Территориальная организация сферы обслуживания

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотрение территориальной организации сферы обслуживания в России.
Задачи:
изучение понятия и сущность сферы обслуживания.
Рассмотрение размещения сферы обслуживания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Состав сферы обслуживания………………………………………4
Производственные услуги…………………………………………….4
Непроизводственные услуги………………………………………….7
Глава 2. Особенности организации сферы обслуживания………………...9
2.1. Формирование сферы обслуживания………………………………...9
2.2. Главные особенности в организации сферы обслуживания………...13
2.3. Территориальная организация сферы услуг в России……………….18
Глава 3. Территориальная организация сферы услуг в Кировской области…………………………………………………………………...…….22
3.1. Сфера услуг в Кировской области………………………………………22
3.2. Развитие Кировской области в последние годы………………………..25
Заключение………………………………………………………………….....27
Список литературы………………

Работа содержит 1 файл

Курсач...Территориальная организяция обслуживания населения.doc

— 245.00 Кб (Скачать)
align="justify">     2.1. Формирование сферы услуг.

     Важное  понятие, определяющие многие особенности организации сферы обслуживания, — понятие потребности. Потребность — это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для подержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы или общества в целом. Соответственно, можно выделить несколько уровней потребностей:

     1) биологические — потребности  в пище, воде, тепле и т. п.;

     2) личностные — биологические потребности,  опосредованные обществом: определенное  качество пищи, одежды и т. п.;

     3) социальные — потребности в  безопасности, общении, справедливости;

     4) интеллектуальные пассивные потребности  — в знаниях, информации и др.

     5) интеллектуальные активные потребности  — в самовыражении, творческом  труде.

Наличие потребностей — обязательное и необходимое  условие существования человека, внутренний стимул к какой-либо деятельности. При этом проявляется закон возвышения потребностей — удовлетворенная потребность замещается новой, более сложной или более высокого уровня.

     Для территориальной организации сферы обслуживания большое значение имеет наличие географических различий в потребностях. Главные факторы таких различий следующие.

     1. Природные — в частности, требования  к жилищу зависят от климата  территории, сейсмичности, характера  грунтов, количества осадков и  других природных особенностей  территории. Климатические условия  во многом определяют также  различия потребности в питании и одежде — в условиях холодного климата калорийность пищи должна быть выше, а изоляционные свойства одежды — больше.

Различия потребностей в жилище, питании и одежде ведут к более  высокой стоимости жизни в  районах с более суровыми природными условиями.

     2. Состав населения влияет прежде  всего на различии потребностей  в учреждениях, предназначенных  для определенных возрастных  групп населения - детских садах  и яслях, школах, домах престарелых.  Кроме возрастного существенны  также семейный, социальный, этнический и другие виды состава населения.

     3. Движение населения может быть  естественным (рождаемость, смертность  и естественный прирост) и механическим (миграционным). Уровни рождаемости  и смертности определяют потребности  в соответствующих учреждениях  здравоохранения. Высокая миграционная подвижность имеет влияние и прямое — появляется повышенная потребность в транспорте, и косвенное - повышается общий уровень потребностей, так как население имеет возможность сравнивать состояние сферы обслуживания в разных местах.

     4. Доходы населения определяют  соотношение самообслуживания и общественного обслуживания. Чем выше уровень доходов семьи, тем меньше доля самообслуживания, так как исчезает необходимость экономить средства на услуги, предоставляемые специализированными организациями сферы обслуживания. С ростом доходов растут также потребности в количестве и качестве предоставляемых услуг.

     5. Характер расселения влияет на  возможности удовлетворения потребностей  в своем населенном пункте  или его ближайшем окружении.  Чем дальше друг от друга расположены населенные пункты, и чем хуже транспортные связи между ними, тем более развитой должна быть сфера обслуживания в каждом населенном пункте. Так, город с населением около 200 тыс. чел. в северо-восточных районах России (Якутск, Петропавловск-Камчатский, Норильск и т. п.) должен иметь более развитую сферу обслуживания, чем аналогичный по размерам город около Москвы (Подольск, Зеленоград и др.). Для удовлетворения потребностей жителей подмосковного города будут работать организации сферы обслуживания в Москве и других соседних городах, тогда как на северо-востоке страны использование организаций соседних городов (удаленных на сотни и тысячи километров) оказывается невозможным.

     6. Достигнутый уровень обслуживания населения влияет на развитие потребностей в услугах высоких уровней. Так, потребность в регулярном посещении театров вырабатывается лишь тогда, когда у человека есть такая возможность, т. е. он живет в театральном центре или его ближайших окрестностях. Но после формирования достаточно большой группы людей, нуждающихся в регулярном посещении театров, начинают появляться новые театры, и развитие идет по новой. Основными методами определения потребностей являются нормативный и поведенческий. Нормативным методом хорошо определяются биологические потребности исходя из объективных потребностей организма в пище, жилье и т. д. Соответствующие исследования ведутся такими науками, как физиология, гигиена, психология, архитектура. По результатам этих исследований созданы системы нормативов (гигиенических, строительных и других), которые учитываются в планах развития городов и административных районов как ориентиры, которые обязательно должны быть достигнуты в относительно недалекой перспективе (10—30 лет). Так, минимальная норма площади жилищ в настоящее время — 18 м2 общей площади на человека. В идеале никто в нашей стране не должен жить в более тесных помещениях, хотя временные рамки выполнения этого норматива неопределенны.

     Но  большинство потребностей, формируемых  обществом, определяется только поведенческим методом. Он исходит из реального поведения населения и фактических требований, предъявляемым человеком к сфере обслуживания. При этом направления развития потребностей можно определить, изучая так называемые опережающие группы населения - с более высокими уровнями доходов и образования. Предполагается, что современное потребление услуг в таких группах соответствует тому, которое в перспективе будет характерно для большинства населения.

     В общем случае можно построить  разные типологии потребителей услуг. Так, по фактическому потреблению и нуждаемости можно выделить четыре группы потребителей:

     1) неразвитый потребитель — не  потребляет и не нуждается;

     2) потенциальный потребитель —  не потребляет, но нуждается;

     3) неудовлетворенный потребитель — потребляет, но нуждается дополнительно;

     4) удовлетворенный потребитель —  потребляет и больше не нуждается. 

     По  наличию услуги по месту жительства и фактическому потреблению можно  выделить также четыре группы потребителей:

     1) обделенные — не имеют на месте и не потребляют;

     2) отчужденные — имеют на месте,  но не потребляют;

     3) мобильные — не имеют на  месте, но потребляют в другом  пункте;

     4) локальные — имеют на месте  и потребляют.

     Схема комплексной типологии потребителей представлена на рисунке. Выделенные типы потребителей отражают разные этапы их развития. Первый тип — несформировавшийся потребитель в неразвитой среде: население не имеет услуги по месту жительства, не потребляет ее и не нуждается в ней. Затем возможны три варианта развития:

     1) появляются мобильные потребители (получающие услугу в других местах) в неразвитой среде, сначала удовлетворенные состоянием сферы обслуживания по месту жительства (второй тип), а затем неудовлетворенные (третий тип);

     2) у "немобильных" жителей  появляется потребность, но услуги еще нет — потенциальные потребители в неразвитой среде (четвертый тип);

     3) появляется услуга, но потребности  в ней еще появилось — несформировавшийся  потребитель в развитой среде  (пятый тип).

     Затем или появляется потребность в  услуге или она появляется по месту жительства. В итоге формируется шестой тип — удовлетворенный потребитель в развитой среде, и сферу обслуживания на данном этапе можно считать сформировавшейся. Но затем с ростом потребностей может появиться неудовлетворенность существующим уровнем обслуживания, и тогда появится седьмой тип — неудовлетворенный потребитель в развитой среде.

     2.2. Главные особенности  в организации  сферы обслуживания.

     В итоге можно выделить главные  особенности сферы обслуживания.

     1. Место и время производства и потребления услуги для большинства видов услуг совпадают. Поэтому при размещении большинства организаций сферы обслуживания наиболее важной оказывается ориентация на потребителя - или на его место жительства, или на его место работы, или на транспортные потоки между местами жительства и работы.

     2. Услуги могут быть нужными  всем и всегда (например, услуги  жилищно-коммунального хозяйства), многим и всегда (транспорт —  для поездок с самыми разнообразными  целями), немногим и всегда (школы  — для тех семей, где есть дети школьного возраста), немногим и иногда (больницы — людям с плохими состоянием здоровья).

     3. Услуги, как правило, можно подразделить  на повседневные (необходимые постоянно), периодические (необходимые от  одного до нескольких раз в  месяц) и эпизодические (необходимые несколько раз в год или реже). Для первой группы особенно важна близость к потребителям — их жилью или работе. Организации, оказывающие услуги, как правило, самые маленькие, а их сеть самая густая. Для эпизодических услуг более важным оказывается качество, разнообразие, обеспеченность специалистами. Организации наиболее крупные, и находятся они обычно в местах, одинаково хорошо доступных для большого количества потребителей (в центре города). Организации, оказывающие периодические услуги, по характеристикам занимают промежуточное положение между двумя крайними группами, а их размещение наиболее тесно связано с транспортными потоками.

     4. Для большинства услуг характерны  резкие временные колебания потребности  в них. Эти колебания могут быть суточными (утренний и вечерний часы пик на транспорте), недельными (нагрузка на зрелищные учреждения в основном в выходные дни), сезонными (курортный сезон для учреждений рекреации и лечения, а также для „всех других организаций сферы обслуживания в курортных районах). Общая мощность организаций должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение потребностей в период максимальной нагрузки. Но значительную часть времени "пиковые" мощности простаивают, что снижает экономическую эффективность сферы обслуживания.

     5. Для каждого вида услуг можно  выделить минимальные и оптимальные  размеры предприятий с точки  зрения качества и себестоимости  услуг. При этом обычно резко  преобладают организации минимального размера. Укрупнение размеров ведет к повышению качества и снижению себестоимости, но при этом происходит удаление организаций обслуживания от потребителей. Таким образом, социальная эффективность (удобство для потребителей) вступает в противоречие с экономической (оптимальные размеры предприятий).

     6. Выделяются услуги платные и  бесплатные. Последние также являются  платными, но их предоставление  финансирует все общество в  целом через соответствующие  бюджетные и внебюджетные фонды.  Поэтому для конкретных потребителей  они получаются бесплатными. Платные услуги предоставляются всем желающим их получить и способным оплатить. Поэтому связь между конкретными потребителями и организациями оказывается вероятностной. Вероятность использования определенного предприятия тем больше, чем более оно доступно для потребителя. Для бесплатных услуг, как правило, существует четкая привязка (территориальная) потребителей к организациям. Обычно потребители привязаны к ближайшим (территориально) организациям, но особенности административного устройства могут вносить нарушения в эту зависимость.

     7. Одним из главных критериев уровня развития сферы обслуживания и оптимальности ее территориальной организации является доступность услуг. Она может быть территориальной (временной) и финансовой (доходной). Территориальная система обслуживания — учреждения обслуживания вместе со своей зоной влияния. Соответственно, можно выделить центры обслуживания — пункты, которые обслуживают не только собственное население, но и из других мест. Доступность в таком случае можно выразить как долю людей, пользующихся услугой, от всего количества населения в зоне влияния, которое нуждается в данной услуге.

     8. Территориальные системы обслуживания различаются в городах и в сельской местности. В городах система состоит из трех уровней: 1) город; 2) жилой район; 3) микрорайон. Для каждого уровня формируется свой набор учреждений сферы обслуживания. В больших городах численность населения микрорайонов достигает 20 тыс. чел., районов - до 100—150 тыс. чел. В малых городах выделяются только микрорайоны с населением 4—6 тыс. чел. В пределах микрорайона, как правило, предоставляются все повседневные услуги. Главное — близость к потребителю (в пределах пешеходной доступности 5—10 мин) при минимальном уровне качества. В пределах района предоставляется большинство периодических услуг. Организации наиболее часто концентрируются в транспортных узлах (пересечение магистралей, станции метро и т. п.). Территориальная доступность — 5—10 мин на общественном транспорте. На уровне города предоставляются практически все услуги, в том числе эпизодические. Для них главное — это качество при доступности для максимального количества потребителей. Поэтому соответствующие организации концентрируются обычно в центре города.

Информация о работе Территориальная организация сферы обслуживания