Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)
y">- Как украшены?

- Хочется вам поиграть с ними?

Называют еще все эти игрушки народными. Их создал народ – русские люди для своих детей. Русские люди живут в России, в Татарстане. Среди вас есть русские люди? С этими игрушками можно по-разному играть. Например, кукольный театр показывать

- Какой же игрушечный театр можно организовать?

- Верно, с музыкальными  игрушками можно организовать оркестр

(Раздать детям музыкальные инструменты)

 

Игра «Веселый оркестр»

 

- Вот завершилась наша экскурсия в музей «Говорящих вещей»

- Что вам больше всего понравилось в музее?

- В следующий раз мы с вами придем в музей, чтобы посмотреть другие предметы декоративно-прикладного искусства.

 

 

 

 

 

 

        Подготовительная группа. Тема: «Посещение кафе «Дружба»

 

Программное содержание:

Формировать понимание дружбы, создавая ее зримый образ.

Способствовать повышению интереса к языку, звучанию слов на татарском языке, запоминанию слов и их использованию в повседневной жизни.

Совершенствовать навыки общения друг с другом, культура общения.

Воспитывать взаимопонимание.

Словарная работа: взаимовыручка, взаимопонимание, дуслык, баурсак.

Методические приемы: беседа, хороводная игра, художественное слово, дидактические игры, игры – ситуации, анализ, поощрение.

Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, заучивание пословиц и поговорок

Демонстративный материал: шары с заданиями, муляжи – татарские  национальные  блюда.

Ход занятия:

- Дети, сегодня день рождения наших именинников мы будем отмечать в кафе «Дружба»

- Что такое дружба?

(когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга; другу можно доверять тайну, можно поделиться секретом; на него можно положиться в трудную минуту)

Дружба – это хорошее слово. А как это слово звучит по-татарски? (дуслык)

- Дети, а бывает такое, что друзья ссорятся? (бывает)

- Что нужно делать, чтобы не ссорится?

(делится игрушками, не драться, уступать друг другу в игре, соблюдать правила игры, уважать мнение и желание друга, не обижаться, не жаловаться, уметь прощать)

- А если у кого-то нет друга, можно его найти (можно)

Послушайте, что говорится в пословице о дружбе: «Нет друга – так ищи, а наших – береги»

- Какие чувства связывают настоящих друзей? (дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь, доверие, любовь)

- День рождения – замечательный праздник. У каждого человека он бывает: и у взрослых и у детей. Сегодня много гостей в нашем кафе. И все хотят поздравить наших ребят

«Именинников поздравим

С этим  днем чудесным

И для них сейчас споем

Праздничную песню»

 

Хороводная игра «Каравай»

(появляется  Карлсон с шарами. Поздравляет именинников, дарит каждому шары)

- Дети, а шары у нас не простые, а с заданиями (фанты)

(Дети показывают шарик, воспитатель читает задания)

1.      Игра «Узнай своих друзей по голосу»

2.      Пословицы и поговорки о дружбе:

-Дружба и братство дороже богатства

-Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе

-Друга ищи, а найдешь – береги

-Один за всех и все за одного

-Настоящий друг познается в беде

-В настоящий дружбе так: сам пропадай, а товарища выручай.

 

-Дид. Игра «Угощение для друзей» (Дети выбирают среди всех угощений татарские  национальные  блюда, называют их и раскладывают на стол: чак-чак, белеш, баурсак и т.д.)

-Игры-ситуации (сюжетные картинки о дружбе)

- Кто догадался, где здесь настоящие друзья? Как вы догадались?

      Мальчик играет в мяч, а девочка стоит рядом и плачет

      Девочка читает одну книжку

      Мальчик играет с красивой игрушкой, девочка сидит рядом

      Мальчики качаются на качелях

      Дети построили из песка высокую башню

      Девочка разделила яблоко пополам, едят вместе.

 

– Дети, попробуем нарисовать «портрет» дружбы

- Какого цвета дружба?

- А если потрогать, то какая она на ощупь?

- С какой погодой связывается дружба?

- Каких животных можно вспомнить, когда говоришь о дружбе?

- Интересно посмотреть, как выглядит Дружба? Давайте нарисуем ее лицо

- Какой оно формы?

- Какими глазами смотри на нас Дружба?

(Дети рисуют «портрет Дружбы»)

- Дети, посмотрите, в нашем кафе стало еще светлее, радостнее, веселее. И нам захотелось сказать о каждом из именинников добрые, дружеские слова (самый, самый…)

- А сейчас подарите «портреты Дружбы» своим друзьям

(дети дарят подарки)

«День рожденья – день веселья

Всюду шутки, песни, смех

И, конечно, любят гости

В этот день поздравить всех»

 

- Дети, вот и закончился наш праздник именинников. Понравился вас праздник? Что больше всего понравилось? Как называется наше кафе? Мы придем сюда еще поиграть со своими друзьями.

 

 

 

 

 

 

 

Блок «Наши соседи»

 

                     Средняя группа. Тема: « Удмуртская Республика».

 

Программное содержание: Познакомить детей с Удмуртской Республикой. Закреплять знания дошкольника об удмуртской национальной культуре (в играх, устном народном творчестве). Познакомить детей с удмуртским орнаментом. Способствовать развитию игрового творчества, выразительности речи. Воспитывать положительные эмоции, радостные чувства от общения с гостями. Воспитывать доброжелательные отношения к удмуртскому народу.

Словарная работа: Удмуртская республика, столица - Ижевск, удмурты, Водяной, каша – жук, тау- спасибо, зеч бур – здравствуйте, зеч луя – до свидания.

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа по Республике, рассматривание: иллюстраций, национальной одежды, знакомство со сказкой, анализ, поощрение.

Пособия и оборудование: Образцы национальных орнаментов, заготовки фартуков, косынок, передника, национальная одежда, картины, кукла в коляске, национальное удмуртское угощение, запись муз. произведения.

Предварительная работа: Рассматривание книг, иллюстраций о животном и растительном мире Удмуртской Республики. Чтение сказок, потешек. С/р игра: «Семья» - (встречаем гостей из Удмуртии - рассматривание кукол (мальчика и девочки в национальном костюме).

 

Ход занятия:

Звучит удмуртская мелодия. Дети сидят полукругом. Стук в дверь.

Воспитатель: Добро пожаловать, дорогие гости, милости просим – «доброму гостю – хозяин рад» (входит бабушка в национальном удмуртском костюме с корзинкой и детской коляской (в ней кукла)

Бабушка: - «Зеч бур» - «Здравствуйте дети» я с внучкой приехала к вам из Удмуртии, мы – удмурты и наша Родина Удмуртия. Это красивый край со снежными морозными зимами и жарким летом. В Удмуртии много лесов, рек, родников. Крупная река Кама берет свое начало в Удмуртии и ваш город Набережные  Челны стоит на берегу Камы. Столица Удмуртии – Ижевск. У нас много красивых городов, сел, деревень. Раньше очень давно дома у нас строили из дерева и главное украшение жилища удмурта – это ворота (показ картин, иллюстраций).

Воспитатель обращает внимание детей на одежду гостьи. Это удмуртский национальный костюм.

Предлагает рассмотреть его, обратить внимание на передник, на удмуртский узор, на цвет. Главный элемент орнамента ромб. Обращает внимание на головной убор, на украшение из бус, раковин, пуговиц.

Бабушка дарит детям заготовки фартуков, косынки, передника (для занятия по изобразительной деятельности).

Бабушка: - Дети, я привезла вам Удмуртскую сказку: «Муха и пчела» -

«Муха и пчела»

Муха пожалела пчелу.

- Бедняжка! Работаешь, работаешь, все лето хлопочешь, а много ль сладкого сама ешь?

- Пчела возразила мухе:

- Эх ты, бездельница! Где тебя только не носит, всюду тебя стараются извести. А меня берегут и заботятся обо мне. Потому что я не заразу разношу, а пользу приношу.

Итог по сказке подводит воспитатель.

Воспитатель: - А сейчас давайте поиграем в любимую удмуртскую игру «Водяной» 

Считалось, что водяной – хозяин воды, никого не пускает в свое водяное царство, свой дом.

«Водяной, водяной

Что сидишь ты под водой?

Выйди, выйди хоть на час, посмотреть, который час

Ты глаза не открывай

По одежке узнавай

(из коляски раздается плач куклы)

Дети сели.

Бабушка: Дети, а сейчас давайте споем удмуртскую колыбельную песню для моей внучки, помогайте мне.

Выходит девочка качает коляску с «внучкой»

«Люленьки, люленьки,

Прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать:

- Чем нам Машеньку питать?

Одна гуля говорит:

Надо кашкой кормить.

На удмуртском языке каша – (жук)

Каша – распространенное кушанье в Удмуртии.

А еще я вам привезла удмуртское угощенье – пряник «Удмуртия».

Дети, давайте скажем нашим гостям – спасибо - а на удмуртском языке – тау.

Бабушка приглашает всех приехать в гости в солнечную Удмуртию и прощается – до свиданья – зеч луя

Итог  занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Старшая группа. Тема: « Марий Эл и Чувашская Республика».

 

Программное содержание:

Дать детям первоначальные знания о соседних республиках Чувашской и марийской. Познакомить с географическим положением. Дать знания о труде, народном творчестве, национальном  костюме, обычаях и ценностях чувашского и марийского народа.

Развивать связную речь, память, мышление. Обогатить словарь детей новыми словами. Воспитывать дружеские чувства, эмоционально-положительные отношения к соседним народам, уважение к их культуре, быту, традициям.

Материал к занятию: Карта России, куклы в национальных костюмах, иллюстрации, картины, фотографии, диск: «Прогулка по заповеднику «Марий чодра», атрибуты к играм.

Активизация словаря: страна Россия , Родина Чувашская Республика – чуваши

Столица – Чебоксары

Марийская Республика – марийцы

Столица - Йошкар-Ола

Соседи, дружба

Юрта, нары, волынка, заповедник, дуб Пугачева, перемеч

Методические приемы: Рассматривание карты  России, беседа, сюрпризный момент,

Предварительная работа:

Рассматривание карты России. Чтение Чувашских, марийских сказок, легенд, потешек, рассмотрение альбома с изображением национальных костюмов, вышивок, головных уборов. Дидактические игры: «Домино», «Оденем куклу», Разучивание подвижных игр (чувашских и марийских)

Слушание народных мелодий, песен (музыкальные). Беседа о дружбе.

 

 

Ход занятия.

Дети, посмотрите на карту нашей Родины. У каждого человека есть Родина и у Светы и у Руслана – у всех.

Родина – это место, где родился человек. Все мы родились в одной стране.

- Как она называется?

- Россия (дети)

- Правильно. Наша страна называется Россия (показывает на карте)

Вы уже знаете, что в России много республик, в которых живут очень много разных народов. Поэтому Россию можно назвать нашей большой Родиной. У нас с вами есть и малая Родина – это республика, в которой мы с вами живем.

- Кто знает, как называется наша республика?

- Татарстан (дети) (показывает на карте)

- Правильно! Мы с вами живем в Татарстане. Посмотрите на карту, нашу республику окружают другие республики, давайте найдем на карте республику Марий Эл и Чувашскую республику, откуда мы вчера получили эти две посылки (они лежат на столе)

Дети, а вы хотите узнать о соседних республиках? А кто такие соседи?

Соседи – это те люди, которые живут рядом с нами. А как должны вести себя соседи?

Информация о работе Человек в своем крае