чтобы их выполнить.

     Задачи

     Задача  – это  предписанная  работа,  серия  работ  или часть работы, которая должна быть выполнена заранее  установленным  способом в  заранее  оговоренные   сроки.   С   технической   точки   зрения   задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения  руководства о структуре каждая должность включает  ряд  задач,  которые  рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Считается,  что,  если задача выполнится таким способом  и  в такие сроки,  как это предписано, организация будет действовать успешно.

     Задачи  организации традиционно делятся  на три категории. Это  работа  с людьми, предметами, информацией.

     Технология

     Технология  как фактор внутренней среды имеет  гораздо  большее  значение чем многие думают. Большинство людей  рассматривают  технологию  как  нечто, связанное  с  изобретениями  и  машинами,  например  с  полупроводниками   и компьютерами. Однако социолог Чарльз Перроу, который много писал  о  влиянии технологии на организацию и общество,  описывает технологию  как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или физические  материалы – в искомые продукты и услуги.

     Технология  подразумевает  стандартизацию  и  механизацию.    То   есть использование  стандартных  деталей  может  существенно  облегчить   процесс производства и ремонта. В наше время существует очень мало товаров,  процесс производства которых не стандартизован.

     Люди

     Люди  являются основой любой организации.  Без  людей  нет  организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют  культуру  организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

     В силу такого положения люди для менеджера  являются  «предметом  номер один». Менеджер  формирует  кадры, устанавливает систему отношений между ними, включает их в созидательный процесс совместной  работы,  способствует их развитию, обучению и продвижению по работе.

     Люди, работающие в организации, очень  сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст,  образование,  национальность,  семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного  работника,  так и на действия  и поведение других  членов  организации.  В  связи  с  этим менеджмент должен  строить  свою  работу  с  кадрами  таким  образом,  чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения  и  деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные  последствия его действий. В  отличие  от  машины  человек  имеет  желания,  и  для  него характерно наличие отношения к своим действиям  и  действиям  окружающих.  А это может серьезно влиять на результаты его труда. В этой связи  менеджменту приходится решать ряд чрезвычайно сложных задач, от чего в  большой  степени зависит успех функционирования организации.

     Выводы: Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.

 

Глава 2 Разделение труда  в организации

     2.1 Разделение труда  в организации:  понятие и сущность

     Разделение  труда - исторически сложившийся  процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов  трудовой деятельности, который протекает  в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

     Различают:

    • общее разделение труда по отраслям общественного производства;
    • частное разделение труда внутри отраслей;
  • единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

     Одной из основных концепций, имеющих  отношение  к  структуре,  является специализированное разделение труда. В большинстве  современных  организаций  разделение труда вовсе не означает случайного разделения работ между имеющимися людьми. Характерной  особенностью  является  специализированное разделение труда – закрепление данной работы за  специалистами,  т.е.  теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как  единого целого.

     На  данный момент во всех организациях,  за  исключением  самых  мелких, имеет место горизонтальное разделение труда  по  специализированным  линиям.

     Если  организация  достаточно  велика  по   размеру,   специалистов   обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Как именно  осуществить разделение труда в организации – один из вопросов,  являющийся  существенным управленческим решением. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное  разделение  труда. Не  существует  идеальной  сферы  контроля.  Многие  переменные  внутри  организации и снаружи могут влиять на нее. Кроме того,  ни  сфера  контроля, ни «высота» структуры не показатель величины самой организации.     Необходимость в координации, существующая всегда,  становится  поистине насущность, когда работа четко делится и по  горизонтали,  и  по  вертикали, как это имеет место в крупных современных организациях. Если руководство  не создаст формальных механизмов координации, люди не смогут  выполнять  работу вместе.  Без  соответствующей  формальной  координации   различные   уровни, функциональные  зоны  и  отдельные  лица  легко  могут  сосредоточиться   на  обеспечении своих собственных интересов, а не  на  интересах  организации  в целом.

     Сущность  принципов разделения труда, иерархии и формализации применительно к  организациям. Принципы современной организации.

     Принцип разделения труда — это базовый принцип организации, в основе которого — невозможность одинаково эффективного выполнения одним человеком комплекса разнородных видов деятельности. С другой стороны, этот принцип — отражение многообразия потребностей отдельных индивидов и общества в целом. В ходе социальной эволюции происходит группировка видов труда, соотносимая с определенными потребностями людей и групп. Такие же процессы происходят не только на уровне всей человеческой общности, но и в менее крупных образованиях — этносах, государствах, социальных группах, организациях.

     На  общесоциальном уровне различают общее  и частное разделение труда. Общее разделение труда  ведет к появлению отраслей производства и сферы услуг (промышленность, сельское хозяйство, инфраструктурные отрасли и т.д.); частное — к формированию подотраслей и сфер деятельности (промышленность, добывающая и обрабатывающая, растениеводство и животноводство в сельскохозяйственном производстве и т.д.)

     На  уровне организаций разделение труда  предполагает дифференциацию и специализацию  трудовой деятельности, вычленение в  рамках сложной деятельности более  частных видов и подвидов деятельности.

     В целом процесс разделения труда включает определение в деятельности:

    • функциональных областей;
    • функциональных единиц;
    • действий (устойчивых трудовых функций);
    • операций.

      Для определения этих элементов  деятельности используем так называемый функционально-уровневый подход, с позиции которого деятельность рассматривается как многоуровневая система, на каждом из уровней которой — свои элементы. Каждый из этих элементов реализует определенные функции по отношению к «вышестоящему» уровню или ко всей деятельности, что показано на рисунке 2.

     Функциональные  области деятельности объединяют те ее элементы, которые связаны выполнением какой-либо организационной функции — управление финансами, производством или персоналом. Обычно в организации каждой из указанной функции соответствует своя структурная единица (или менеджер).

     Функциональные единицы деятельности (ФЕД) — это уже компоненты области деятельности, «отвечающие» за реализацию каких-то близких по содержанию и сложности задач. Например, в деятельности менеджера, управляющего персоналом, несколько таких единиц: обучающая (подготовка и переподготовка персонала, повышение квалификации и т.д.), контрольная (контроль за соблюдением дисциплины, норм трудового законодательства и т.д.), коммуникативная (проведение собеседований и интервью с кандидатами) и другие.

     Каждая  ФЕД включает в себя определенные действия. Это наименьшие единицы деятельности, сохраняющие все ее характеристики. Действие — это устойчивая трудовая функция, то есть это такой поведенческий акт, в котором сохраняется осмысленность поведения — осознается предмет (на что направляется деятельность), осмысливается цель, продумывается процедура, и осознанно подбираются средства ее реализации. Продолжая процесс разделения труда на примере менеджера по персоналу, в обучающей единице его деятельности можно выделить такие действия: определение потребности в обучении, разработка целей обучения, составление плана обучения и т.д.

     Действия  состоят из операций — чаще всего из неосознаваемых, автоматизированных частиц действия. То есть, совершая определенную операцию, человек практически не задумывается о ее предмете и цели.

     Например, создание нового файла при работе на компьютере — это действие. Вы осознаете, отдаете себе отчет в  том, зачем (цель) его открывать —  написать письмо или курсовую работу (предмет деятельности). А вот  нажимание на соответствующие клавиши или соответствующие перемещения мыши — это операции. И (конечно, при условии, что вы хорошо владеете компьютером) это происходит автоматически, поскольку проделано уже не раз. Человек не задумывается, почему и зачем в данный момент надо нажимать на данную клавишу.

     Работа  на компьютере в целом — это  функциональная единица, включающая в  себя вполне осознаваемые действия по созданию файлов, их перемещению, оформлению и т.д. Предмет такой единицы  — информация, цель — упрощение, упорядочение и ускорение ее обработки, средство — сам компьютер, технология — набор соответствующих действий и операций. Результат ФЕД зависит от цели — разработка базы данных, например, или написание курсовой работы.

     Выводы: Разделение труда - это исторический процесс обособления, закрепления, видоизменения отдельных видов деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления различных видов трудовой деятельности. Разделение труда в обществе постоянно изменяется, а сама система разнообразных видов трудовой деятельности становится все более и более сложной, поскольку усложняется и углубляется сам процесс труда. Также можно сказать, что разделением труда (или специализацией) называется принцип организации производства в хозяйстве, согласно которому отдельный человек занимается производством отдельного блага. Благодаря действию этого принципа при ограниченном количестве ресурсов люди могут получить гораздо больше благ, чем в том случае, если каждый обеспечивал бы себя сам всем необходимым.

     2.2 Виды разделения  труда в организациях

     Разделение труда, качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Разделения труда существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений.

     Проявлением является обмен деятельностью.

Информация о работе Разделение труда в организации