Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

Объект: психолого-педагогическое исследование.

Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
Исследовательские методы и методики……………………………..….14
Наблюдение...……………………………………………………....15
Эксперимент………………………………………………………..16
Беседа……………………………………………………………….18
Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
Оценивание…………………………………………………………23
Метод профессиографии…………………………………………...24
3.2. Применение статистических методов и средств формализации

в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть

  1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования………..5
    1. Понятие о психолого-педагогическом исследовании…………………..5
    2. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования…………………………………………...6
  2. Этапы психолого-педагогического исследования………..………………..11
  3. Методы и методики психолого-педагогического исследования……….....14
    1. Исследовательские методы и методики……………………………..….14
      1. Наблюдение...……………………………………………………....15
      2. Эксперимент………………………………………………………..16
      3. Беседа……………………………………………………………….18
      4. Опрос (анкетирование, интервью)………………………………..18
      5. Тестирование (метод тестов)……………………………………...20
      6. Изучение (анализ) продуктов деятельности……………………...23
      7. Оценивание…………………………………………………………23
      8. Метод профессиографии…………………………………………...24

     3.2. Применение статистических методов и средств формализации

           в психолого-педагогическом исследовании…………………………...25

    3.3. Методы теоретического исследования…………………………………26

4. Требования к применению методов исследования……………….………...28

5. Интерпретация  результатов исследования………………………………….31

II. Практическая часть

1. Социометрическое исследование межличностных отношений в группе………………………………………………………………………...…...33

2. Индивидуальное диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста……………………………………………………………...38

Заключение………………………………………………………………….........51

Используемая  литература……………………………………………………….53

     Введение

   «Изучая, экспериментируя, наблюдая,

   старайтесь  не оставаться на поверхности фактов.

   Пытайтесь проникнуть в тайну  их возникновения.

   Настойчиво  ищите законы, ими  управляющие»

   И.П. Павлов1 

     В последние годы наступил новый период инновационного развития образования  в нашей стране – период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности, практической отдаче исследований становятся еще более высокими. Молодому специалисту придется вести наблюдение и проводить эксперименты, анализировать и обобщать полученные данные, разрабатывать и реализовывать рекомендации. Исследовательские подходы и умения должны быть неотъемлемой частью его профессиональной подготовки.

     Актуальность данного исследования обусловлена требованиями современной образовательной практики. Необходимо отметить стремление многих учителей-практиков, работающих в инновационной школе, к организации собственной научно-исследовательской деятельности в сфере образования, поэтому подготовка специалистов должна быть на высоком теоретическом и методологическом уровне. Педагогическая деятельность по своему существу нерецептурна, она должна содержать элемент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее выполнения.

     Сказанное определяет необходимость овладения принципами и методами психолого-педагогического исследования не только учеными, исследующими эту сферу, но и широким кругом психологов и педагогов. Это позволит лучше осознать новые цели и задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических, психологических и иных методов, пересмотреть даже некоторые принципы образования и воспитания.

     Выбранная мною тема для курсовой работы неслучайна, знания в этой области и умение применять их на практике просто необходимы будущему специалисту. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать на практике методы научного психологического исследования.

         Цель работы: дать общий анализ методологии и алгоритма реализации психолого-педагогических исследований.

        Объект: психолого-педагогическое исследование.

      Предмет: психолого-педагогическая работа с детьми в контексте реализации психолого-педагогического исследования.

         В нашем исследовании сформулирована следующая гипотеза. Профессионально-методическая работа молодых специалистов педагогов-психологов становится более эффективной, если во время их подготовки:

  • формировать у них теоретические знания методологии психолого–педагогических исследований;
  • содействовать усвоению логики и техники психолого–педагогического исследования;
  • выработать навыки эффективного использования методов психолого–педагогического исследования;
  • формировать умений анализа и интерпретации результатов психолого–педагогического исследования;
  • развить личностные качества, отражающие методологическую культуру педагога.

      Для данного исследования выделим следующие  задачи:

    • провести анализ теоретических источников научной литературы по вопросам психолого-педагогического исследования;
    • изучить понятие и общую характеристику психолого-педагогического исследования;
    • раскрыть теоретические основы знаний методологии психолого–педагогических исследований;
    • организовать, провести и дать описание опытно-поисковой и экспериментальной работы, проведенной в образовательном учреждении, а также проанализировать полученные результаты психолого-педагогического исследования:

      - социометрическое исследование старшей группы фольклорного ансамбля «ЗАБАВУШКА» (МОУ ДОД «Дом детства и юношества»);

      - индивидуальное  диагностическое обследование ребенка младшего школьного возраста по методике  исследования обучаемости по А.Я. Ивановой;

    • сформулировать выводы, практические советы и рекомендации, а также ведущие направления дальнейшей разработки данной темы.

      Курсовая  работа состоит из двух частей – теоретической и практической. В работе поэтапно раскрывается понятие психолого-педагогического исследования, методика и методология научной работы в сфере образования, дана характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования. Раскрыты такие методы, как беседа, интервью, анкетирование, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент. Рассматриваются вопросы обработки результатов исследования, психолого-педагогической интерпретации результатов. Представлены требования к применению методов психолого-педагогического исследования.

     В практической части дается описание, результаты анализа и обобщения опытно-поисковой и экспериментальной работы в образовательном учреждении.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

     ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ИССЛЕДОВАНИЯ

    1. Понятие о психолого-педагогическом и педагогическом исследовании
 

     В силу сложности, многогранности педагогического  процесса в образовании необходимы очень разные – и по своей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования. В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно-ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

     В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать

единство  внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы  формирования мотивации, установок, ценностных ориентаций, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития. При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.

Информация о работе Алгоритм реализации психолого-педагогических исследований