Беседа как метод организации урока в Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 00:27, реферат

Описание работы

Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.

Работа содержит 1 файл

unterrichtsgespräch.docx

— 79.07 Кб (Скачать)

  Отсюда  следует вывод: в системе учебной  работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.

Беседа — это  такой метод обучения, при котором  основное место занимают вопросы  учителя и ответы учащихся или, наоборот (что бывает значительно реже), вопросы  учащихся и ответы учителя. 
Большое образовательное и воспитательное значение беседы определяется тем, что она развивает мышление учащихся, учит их выражать свои мысли в доказательной форме, подготавливает и включает школьников в самостоятельную работу с картами, наглядными пособиями и другими источниками географических познаний. Беседа позволяет связать изучаемый материал с современностью. Привлекая школьников к самостоятельному разбору материала и к критике ошибочных суждений, учитель использует беседу как очень важное средство превращения знаний в убеждения. 
Беседа открывает большие возможности для индивидуального подхода. Учитель может дифференцировать вопросы, в зависимости от подготовки учащихся, и привлекать к активному участию в работе даже наиболее слабых и пассивных учеников. По своим возможностям для учета индивидуальных особенностей учащихся беседа как метод обучения уступает только самостоятельным работам, осуществляемым в плане индивидуальных и групповых заданий. Беседа также позволяет соединить воедино изучение нового материала с выявлением и проверкой уже имеющихся знаний. 
В зависимости от роли учителя и учащихся в проведении беседы и от логической ее структуры различают две формы беседы — вопросо-ответную и развернутую. 
При вопросо-ответной (катехизической) форме беседы учитель ставит вопросы, которые требуют от учащихся кратких ответов, показывающих в основном знание фактов и пространственного размещения географических объектов. Это наиболее простая форма беседы, используемая чаще всего для проверки и закрепления вновь приобретенных знаний или для выявления знаний, полученных учащимися раньше. 
При развернутой (эвристической) беседе учитель руководит процессом познания учащихся, направляет их внимание на существенные признаки географических объектов и явлений, подводит к самостоятельным выводам. Вопросы ставятся учителем так, чтобы ответы на них продолжали и подтверждали основную мысль беседы. Развернутая беседа хорошо стимулирует активную мыслительную деятельность учащихся. 
Материал курса географии представляет очень широкие возможности для проведения беседы: все элементы географической среды находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом, и знание некоторых существенных факторов позволяет сделать вывод о других обусловленных ими чертах природных условий. Поэтому беседа цолучила широкое распространение в преподавании географии, в особенности при изучении нового материала. Это относится как к курсам физической, так и к курсам экономической географии. 
Метод беседы лучше всего готовит учащихся к выполнению самостоятельных работ. Поэтому если первые темы каждого курса целесообразнее всего изучать методом беседы, то в последующих сходных темах можно перейти уже к самостоятельным работам, особенно с картами. 
Главный прием, с помощью которого учитель руководит познавательной деятельностью учащихся во вргмя беседы, — постановка вопросов классу. Поэтому умелая постановка вопросов составляет необходимое условие для успешного проведения беседы. По содержанию вопросы должны быть посильными для учащихся; в то же время они должны подводить их к таким ответам, которые содержали бы в себе новые знания. Каждый вопрос должен быть направлен к решению основной проблемы беседы и логически увязан с предыдущими вопросами. Не следует давать вопросов на угадывание, а также неопределенных или двойных вопросов. 
В беседе используются различные типы вопросов: на выявление имеющихся у учащихся знаний, что составляет основу для изучения нового материала; на получение новых знаний из карт, наглядных пособий, статистического материала и других источников географических сведений, которые основываются на сочетании беседы с другими методами. 
Особенно большую образовательную и воспитательную ценность имеют вопросы на сравнение, на выявление причин различных географических явлений и обобщающие вопросы. 
К числу других приемов руководства познавательной деятельностью учащихся в ходе беседы относятся: объявление темы урока; членение беседы на отдельные логические части, завершаемые обобщением материала в форме устного слова, записи или картосхемы на классной доске. 
Беседа на уроках географии в большинстве случаев сочетается с работой по карте. Часто в ходе беседы используются также наглядные пособия, статистический и графический материалы. Сочетание беседы с разными методами позволяет ввести в действие широкий круг психологических функций, что положительно отражается на усвоении знаний. 
При правильном руководстве учителя использование карт, наглядных пособий и статистического материала в ходе беседы постепенно переходит в сочетание ее с самостоятельными работами учащихся. Это достигается постановкой более крупных по содержанию вопросов и выделением специального времени на выполнение самостоятельных заданий. Во многих случаях беседа включает элементы рассказа или объяснения учителя. 
В качестве примера приводим отрывки из беседы при изучении климата Северной Америки в курсе географии материков. Цель этой беседы заключалась в том, чтобы показать учащимся различия в климате Северной Америки и Европы. 
Учитель: «Определите по картам атласа широту Нью-Йорка». 
Учащиеся устанавливают, что Нью-Йорк расположен примерно на 40° с. ш. 
Учитель: «Через какие европейские страны и города проходит 40-я параллель?» 
Учащиеся отмечают, что в Европе 40-я параллель пересекает юг Италии и центральную часть Греции. Неаполь и Рим расположены несколько севернее этой широты. 
Учитель: «Каковы средние температуры января и июля в Нью-Йорке? Сравните их со средними температурами января и июля в Риме». 
Учащиеся, работая с климатическими картами атласов, указывают на то, что в Нью-Йорке значительно холоднее, чем в Риме, особенно зимой. 
Учитель: «Каковы средние температуры июля и января в Москве?» 
Учащиеся называют данные для Москвы. 
Учитель: «Каковы средние температуры января и июля в Северной Америке на широте Москвы?» 
Учащиеся отмечают, что в Северной Америке на тех же широтах холоднее, чем в Москве. 
Учитель: «Чем же отличается по температурам климат Северной Америки от климата Европы?» 
Учащиеся делают вывод, что климат Северной Америки более холодный, чем климат Европы на тех же широтах. 
Учитель: «Чем объясняется большая суровость климата Северной Америки?» 
Учащиеся указывают на воздействие холодного Лабрадорского течения, на меридиональное простирание хребтов, на незначительное влияние теплого течения, которое благодаря вращению Земли, отходит от берегов Америки. 
Приводим пример беседы на экономико-географическую тему при изучении хозяйства Казахстана. Цель беседы заключалась в том, чтобы показать учащимся грандиозные успехи и перспективы экономического развития Казахстана и главные трудности, с преодолением которых связано хозяйственное строительство. Беседа стрэилась в плане сравнения Казахстана и Украины. Приводимый ниже отрывок беседы касается общего обзора экономики Казахстана и предшествует изучению отдельных отраслей. 
Учитель: «Каковы главные черты сходства и различия в природных условиях Казахстана и Украины?» 
Учащиеся сказали, что в Казахстане и на Украине имеются оолмиие пространства степей, пригодных для зернового хозяйства. Вместе с тем они отметили большую суровость и засушливость климата Казахстана, наличие в Казахстане обширных полупустынных и пустынных областей, указали на различие климатических и почвенных условий в украинских и казахских степях. 
Учитель: «В чем сходство и различие в запасах минерального сырья на Украине и в Казахстане? Сравните минеральные ресурсы применительно к главным отраслям экономики — энергетике, черной металлургии, цветной металлургии, химической промышленности». 
Учащиеся пришли к выводу, что Казахстан, как и Украина, обеспечен полезными ископаемыми для всех главных отраслей промышленности и является одним из богатейших районов СССР. 
Учитель написал на доске ряд цифр, характеризующих производство зерна, добычу важнейших полезных ископаемых и производство металла в Казахстане и на Украине в довоенный период, в послевоенные годы и к концу выполнения семилетнего плана развития народного хозяйства СССР и предложил учащимся дать их анализ. Затем он поставил учащимся вопрос: «Чем объясняется, что экономическое развитие Казахстана значительно задержалось по сравнению с Украиной?» 
Учащиеся указали на такие факторы, как удаленность Казахстана от старых экономических районов, массивность территории и плохая обеспеченность естественными транспортными путями, трудные климатические условия в большей части республики; было отмечено также, что в составе царской России Казахстан принадлежал к числу наиболее отсталых в экономическом отношении районов. 
Учитель: «Почему в настоящее время стало возможным и необходимым быстрое экономическое развитие Казахстана?» 
Учащиеся указали на возросшую экономическую и техническую мощь Советского Союза, что сделало возможным освоение труднодоступных восточных районов. Отметили, что развитие экономики Казахстана соответствует главным принципам размещения социалистического производства, а именно — приближению промышленности к источникам сырья и энергии, приближению производства к потребителю, интересам обороноспособности страны, развитию ранее отсталых национальных окраин. Было отмечено также значение промышленности и сельского хозяйства Казахстана для экономики страны в целом. 
Учитель подчеркивает ту мысль, что в Программе КПСС указывается необходимость выравнивания уровня развития экономических районов страны. Затем он ставит вопрос: «Какие проблемы, связанные с особенностями географического положения и природных условий Казахстана, должны быть решены в первую очередь, чтобы обеспечить дальнейшее успешное развитие хозяйства республики?» 
Учащиеся назвали проблему водоснабжения и транспортную проблему. 
Сопоставление этих двух бесед показывает, в каком направлении изменяется характер беседы, в зависимости от возраста учащихся. При переходе из класса в класс вопросы учителя становятся более сложными, что требует от учащихся пространных ответов и более широкого привлечения и обобщения уже имеющихся знаний. 
В беседах, проводимых в старших классах, большое значение получают проблемные вопросы, вызывающие широкое обсуждение и требующие привлечения знаний из географии и из других дисциплин. Так, например, при изучении США в курсе экономической географии зарубежных стран учитель может поставить учащимся такой вопрос: «Чем объясняется тот факт, что именно США стали самой мощной капиталистической страной?» Для ответа на этот вопрос учащиеся мобилизуют свои знания из курсов географии и истории, а также почерпнутые из газет и радиопередач по современному международному положению. 
При изучении физической географии вопросы беседы направлены в первую очередь на выявление взаимосвязей между отдельными элементами природной среды. При изучении экономической географии в беседу включается новый круг социально-экономических проблем. Вопросы ставятся таким образом, чтобы направить внимание учащихся на установление зависимости между природной средой и развитием хозяйства в различных социальных условиях, на выявление причин высокого или низкого уровня его развития, на объяснение размещения экономики и т. д. 
В зависимости от дидактических целей, различают три вида беседы — воспроизводяющую, излагающую и обобщающую. 
Воспроизводящая, или вводная, беседа обычно предшествует изучению нового материала. Она преследует цель восстановить в памяти учащихся ранее полученные знания и умения, необходимые для понимания нового вопроса программы. Так, например, приступая к рассмотрению климата СССР, учитель ставит учащимся ряд вопросов на выявление знаний о климатообразующих факторах, полученных в предшествующих классах. Эти знания служат основой для понимания климата СССР. 
Излагающая, или разъяснительная, беседа ставит своей целью объяснение нового материала на основе уже имеющихся у учащихся знаний. Примеры излагающей беседы приведены выше. 
Обобщающая беседа применяется с целью закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся. Она имеет особенно большое значение при повторении материала по целой теме, а иногда и по целому разделу курса. Так, например, в итоге изучения всех отраслей тяжелой промышленности СССР учитель проводит беседу, в которой ставит учащимся вопросы, касающиеся размещения и структуры промышленности, роли отдельных отраслей в экономике страны, перспектив развития тяжелой промышленности в целом и ее отдельных отраслей в период развернутого строительства коммунизма в СССР. Такая беседа помогает учащимся глубже осмыслить те вопросы, с которыми они сталкивались при изучении отдельных отраслей тяжелой промышленности. Обобщающая беседа широко используется в целях формирования общих понятий у учащихся. 
В практике преподавания элементы всех трех видов бесед часто сливаются в одной беседе. 
Основные методические требования являются общими для всех видов бесед. Вместе с тем каждая беседа имеет определенную специфику, обусловленную ее дидактическим назначением. Так, например, излагающая беседа, цель которой заключается в сообщении новых знаний, как правило, сочетается с кратким рассказом или объяснением учителя, тогда как воспроизводящая и обобщающая беседы во многих случаях почти не включают устного изложения. Карта, статистические материалы и наглядные пособия играют особенно большую роль при излагающей беседе, где они служат источниками новых знаний для учащихся. При воспроизводящей и обобщающей беседе эти учебные пособия имеют главным образом вспомогательное значение, так как рассуждение ведется на основе уже имеющихся у учащихся знаний. При подготовке к воспроизводящей беседе учитель продумывает прежде всего, какой изученный ранее материал наиболее увязан с новой темой. В обобщающей беседе внимание концентрируется главным образом на том, какие общие выводы должны сделать учащиеся, в результате изучения всей темы или раздела курса. Поэтому в обобщающей беседе преобладают вопросы, подводящие учащихся к генерализации знаний. При подготовке к излагающей беседе учитель выделяет главную проблему и намечает вопросы, ведущие к ее решению на базе уже имеющихся знаний. 
Многие ценные качества беседы привели к тому, что некоторые педагоги считают ее универсальным методом и отрицательно относятся к изложению учебного материала самим учителем. 
Взгляд на универсальность беседы как метода обучения ошибочен по ряду причин. Беседа не развивает у учащихся такого важного умения, как умение слушать устное изложение и следить за ходом мыслей другого. Это умение вырабатывается только при использовании рассказа, объяснения или лекции. В ходе беседы нить рассуждения находится в руках у учителя, что ограничивает самостоятельность учащихся. В этом смысле беседа меньше развивает творческие познавательные способности учащихся, чем разнообразные самостоятельные работы. Поэтому беседа, несмотря на большую эффективность и широкие возможности для ее применения, является все же лишь одним из методов обучения.


Информация о работе Беседа как метод организации урока в Германии