Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

А много лет назад башкиры жили племенами. Они держали скотину, ходили на охоту, ловили рыбу, выращивали хлеб. На их племена часто нападали враги, отнимали у них земли, грабили их. Поэтому башкиры решили присоединиться к Русскому государству. Это присоединение завершилось 450 лет тому назад. С тех пор, вот уже много лет назад Башкортостан и Россия живут в мире и согласии.

Башкирская пословица гласит:

«Страна – сильна дружбой народов»

- Как вы понимаете эту пословицу?

В нашем детском саду есть дети разных национальностей – и мордва, татары, русские, башкиры, марийцы и др.

- Как мы должны жить в детском саду? (ответы детей)

- Правильно, молодцы, на следующее занятие мы пригласим детей башкир. Они покажут и расскажут нам о национальном башкирском костюме.

Познакомят с башкирскими загадками, потешками, играми, расскажут о национальных праздниках.

Угостят целебными напитками:

- Айран, кумыс, катык. Вы, конечно, пробовали башкирское блюдо «очпочмак»

На следующем занятии мы его приготовим с нашими поварами.

А сейчас поиграем в башкирскую народную игру: «Липкие пеньки»

Наше знакомство с Башкортостаном началось с прекрасной мелодией исполняемой на национальном музыкальном инструменте – курай (показ)

Это курай, сделан он из стебля растения курай. Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Послушайте – сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.

- Хотите еще раз послушать, как звучит курай? (включает аудиозапись)

Какая замечательная мелодия. Слушая его представляешь родной край, его поля, леса и реки.

Наше путешествие по республикам Мордовия, Башкортостан не закончилось.

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что бы вы хотели пожелать соседним республикам? (ответы детей)

- Хочется пожелать всем на Земле – чтобы царил мир и взаимопонимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Блок « Знаменитые люди Республики Татарстан»

 

Средняя группа. Тема: «Детские писатели Республики Татарстан»

 

Программное содержание:

1.Познакомить  детей с писателями Республики Татарстан (Г. Тукай, М. Джалиль, А. Алиш) и их творчеством.

2. Через стихотворения развивать диалогическую речь:  умение отвечать и задавать вопросы.

3. Воспитывать интерес к творчеству писателей и уважение к ним

Словарная работа: объяснение, что такое «народная музыка».

Пособия и оборудование: портреты писателей, книги и иллюстрации, аудиозаписи.

Методические приемы: беседа, вопросы, слушание музыки, чтение стихов, показ портретов писателей,  рисунков – иллюстраций, художественное слово,анализ, поощрение.

Ход занятия:

-Здравствуйте, дети. Сегодня мы с вами будем знакомиться с татарскими писателями. Посмотрите, ребята на эти портреты. Это татарские писатели, которые написали много рассказов для вас.

-Это портрет великого татарского поэта Г.Тукая. Он очень любил детей и много писал для них стихи и сказки. Самое знаменитое стихотворение – это «И туган тел» (И родной язык). Это стихотворение переводили на разные языки и композитор написал для него музыку.

- Давайте послушаем эту песню (слушание музыки).

Г.Тукай рос сиротой. У него рано умерли родители, и он воспитывался в разных семьях. Может, и поэтому он стремился писать о семье.

( Чтение стихотворения « Я и моя семья»)

- Сколько человек в семье было в этом стихотворении? И кого он ещё считает членом семьи?

- Мы с вами ещё ребята послушаем много стихов и сказок. И тогда мы больше узнаем о нём.

- Скажите, пожалуйста, как зовут поэта? Молодцы, что запомнили.

- А теперь ребята, посмотрите на этот портрет. Это герой-поэт – Муса Джалиль. Он родился в многодетной семье. Он в шесть лет пошел в школу. С маленьких лет он начал писать стихи.

- Послушайте стихотворение «Петушок».

- Вот эти рисунки-иллюстрации к его стихам «Кукушка», «Часы», «Заяц».

-Ребята, давайте ещё раз скажем Муса Джалиль. Запомните его хорошо. Мы и его стихи будем читать дальше.

- А вот этого поэта-писателя-сказочника вы должны помнить. Потому что мы с вами, когда читали сказки его из книги «Мамины сказки», я вам показывала его портрет.

-С какими сказками вы познакомились?

- «Бояка и небояка»

- «Глупый зайчонок»

- Молодцы ребята, правильно назвали.

- А кто-нибудь помнит как зовут автора?

- Абдулла Алиш.

- Правильно, Абдулла Алиш. Он любил детей. И каждый раз когда встречался с ними, он рассказывал новые сказки. Сам он в детстве тоже любил слушать сказки и рассказы.

- Ребята, сегодня мы с вами познакомились с самыми знаменитыми и великими татарскими писателями.

Вы ещё пока маленькие, когда подрастете, вы ещё больше узнаете об этих писателях, познакомитесь с новыми произведениями.

-На этом я заканчиваю занятие. До свидания, ребята.

 

 

 

 

Старшая группа. Тема: « А.С. Пушкин  и Г. Тукай»

 

Программное содержание:

1. Развивать у детей способность сравнивать и объединять творчество двух великих поэтов татарского и русского народа А.С. Пушкина и Г. Тукая. Закреплять знания о творчестве обоих поэтов.

2. Развивать память, чувство красоты, воспевающей поэтами.

3. Воспитывать любовь к поэзии, к природе

Словарная работа: разносторонне, воплощение, наследие.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина и Г.Тукая, иллюстрации и книги.

Методические приемы: беседа, сравнение, использование поэзии, вопросы, показ иллюстраций, прослушивание аудиозаписи, проведение  татарской народной игры, анализ, поощрение.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о двух великих поэтах: татарского поэта Г.Тукая и русского поэта А.С. Пушкина.

А.С.Пушкин один из самых великих поэтов русского народа. А у Г. Тукая была самая сокровенная мечта – стать таким же великим поэтом своего народа. Он еще тогда, когда начал писать свои стихи, писал:

«Моя душа близка твоей,

Но как различны силы!

О, если бы такой талант

Судьба мне подарила».

Может быть именно это чувство родства помогло Тукаю сделать для своего народа то, что сделал А.С.  Пушкин для России.

Г.Тукай и А.С. Пушкин прожили короткую и трагическую жизнь. Оба были разносторонними поэтами. Любили и воспевали свой родной край, свой народ, не любили обмана и несправедливости. Оба любимые поэты детворы.         Они для них писали сказки и стихи.

-Какие сказки А.С. Пушкина  вы знаете?

-«Сказка о царе Солтане», «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке».

-Молодцы ребята. Хорошо знаете произведения Пушкина. А какие сказки Г. Тукая  вы знаете?

-«Водяная», «Коза и баран», «Шурале».

-Очень хорошо. Как и все, они тоже в детстве любили играть в народные игры. Давайте поиграем в татарскую народную игру «Минлебай».

Произведения Г. Тукая и А.С. Пушкина переведены на многие языки народов мира, образы воплощены в музыке, балете, живописи (слушание песни композитора З.Хабибуллина «Безнен гаилэ»).

Г.Тукай очень уважал А.С. Пушкина и переводил его стихи на татарский язык.

Оба поэта оставили народу богатое наследие - это значит, что они успели вам оставить много стихов и сказок.

Произведения Г.Тукая и А.С Пушкина издавались на различных языках народов мира: английском, французском, арабском, финском, турецком, болгарском, венгерском и других.

-Давайте послушаем стихи А.С.Пушкина и Г.Тукая. И вы определите чьи это стихи (дети угадывают чьи стихи)

-Молодцы ребята, правильно угадали. Ребята, скажите, что нового узнали на занятии. Я думаю, вы можете гордиться своим народом, так как у нас есть такие замечательные поэты. Все были на занятии активные, молодцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа. Тема: «Славные люди  Республики Татарстан».

 

Программное содержание:

1. Познакомить детей со знаменитыми людьми Татарстана, расширить кругозор.

2. Развивать желание знакомиться с известными людьми своей Республики.

3. Воспитывать гордость за свою Республику.

Словарная работа: мемориальный ансамбль, авангардные, монументалист.

Методическая приемы: рассказ воспитателя, вопросы, пение песни, слушание музыки

Пособия и оборудование: портреты известных людей, аудиозапись, магнитофон, иллюстрации скульптур.

Предварительная работа: Экскурсия в музей пушкинского лицея, чтение рассказов о знаменитых людях,  рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход занятия:

У каждого народа и в каждой стране есть славные люди, которые для своего народа сделали много хорошего. Это и музыканты, писатели, художники, композиторы, спортсмены, политики, защитники Родины.

- Ребята, помните, мы в прошлом году ходили к Герою Советского Союза Маннанову Ильдару Маннановичу? В самых страшных боях 1941 года, оставшись в живых один, сражался против фашистских танков. Сам наводил, сам заряжал и сам стрелял снарядами. Уничтожил 6 танков. Около города Санкт-Петербурга есть поле имени Маннанова.

- Ребята, посмотрите пожалуйста на эти рисунки, кто-нибудь видел эти скульптуры?

(Ответы детей)

- Правильно, ребята. Это мемориальный ансамбль «Родина-Мать» находится в поселке ГЭС. А эти авангардные скульптуры находятся на бульваре Энтузиастов. Эти и ещё очень много таких скульптур создал такой художник-монументалист Ильдар Ханов.

- Ребята, как вы думаете, мы можем назвать Минтимера Шариповича Шаймиева славным человеком Татарстана?

- Конечно, ребята, он за годы своего президенства очень много сделал для Татарстана. Он многое делал, чтобы народы Татарстана жили дружно.

- А теперь я дам вам послушать песню.

(Поставить аудиозапись с песней И. Шакирова)

- Вы послушали песню в исполнении народного артиста Татарстана Ильгама Шакирова. Он очень внес большой вклад для татарской эстрады.

- Если вы спросите своих бабушек и мам знают ли они И. Шакирова, непременно скажут «да».

- Ребята, назовите пожалуйста тех людей, которых вы считаете славными людьми Татарстана?

( Ответы детей)

( Муса Джалиль, Салих Сайдашев, и т.д.)

- А вот на многие стихи М. Джалиля композитор Жаудат Файзи написал музыку. Писал такие песни как «Сәгать», «Моәмай», «Карак песи», «Әтәч» и другие.

Композитор Ж.Файзи часто посещал школы, детские сады и увлекательно рассказывал о музыке.

Ж..Файзи удостоен звания лауреат Тукаевской премии.

Исполнение песни вместе с детьми «Яз житә».

- Ребята, мы с вами очень немногими людьми только познакомились.

Я ,надеюсь, вы тоже станете знаменитыми строителями, учеными, артистами, художниками, учителями , когда подрастете. Далее проводится анализ занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок  «В родной край пришла весна»

 

                Средняя группа. Тема: «Природа родного края»

 

Программное содержание:

Систематизировать знания детей о лесе: в лесу много деревьев, в лесу живут звери, птицы, насекомые, растут грибы и ягоды, что является пищей для зверей и птиц.

Закреплять умение различать и называть растения и животных нашего края, известных детям; оживить эстетические впечатления детей о прогулках в лес.

Развивать интерес ко всему живому, желание любоваться природой. Воспитывать  бережное отношение к  природе.             

Словарная работа: обитатели леса, растения, животные, звери, птицы, насекомые.

Методические приемы:  аудиозапись с голосами птиц, художественное слово, рассматривание  иллюстраций,  беседа по картинкам, вопросы поискового характера, анализ, поощрение.

Пособия и оборудование: картина «Лес», картинки с изображением обитателей леса и растений.

Информация о работе Человек в своем крае