Ценности образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:42, доклад

Описание работы

В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 15.21 Кб (Скачать)

       В самом общем виде образование представляет собой процесс педагогически организованной социализации личности. Предпосылкой и результатом образования человека является культура. В процессе образования человек осваивает культурные ценности: традиции, обычаи, историческое наследие искусства, архитектуры. Так как содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и при этом выполняет социокультурные функции.

     К основным функциям образования  относят: 
- Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры. 
- Среда общения. 
- Средство развития и становления человека, как 
личности и профессионала. 
- Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения. 
- Средство обеспечения преемственности поколений. 
- Фактор социального прогресса.

     Ускоритель  культурных перемен и преобразований.

     Образование — это совокупность общезначимых нравственных и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества.

     Основными элементами образования как конкретного  образовательного учреждения являются: цели и содержание образования, способы  его получения, формы организации, а также субъекты и объекты  образовательного процесса, образовательная  среда, результат образования.

     Функционирование  любой образовательной системы  подчинено той или иной цели.

     Образовательные цели - это ожидаемые результаты, которых с помощью сложившейся системы образования стремится достичь данное общество в настоящее время и в ближайшем будущем. В современных условиях при отборе целей обычно учитывается как социальный запрос государства и общества, так и интересы индивида.

     Различают внешнюю и внутреннюю цели образования. Внешняя состоит в развитии и жизнеобеспечении общества в целом. Внутренняя - в развитии личности каждого члена общества.

     На  основе анализа общечеловеческой культуры содержание образования следует  понимать как совокупность: 
- системы знаний о природе, обществе, человеке; 
- опыта осуществления различных способов деятельности; 
- опыта творческой деятельности по решению новых проблем; 
- опыта ценностного отношения к миру.

     В образовательном учреждении содержание образования представлено в виде деятельности преподавателя и обучаемого, конкретизировано в учебном плане. Содержание каждой дисциплины аккумулируется в программах, в соответствии с  которыми разрабатываются учебники, учебные и методические пособия.

     Виды образования. С начала XX в. в мире наблюдается процесс развития видов образования. Основаниями для их выделения являются: 
— тип научных знаний - биологическое, математическое, физическое, экономическое, филологическое и др.; 
- тип доминирующего содержания образования - теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественно-научное и др.; 
— вид освоения человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, педагогическое, медицинское и др.; 
- тип освоения культурных ценностей человеческого общества -классическое, художественно-эстетическое, религиозное и др.; 
- масштаб освоения культурных ценностей - национальное, европейское, международное, глобальное и др.; 
- тип образовательной системы - университетское, академическо гимназическое и др. 
- сословный признак - элитарное и массовое; 
- тип преобладания направленности содержания образования- формальное и материальное, научное и элементарное, гуманитарное и естественно-научное, общее, начальное и высшее профессиональное и пр. 
- уровень образования - начальное, базовое, общее среднее, не полное высшее, высшее.

     К способам получения образования  в мировой и отечественной  практике относят: 
- дневную и вечернюю формы обучения в 
коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов; 
- экстернат, т.е. самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении 
- дистантное, или дистанционное, обучение через компьютерную сеть с использованием обучающих программ; 
- заочная форма обучения, осуществляемая путем переписки или с помощью отдельных консультаций у преподавателей и предусматривающая сдачу экзаменов при конкретном заведении.

     Ценности  образования.

     Говоря  о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей:

     - ценности образования как ценности государственной,

     - как ценности общественной,

     - как ценности личностной.

     Первые  две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и  в советский период отечественного образования именно они выступали  во многих педагогических концепциях на первый план. В последнее время  приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

      

Информация о работе Ценности образования