Специфические законы организации и их использование на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

основополагающие законы организации

Содержание

Вступление.
Понятия «зависимость», «закон», «закономерность».

3

Законы организации.
5

Основополагающие законы организации.
Закон синергии.


6

Закон самосохранения.
8

Закон развития.
10

Законы организации второго уровня.
Закон информативности-упорядоченности.

12

Закон единства анализа и синтеза.
21

Закон композиции и пропорциональности.
27

Специфические законы социальной организации.
30

Заключение.
31

Список литературы.
32

Работа содержит 1 файл

теория организации.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

информации  или  ее  обработки,  индивидуальных  характеристик   информанта,

текущего состояния  объекта  управления  (актуальность,  изменение  состояния

объекта). Объем  воспринимаемой информации имеет три  уровня:

         . информационная избыточность,

         . субминимальный уровень,

         . недостаток информации (информационный  голод).

      Информационная избыточность об  объекте  управления  повышает  качество

решения, однако увеличивает  время на принятие решения и  повышает  стоимость

информации.  Для принятия  важных  решений иногда  требуется  дублирование

информации, т. е. создание информационной избыточности,

      Недостаток  информации  затрудняет  выработку   правильного   решения,

увеличивает  степень  риска,  требует  современных  экономико-математических

методов  для   повышения   вероятности   правильного   решения.   Недостаток

информации  часто  возникает  искусственно  из-за  монополизации   различных

сведений. Монополизация  проявляется в двух направлениях:

      • засекречивание (обоснованное или необоснованное)  части  необходимых

сведений;

      •  стремление  отдельных   лиц  или  организаций  монопольно   обладать

информацией для  повышения своего социального и  материального статуса.

      Выход должен быть в демократизации  информационных процессов, т.  е.  в

широком доступе  к  интересующей  информации  через  различные  каналы  всех

заинтересованных  лиц.

      Субминимальный  уровень  информации  —  это  минимально-полный   объем

информации  для  конкретного  человека,  при  котором   он   может   принять

обоснованное управленческое решение, Естественно, этот  уровень  —  величина

субъективная  и  его  следует   подстраивать   под   конкретного   человека.

Технология определения  этого  минимума  должна  учитывать  индивидуальность

человека. В этой связи концепция построения автоматизированных рабочих  мест

(АРМ) может хорошо  реализовать данный уровень информации.

      Методика оценки  уровня  объема  воспринимаемой  человеком  информации

основана на экспертных методах.

      Современные руководители частных  организаций  (они  же  и  владельцы)

постоянно решают нелегкую для  себя  задачу:  какую  информацию  и  в  каком

объеме следует  давать тому или иному работнику?

      Достоверность во многом  зависит   от  методики  документооборота.  Чем

меньше людей  принимают участие в сборе,  передаче  и  обработке  информации,

тем выше ее достоверность. Об одном и том же событии можно  получить  разную

информацию в  зависимости от методики ее  сбора  и  обработки.  Достоверность

зависит  от времени прохождения информации.  Даже  абсолютно достоверная

информация, пришедшая  к  информанту  слишком  поздно,  может  стать  ложной,

например информация о  курсах  акций  на  бирже.  Достоверность  может  быть

искусственно повышена в результате обработки большего,  чем  обычно,  объема

информации по эффективным методикам или алгоритмам. Так, абсолютный  уровень

достоверности  информации   можно   получить,   обрабатывая   информацию   с

доверительным и  даже с негативным уровнем достоверности.

     Ценность информации характеризуется снижением уровня  затрат  ресурсов

(материалов, времени,  денег)  на  принятие  правильного  решения.  Ценность

информации имеет  четыре уровня:

         . нулевой,

         . средний (сокращение уровня затрат  или  повышение  прибыли  более

           чем на 10%),

         . высокий (сокращение уровня затрат  более чем в 2 раза),

         . сверхвысокий (сокращение уровня  затрат более чем в 10 раз).

      Ценность характеризует информацию  как товар,  имеющий  потребительскую

стоимость.  Нулевую  ценность  имеет   информация,   повторяющая   известные

характеристики  объекта управления или представляющая ненужные  для  принятия

решения  характеристики.  Средний   уровень   ценности   имеет   информация,

создаваемая добросовестными, но потерявшими интерес к работе  специалистами.

Высокую ценность представляют имитационные модели  организаций,  позволяющие

руководителю правильно  предусмотреть возможные  последствия  реализации  при

различных вариантах  решения. Сверхвысокую ценность представляет  информация,

связанная  с  инновационными  технологиями,  маркетинговыми  исследованиями.

Иногда сверхценная  информация имеет криминальный источник.

      Насыщенность  информации  —   это  соотношение   полезной   и   фоновой

информации.  Фоновая  информация  служит  для  лучшего  восприятия  полезной

(профессиональной)  информации  за  счет  улучшения   настроения,   поднятия

эмоционального  уровня. Фоновая информация может  включать:  шутки,  анекдоты,

сведения  о  материальном  и  моральном  стимулировании,  предупреждение   о

предстоящей информации, вспомогательную и вводную информацию.  Если  фоновой

информации нет, то  полезная  оценивается  человеком  как  «сухая»  и  плохо

воспринимается.

      Выработка  наилучшего  соотношения   полезной  и   фоновой   информации

относится к искусству  управления.  Современной  тенденцией  информационного

обеспечения процесса управления является увеличение насыщенности  информации

(наличие большого  количества текста, таблиц и цифр).

      Открытость информации — это  возможность  предоставления  ее  различным

контингентам людей. Существует три уровня открытости информации:

         .  секретная  (государственная   тайна)   —   отражает   глобальные

           потребности общества и имеет  ограничения на использование.

         .  конфиденциальная  (для  служебного  пользования)   —   отражает

           интересы общества,  потребности   группы  или  коллектива  людей.

           Имеет ограничения на использование.  К конфиденциальной относятся

           сведения о потенциале  организации  (кадровом,  технологическом,

           научном и т.п.).

         . публичная (открытая) — отражает  интересы общества, потребности и

           интересы людей. Не имеет ограничений  на использование.

      Рассмотренные пять характеристик  информации оказывают влияние друг  на

друга. Корректировка  одной  из  них  влияет  и  на  другие.  Так,  повышение

достоверности информации  вызывает  необходимость  увеличения  её  объема  и

открытости.

      Процесс формирования заданных  характеристик информации может  идти  по

двум вариантам: по упреждению и по результатам. Формирование  по  упреждению

требует хорошего  набора  статистических  данных,  аналитических  методов  и

современных  информационных  технологий.  В  единую  систему   перечисленные

составляющие  еще  не  сведены.  Пока   лучшие   результаты   дает   процесс

формирования  требуемых  характеристик  информации  по   результатам   путем

корректировок характеристик. 
 

Закон единства анализа  и синтеза.

      Суть  анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

      Закон: каждая материал система (живой  организм, социальная организация и др.) стремится настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле: 

 
 
 
 

      Скорость  и результат преобразования зависят  от диапазона изменения внешней  и внутренней среды.

   Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации

Необходимым инструментом в системе управления является анализ и синтез. Цель их заключается в установлении связей между существующими проблемами управления, выявлении недостатков в организационной структуре и определении возможности их ликвидации.  
Анализ и синтез предшествуют планированию работы по всем количественным и качественным показателям и направлениям, а также используются при изучении возникающих вопросов, требующих принятия правильных оперативных решений, направленных на улучшение деятельности организации. Они помогают определить уровень экономической, технической, социальной и организационной систем. 
Задача теории организации состоит в том, чтобы определить на какие законы, закономерности следует опираться, чтобы из отдельных элементов получить новую жизнеспособную и эффективную организацию как систему. Этот новый методический прием и формируется как закон единства анализа и синтеза. Его суть в следующем: процессы дифференциации, декомпозиции, дробления и другие в организации и ее структуре необходимо «дополнять» противоположными процессами, заключающимися в лучшем соединении, композиции и интеграции частей в целостную, более эффективную организацию или ее структуру как единую систему. 
Это метод определения резервов и путей их использования. Он должен проводиться целенаправленно, определяя соответствие управляемой системы условиям работы, изыскивая пути повышения эффективности работы, выбора лучших управленческих решений. 
Анализ и синтез обеспечивают повышение обоснованности принимаемых решений, отказ от случайных мер, определяемых волей сотрудников аппарата управления, углубленное изучение развития организации, ее дальнейших тенденций. Этот инструмент управления характеризуется системностью, т.е. подходом к оценке влияния анализируемого объекта на общие результаты деятельности организации, а также рассмотрению хода и результатов работы каждого структурного подразделения, сотрудника с позиции выполнения целей.  
Самое главное в данной методологии заключается в получении ответа на вопрос: превратятся ли ее элементы в органическую целостность с соответствующими новыми свойствами, то есть сможет ли новый состав элементов, их структура обеспечить выполнение требуемых функций целостной организации? 
Итак, целью данной курсовой работы является изучение такого вопроса, как закон единства анализа и синтеза, как в природе, так и в конкретной организации. 
В качестве задач работы выделим следующие: 
Ø формулировка закона единства анализа и синтеза и его математическая интерпретация. 
изучение следствий, вытекающих из закона единства анализа и
Ø синтеза и их практическое значение. 
рассмотрение постоянного процесса
Ø анализа и синтеза в системах различной природы. 
исследование особенности
Ø анализа и синтеза в социальных организациях. 
 
 
Теоретические аспекты закона анализа и синтеза 
Сущность закона анализа и синтеза 
Изучение организаций как социально-экономических объектов предусмаривает обязательное использование операций анализа и синтеза. Анализ и синтез при исследовании процессов функционирования организации настолько переплетаются, что не могут существовать друг без друга. Поэтому, говоря о законе единстве анализа и синтеза, следует подразумевать их неразрывность и постоянное взаимодействие, осуществляемое в рамках диалектического принципа единства и борьбы противоположностей. Анализ и синтез в своем единении составляют основу системного подхода к изучению деятельности организации. 
Все формы человеческой деятельности — производственной, научной, художественной, как бы ни были они сложны и своеобразны, всегда представляют два аспекта познания — аналитический и синтетический, в их взаимной смене и сплетении. Сами понятия «система», «комплекс» предполагают разложение их на элементы, части, которые образуют целое. Анализ — исследовательский метод, состоящий в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения и т.п.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Синтез — исследовательский метод, имеющий целью объединить отдельные части изучаемой системы, ее элементы в единую систему. 
В теории организации анализ включает 2 основные процедуры: 
1) разделение целого на части; 
2) улучшение функционирования каждой из этих частей. 
Синтез также состоит из 2 процедур: 
1) согласование характеристик выделенных частей; 
2) объединение их в единое целое. 
И таким образом целевая организация компаний обеспечивается постоянным циклическим процессом анализа и синтеза: изученные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы. Синтез переводит знания с одного уровня на другой, более высокий. Анализ поведения различных частей системы (анализ связей с поставщиками, потребителями, анализ спроса и, предложения, анализ продаж, анализ уровня технологий и пр.) проводится для того, чтобы оценить систему (организацию) как единое целое, выявить причины отклонения от главной цели. 
Большой проблемой экономической науки является излишняя специализация, порой абсолютно необоснованная дифференциация экономических знаний, растаскивание знаний о едином целом на части. Эти части дробятся, распадаются на узкие дисциплины и, в конце концов, превращаются в огромный свод маловразумительных течений, понятных лишь узкому кругу так называемых «специалистов-теоретиков».  
Сам закон звучит следующим образом: «Каждая система (биологическая или социальная) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций».  
Так, если сложную систему разложить на составные части, то могут быть получены исходные элементы для образования новых систем; всякая вновь образуемая система есть комбинация элементов, входивших или входящих в другие системы.
 
 

Информация о работе Специфические законы организации и их использование на практике