Территориальная организация сферы обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение территориальной организации сферы обслуживания в России.
Задачи:
изучение понятия и сущность сферы обслуживания.
Рассмотрение размещения сферы обслуживания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состав сферы обслуживания………………………………………4
Производственные услуги…………………………………………….4
Непроизводственные услуги………………………………………….7
Глава 2. Особенности организации сферы обслуживания………………...9
2.1. Формирование сферы обслуживания………………………………...9
2.2. Главные особенности в организации сферы обслуживания………...13
2.3. Территориальная организация сферы услуг в России……………….18
Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области…………………………………………………………………...…….22
3.1. Сфера услуг в Кировской области………………………………………22
3.2. Развитие Кировской области в последние годы………………………..25
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсач...Территориальная организяция обслуживания населения.doc

— 245.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Состав сферы обслуживания………………………………………4

    1. Производственные услуги…………………………………………….4
    2. Непроизводственные услуги………………………………………….7

Глава 2. Особенности  организации сферы обслуживания………………...9

2.1.   Формирование сферы обслуживания………………………………...9

2.2.    Главные  особенности в организации сферы обслуживания………...13

2.3.    Территориальная  организация сферы услуг в России……………….18

Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области…………………………………………………………………...…….22

3.1. Сфера услуг  в Кировской области………………………………………22

3.2. Развитие  Кировской области в последние годы………………………..25

Заключение………………………………………………………………….....27

Список литературы……………………………………………………………29

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Сфера услуг как особый вид экономической  деятельности появилась на самых  ранних этапах развития человечества. Ее развитие определялось прогрессом материального производства — возможностью для общества содержать людей, которые  непосредственно не производят материальных благ. В условиях становления и развития постиндустриального, информационного общества, в котором основная роль отводится человеку, его знаниям и инновациям, сфера услуг становится приоритетной в обеспечении качественного динамичного экономического роста, как отдельного государства, так и всего мирового сообщества. Несмотря на то, что услуги традиционно рассматривались как "третичный сектор" экономики, на современном этапе они занимают более 2/3 мирового ВВП.

       В настоящее время Российская Федерация проходит новый этап развития. Процесс становления рыночной экономики в нашей стране влечет за собой возникновение новых отраслей. С каждым годом увеличивается доля сферы услуг в экономике России. На современном этапе социально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. В региональных программах социально-экономического развития сфера услуг занимает незначительное место. Современная роль сферы услуг проявляется в конкуренции с возросшим материальным производством, ориентированном на конкретного потребителя, в целом - в высокой мобильности данной отрасли, выраженной в поиске и предоставлении новых услуг, основанных на применении новых технологий.

     Цель  работы: рассмотрение территориальной  организации сферы обслуживания в России. 

     Задачи:

  1. изучение понятия и сущность сферы обслуживания.
  2. Рассмотрение размещения сферы обслуживания.

    Кроме того, в данной курсовой работе мы рассмотрим главные особенности и формирование сферы обслуживания.

     Предметом исследования даной работы является рассмотрение территориальнй организации  сферы обслуживания .

     Теоритической основой написания курсовой работы послужили труды ученых по исследуемой  проблеме.

     При написании курсовой работы были использованы следующие методы и приемы: экономико-статистический, анализа, синтеза, индукции, дедукции и  другие. После научно-технической революции, которая привела к значительному расширению запросов населения и появлению новых потребностей, возросший спрос способствовал формированию устойчивого предложения услуг и поддерживал динамичное развитие компаний и стран, ставших мировыми лидерами в сфере услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Состав сферы обслуживания.

     1.1.Производственные услуги.

      Прежде чем говорить о территориальной организации сферы обслуживания и о ее влиянии на организацию населения, необходимо остановиться на некоторых общих понятиях в данной области. Сначала определим состав сферы обслуживания и ее отличия от сферы услуг и непроизводственной сферы, так как в литературе часто можно встретить употребление терминов "непроизводственная сфера", "сфера услуг" и "сфера обслуживания" в качестве синонимов.

     В современном обществе человек потребляет не только разнообразные товары, предоставляемые ему материальным производством, но и услуги. Услуга в данном случае - это труд, направленный на удовлетворение потребностей определенной личности (индивидуального заказчика, клиента, потребителя). Этим услуги отличаются от производства, которое выпускает массовые товары, потребляемые обезличенными группами людей.

     В советской науке услуги подразделялись на производственные и непроизводственные. Первые имели дело с материальными объектами: изготовление и ремонт по индивидуальным заказам одежды и других предметов потребления, торговля и общественное питание, транспорт. Поэтому они считались частью материального производства. Непроизводственные услуги не имеют прямого материального выражения (консультации врача, образование, культурное обслуживание и т. п.). Поэтому они считались частью непроизводственной сферы.

     В настоящее время большинство  ученых и практиков склонно объединять и производственные, и непроизводственные услуги в единую сферу услуг. Основными отраслями сферы услуг являются следующие:

     1. Жилищно-коммунальное хозяйство  — обслуживание жилья с его благоустройством (электроснабжение, отопление, водопровод, канализация и др.). Состоит из многочисленных организаций, занимающихся как комплексным обслуживанием конкретных жилых зданий (ремонтно-эксплуатационные управления, жилищно-коммунальные отделы и др.), так и обеспечением отдельных видов благоустройства (участки электросети, котельные, водозаборы и т. п.).

     2, Торговля — продажа населению  различных потребительских товаров.  Состоит из магазинов, рынков, киосков, передвижных торговых точек и др. торговых организаций. Фактически с этой розничной торговлей тесно связана и оптовая — торговые базы, склады, закупочные организации.

     3. Общественное питание — доведение до потребителей готовых блюд питания и их полуфабрикатов. Состоит из столовых, кафе, ресторанов, буфетов и т. п. организаций питания.

     4. Бытовое обслуживание — целая группа отраслей, включающая прежде всего 1) изготовление по индивидуальным заказам или ремонт различных потребительских товаров (одежды, обуви, бытовой техники, автомобилей и др.) — состоит из ателье, мастерских, станций техобслуживания и т. п.; 2) услуги личной гигиены — бани, прачечные, химчистки, парикмахерские; 3) услуги по уходу за домом — уборка, мытье окон и т. п.; 4) ритуальные услуги — кладбища, крематории; а также пункты проката, фотографии, гостиницы и некоторые другие учреждения.

     5. Общее образование и воспитание детей — детские ясли, сады, общеобразовательные школы (но не учреждения профессионального образования, образующие отдельную отрасль).

     6. Медицинское обслуживание — обеспечение охраны здоровья населения, включающее больницы, поликлиники, медпункты, диспансеры различной специализации, станции "скорой помощи", родильные дома, санатории и профилактории, санэпидемстанции, аптечные учреждения.

     7. Социальное обеспечение — обслуживание нетрудоспособных членов общества: пенсионеров, инвалидов, детей без родителей. К этой отрасли относятся детские дома и интернаты, дома для престарелых и инвалидов, органы пенсионного обеспечения.

     8. Рекреационное обслуживание — обеспечение отдыха и восстановления физических сил населения. Состоит из туристических и экскурсионных организаций, домов отдыха, туристических гостиниц, детских летних баз отдыха, пляжей, парков, организаций физкультуры и спорта и других учреждений.

     9. Культурное обслуживание — обеспечение духовных потребностей людей. Состоит из театров и кинотеатров, концертных и выставочных залов, музеев, цирков, библиотек, клубов и домов культуры, книжных издательств.

     10. Информационное обслуживание — доведение до населения разнообразной информации. Осуществляется средствами массовой информации — телевидением, радио, издательствами газет и журналов, информационными агентствами.

     11. Кредитно-финансовое и страховое  обслуживание — организации, обеспечивающие движение потоков денежных и других аналогичных средств. Это банки, страховые организации, финансовые компании, инвестиционные фонды и т. п.

     12. Охрана имущества и прав граждан  — деятельность правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, судов, охранных агентств и др.) по обеспечению безопасности и прав конкретных людей.

     13. Юридическое и нотариальное обслуживание — консультации населения, удостоверение подлинности документов и другие услуги, оказываемые юридическими и нотариальными конторами.

     14. Связь (услуги связи) — обеспечение  информационных потоков между  людьми посредством почты, телеграфа,  телефона, Интернета.

     15. Транспорт (услуги транспорта) —  перевозка пассажиров с различными  целями. Осуществляется как организациями разных видов транспорта (автобусными парками, аэропортами, авиакомпаниями, железными дорогами, пароходствами и др.), так и личным транспортом (в основном автомобильным).

     Отдельные организации могут одновременно выполнять услуги, относящиеся к разным отраслям. Например, крупные магазины часто имеют подразделения общественного питания, парк культуры и отдыха одновременно обеспечивает и рекреационное, и культурное обслуживание и т. д. В том числе возможно совмещение в рамках одной организации производственных услуг (общественное питание) и непроизводственных (культурное и рекреационное обслуживание). Поэтому во многих случаях смыл имеет не отраслевой, а только комплексный анализ сферы услуг.

При этом совокупность всех учреждений (оказывающих  непроизводственные услуги) и предприятий (оказывающих производственные услуги) сферы услуг называют социальной инфраструктурой общества. Ее задача - комплексное обеспечение жизнедеятельности людей (в отличие от производственной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование предприятий). В современном обществе большинство товаров доходит до населения через сферу услуг. Поэтому с ее развитием тесно связаны бюджет времени, а через него - условия жизни, уровень жизни и образ жизни населения.

    1.2.Непроизводственные услуги.

     Кроме этого, существуют отрасли, относящиеся  к непроизводственной сфере, которые  обслуживают не конкретных потребителей, а общество в целом или его  большие группы. Отнесение этих отраслей к сфере услуг было бы неправильным. Основными из них являются:

     1. Государственное управление —  координация работы различных  отраслей по обеспечению жизнедеятельности  и развития общества. Осуществляется  на разных уровнях и, соответственно, обслуживает: 
— все общество (в границах государства) — Президент России и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ; 
— большие группы общества (в границах административных единиц) — органы государственной власти в регионах.

     2. Профессиональное образование, обеспечивающее  подготовку специалистов для  всех отраслей экономики. Состоит из организаций высшего (университеты, институты, академии и др.), среднего (техникумы, колледжи и др.) и начального (профессионально-технические училища и др.) образования.

     3. Наука — выявление и внедрение  новых знаний. Состоит из организаций научно-исследовательских (институты, лаборатории и т. п.) и опытно-конструкторских (конструкторские бюро, опытные производства, испытательные полигоны и др.).

     4. Охрана государственной безопасности - вооруженные силы, органы государственной  безопасности, таможенные органы, пограничная служба и др.

     5. Общественные организации, выражающие интересы больших групп населения и обеспечивающие обслуживание соответствующих потребностей, — профессиональные союзы, религиозные организации, культурные и научные непрофессиональные общества, клубы любителей различных видов деятельности и т. п.

     Таким образом, сфера услуг состоит  в основном из отраслей непроизводственной сферы, но также частично — из производственных отраслей. В свою очередь, непроизводственная сфера включает в себя не только отрасли сферы услуг, обеспечивающие потребности конкретных людей, но и некоторые другие, обслуживающие общество в целом. В итоге можно ввести более широкое понятие — сфера обслуживания, которое будет включать в себя и всю непроизводственную сферу, и всю сферу услуг.  
 
 

     Глава 2. Особенности организации сферы обслуживания.

Информация о работе Территориальная организация сферы обслуживания