Беседа как метод организации урока в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Работа содержит 1 файл

unterrichtsgespräch.docx

— 79.07 Кб (Скачать)

Изложение учебного материала методом проблемного  рассказа и проблемно построенной  лекции предполагает, что преподаватель  по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и  ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и  творческим.

Одним из методов  проблемного обучения является эвристическая  и проблемно-поисковая беседа [39]. В ходе ее преподаватель ставит перед  обучаемыми ряд последовательных и  взаимосвязанных вопросов, отвечая  на которые они должны высказывать  какие-либо предложения и пытаться затем самостоятельно доказывать их справедливость, осуществляя тем  самым некоторое самостоятельное  продвижение вперед в усвоении новых  знаний. Если в ходе эвристической  беседы такие предположения касаются обычно лишь одного из основных элементов  новой темы, то во время проблемно-поисоковой беседы обучаемые решают целую серию  проблемных ситуаций.

Наглядные пособия  при проблемно-поисковых методах  обучения применяются уже не в  целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных  задач, которые создают проблемные ситуации на занятиях.

Проблемно-поисковые  упражнения применяются в том  случае, когда обучаемые могут  самостоятельно по заданию преподавателя  выполнить определенные виды действий, которые подводят его к усвоению новых знаний. Проблемно-поисковые  упражнения могут применяться не только при подходе к усвоению новой темы, но и во время закрепления  ее на новой основе, то есть при выполнении упражнений, углубляющих знаний.

Ценным видов особенно для дистанционного обучения являются исследовательские лабораторные работы, в ходе которых обучаемые, например, самостоятельно выясняют законы плавления  тел или любые другие законы. Такие  лабораторные работы проводятся до изучения теоретического материала и ставят обучаемых перед необходимостью сделать некоторые учебные открытия.

Проблемно-поисковые  методы в дистанционном обучении применяются преимущественно с  целью развития навыков творческой учебно-познавательно деятельности, они способствуют более осмысленному и самостоятельному овладению знаниями. Особенно эффективно применяются эти  методы в тех случаях, когда нужно  добиться формирования понятий, законов  и теорий в соответствующей области  науки, а не сообщение фактической  информации. Доля дистанционного обучения намного лучше, если проблемно-поисковые  методы будут сочетаться с репродуктивными  для большей эффективности.

  СОДЕРЖАНИЕ.

1. Понятие  «метод обучения». Классификация  методов обучения. Стр. 3
2. Методы  устного изложения знаний учителем  и активизации учебно-познавательной  деятельности учащихся. Стр. 6
3. Методы закрепления изучаемого материала. Стр. 13
4. Методы  самостоятельной работы учащихся  по осмыслению и усвоению нового  материала. Стр. 15
5.Методы  учебной работы по выработке  умений и навыков применения  знаний на практике. Стр. 19
6. Методы  проверки и оценки знаний, умений  и навыков учащихся. Стр. 21

 

  1. Понятие «метод  обучения». Классификация  методов обучения.

  Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к его научной трактовке.

  Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», - сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению, самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

  Широко  распространенным в дидактике является также термин «приемы обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.

  Не  менее сложным и вызывающим дискуссии  является вопрос о классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод, суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к необходимым выводам.

  В 20-е годы предпринимались также  попытки насаждения в школе так  называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться различные методы учебной работы.

  Дидактические исследования, однако, показывают, что  номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Рассмотрим важнейшие из них.

  Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) считали, что  при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.

  И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

  а) объяснительно-иллюстративный, или  информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

  б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

  в) проблемное изложение изучаемого материала;

  г) частично-поисковый, или эвристический  метод;

  д) исследовательский метод, когда  учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

  Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы:

  а) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;

  б) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности;

  в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

  Каждая  из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие группы:

  а) методы приобретения новых знаний,

  б) методы формирования умений и навыков  по применению знаний на практике,

  в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

  Указанная классификация хорошо согласуется  с основными задачами обучения и  помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие методов обучения можно разделить на пять следующих групп:

  а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

  б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником:

  в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;

  г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;

  д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль.

  2. Методы устного  изложения знаний  учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

  К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации  и демонстрации при устном изложении  изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis - устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».

  Какова  же сущность и приемы применения каждого  из методов устного изложения знаний учителем?

  Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала. Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и доказательством различных положений излагаемого материала.

Информация о работе Беседа как метод организации урока в Германии