Человек в своем крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:17, творческая работа

Описание работы

Цель:

Содействовать формированию социализации детей через приобщение к истории, культуре родного края.
Наработать и систематизировать материал по данному разделу. Совершенствовать творческий поиск педагогов по разделу «Человек в своем в крае».

Задачи:

1. Конкретизировать представления детей о семье, родственниках, друзьях, родном городе.
2. Формировать представления о Республике Татарстан, ее символике, праздниках, главных событиях, выдающихся людях, о культурном достоянии.
3. Содействовать формированию интереса к культуре татарского народа в процессе восприятия народного фольклора.
4. Формировать навыки практического применения полученной информации в различных видах деятельности и в повседневной жизни.
5. Способствовать проявлению потребности в социально одобряемом поведении.
6. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре своего народа.
7. Воспитывать толерантность и уважение к представителям других национальностей

Работа содержит 1 файл

m63.doc

— 768.50 Кб (Скачать)

 

Программное содержание: Расширять представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Конкретизировать представления о труде взрослых. Вызвать чувство сопричастности к жизни города.

Словарная работа: челнинец, экскурсовод, достопримечательность.

Пособия и оборудование: фото с изображением достопримечательностей города, картины с изображением транспорта, деревьев; игрушки – клоун, воздушный шар, карточки с изображением мимики.

Методические приемы: Рассматривание пейзажа из окна, показ картин о городе, дидактические упражнения «Выбери транспорт», «Рассмеши клоуна»; дидактическая игра «Узнай дерево».

Связь с другими видами деятельности:

- экскурсия по территории детского сада;

-рассматривание  фото о родном городе;

- дидактическая игра «Построй дом»;

- сюжетно-ролевая игра автобус», «Строители»

Ход занятия:

Дорогие дети, я вас называю детьми, а вы называете меня воспитателем. Но нас всех объединяет одно: мы - челнинцы.   Мы называемся  челнинцами, потому что живем в одном городе – Набережные Челны  (можно привести аналогии с другими городами: Казань – казанцы; Москва – москвичи и т.д.)

Много гостей приезжает в наш город; хотят познакомиться с нашим красивым, чистым, цветущим городом, хотят увидеть достопримечательности нашего города. Про наш город, достопримечательности рассказывают экскурсоводы.

Гости хотят узнать о нашей самой главной достопримечательности нашего города. Об автомобильном заводе «КАМАЗ». Вы знаете, что «КАМАЗы» бывают разные: большегрузные, самосвалы, легковые, автобусы. Мы будем машиностроителями и  будем собирать машины из частей. (Дидактическая игра «Собери из частей»).

Гости удивляются тому, что в нашем городе очень красивые газоны и цветники. Расскажите гостям, какие цветы растут у нас.

В нашем городе живут люди разных национальностей: чуваши, украинцы, азербайджаны. Но больше всех проживает татар и русских. Давайте поиграем в игру «Переводчики». Я скажу слово на русском языке и кому-нибудь из вас брошу мяч, а вы обратно кидаете мяч мне и говорите это слово на татарском языке (здравствуйте, спасибо, девочка, мальчик, мама и т.д.), гости говорят, что много людей трудится, чтобы наш город был красивым, современным. Скажите, люди, каких профессий работают, чтобы построить этот город, назовите строительные профессии.

Дорогие дети, челнинцы! Я думаю, что когда вы вырастете. Вы будете строить такие же красивые города, что строили ваши деды и отцы. Я вам предлагаю потренироваться построить из конструктора игрушечный город и придумать название вашему городу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

      Подготовительная группа. Тема: «Герб города Набережные Челны»

 

Программное содержание: Продолжать знакомит детей с родным городом на основе герба набережных челнов: с его историей, жизнедеятельностью. Конкретизировать представления о цивилизации. Вызвать чувство гордости за свой город.

Словарная работа: Герб, купец, разные национальности: марийцы, удмурты, чуваши, башкиры.

Пособия и оборудование: Аудиозапись «Набережные Челны», изображение герба города, куклы в национальных костюмах, татарские узоры.

Методические приемы: Слушание аудиозаписи,  рассматривание герба, п/и «купцы», игровое упражнение «запомни», д/и «Найди татарский узор»

Связь с другими видами деятельности:

- беседы об истории города Набережные Челны;

-рассматривание  фото о родном городе;

- народные, дидактические игры;

-чтение произведений.

-рисование народных узоров.

Ход занятия:

звучит песня «Набережные Челны».

Дети, посмотрите на этот рисунок (герб города) Вы его где- нибудь видели? Да, его можно увидеть на зданиях, на флаге. Это герб нашего города, его знак, символ. Кто внимательно рассмотрит герб. Тот может многое рассказать о нашем городе: его истории,  о его расположении, какие люди живут.

Самое главное на этом рисунке – это парусник, он плывет по реке.  Значит, наш город расположен на реке (Кама). Раньше, когда не было самолетов, машин, поездов, люди передвигались на лошадях и парусниках, выехали как-то торговые люди – купцы из южного моря с различным товаром: тканью, порохом, солью и поплыли по реке Идель, так раньше называлась река Волга. Затем купцы поплыли по другой реке, которую назвали Чулман, потому что на дне реки были видны белые камни. Купцы решили причалить к высокому берегу этой реки, построили деревянные дома и свое поселение назвали Яр Чалы - прибрежный камень. Из этого маленького поселения вырос большой современный город, который назвали Набережные Челны.

Вот сейчас мы превратимся в этих купцов и поиграем в игру.

(Дети делятся на команды и садятся на пол друг за другом. Имитируют движение гребли на лодке под музыку. Когда музыка останавливается, дети  «гуляют», по звучанию музыки,  дети продолжают «плыть»).

Посмотрите на герб.  Нос парусника напоминает женскую голову. Это символизирует дом, семью. Народы, живущие в городе, живут дружно. Перед вами куклы в разных национальных костюмах. Они очень интересные, красивые. Давайте постараемся их запомнить (называет национальности).

Когда мы  «плыли на лодке», не зря в команде было по 7 человек. Число 7 обозначает: 7 цветов радуги, 7 поколений. Это означает, что люди помнят историю своего народа.

Обратите внимание на парусник: он изображен в виде тюльпана, национального цветка татар. Найдите из узоров на доске, татарские  узоры.

Когда художники рисуют герб, они обязательно должны использовать только определенные цвета. Золотой цвет парусника означает богатство, гостеприимство. Голубой цвет неба – правдивость народа. Зеленый цвет – пожелание здоровья народу; красный цвет на гербе говорит о трудолюбии народа.

Дети, сегодня вы научились разгадывать герб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блок «Моя семья»

 

Средняя группа. Тема  «Наша дружная семья»

 

Программное содержание: Конкретизировать первоначальные представления о семье: имена близки людей, домашние обязанности. Способствовать проявлению чувства любви и привязанности к близким людям, взаимопомощи, сопереживания.

Словарная работа: семья, родственники.

Методические приемы: Рассматривание картины «Моя семья», пальчиковая игра «Моя семья», дидактическая игра «Найди вещам хозяина», рисование «Дорогим моим родным».

Пособия и оборудование: картина «Моя семья», предметы домашнего быта: отвертка, кисть, моток пряжи, половник, щетка и т.д.

Связь с другими видами деятельности:

-сюжетно-ролевая игра «Семья»,

-рассматривание иллюстраций о семье,

-оформление фотоальбома «Мои близкие люди»,

-беседы «С кем я живу», «Мои дедушка и бабушка», «Кто такие родственники» и т.д.

-чтение произведений «Волк и козлята, «Маша и медведь», «Мойдодыр».

-заучивание стихотворения о маме.

-дидактические игры «Оденем куклу», «Накроем стол», «Кому что нужно для работы».

Ход занятия:

1. Дети, внимательно посмотрите на эту картину и скажите, кого вы видите на картине? Как вы думаете, живут ли эти люди вместе? Люди, которые живут вместе, в одном доме, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, называются одним словом – семья.

(Рассматривание картины по вопросам).

2. Дети, расскажите о самых близких для вас людях – о маме и папе – как их зовут, где они работают, чем занимаются дома. (Рассказы детей).

- Есть очень хорошая пальчиковая игра «Моя семья». Давайте вместе поиграем.

Этот пальчик дедушка. Этот пальчик бабушка.

Этот пальчик папа. Этот пальчик мама.

Этот пальчик я. Вот и вся моя семья!

- Семья состоит не только из тех, кто живет в одном доме. В семье есть много родственников. Они могут жить в других домах и, даже, в других городах, деревнях. Назовите их (бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д.)

У каждого члена семьи есть любимый уголок, игрушки, предметы. Девочки любят играть куклами, украшать для них комнаты. Мальчики чаще играют машинами, конструкторами. Мамы и бабушки любят вязать и шить. Папы и дедушки могут ремонтировать мебель, делать ремонт в квартире. Для этого у них у всех есть инструменты и материалы. Для всех в семье найдется дело. Вы, конечно же, сейчас отгадаете, где, чья вещь. (Дидактическая игра «Найди вещам хозяина».)

3. В семье все стараются порадовать друг друга. Просто так, без праздника. Мама приготовит что-нибудь вкусное, папа может свозить семью на природу.  Вы, дорогие дети, нарисуйте для своих родственников интересный рисунок.

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

                  Старшая группа. Тема: «Семейные традиции».

 

Программное содержание: формировать дифференцированные представления о близких и дальних родственниках, о мужских и женских праздниках, о способах поздравления друг друга. Способствовать проявлению интереса к семейным делам, празднику, совместному обсуждению семейных проблем.

Словарная работа: традиция.

Методические приемы: Дидактическая игра «Кто кем кому приходится», дидактическая игра «Составь целое», обыгрывание хоровода «Каравай», сочинение поздравительной открытки ко Дню Матери.

Пособия и оборудование: Портрет семьи, Поздравительные открытки ко Дню Матери, разрезные предметные картинки.

Связь с другими видами деятельности:

Рассматривание фотоальбома «Моя семья», иллюстраций о семье, чтение стихов и рассказов о семье, игровая ситуация в сюжетно-ролевой игре  «К нам гости пришли»

Ход занятия:

Перед вами портрет семьи. На этом портрете изображены близкие родственники. Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Девочка – она же дочь и внучка; А ее мама тоже дочь.  Есть еще дальние родственники - это дяди, тети двоюродные братья и сестры. В дружной семье все счастливы, радуются при встрече, скучают в разлуке, заботятся друг о друге. Вечером, когда вся семья бывает вместе, беседуют о том, как прошел день, что нужно сделать завтра, советуются. Расскажите, о чем вы разговариваете вечерами. (Рассказы детей) Бывает, что вечерами все члены семьи советуются, как провести праздник.

Дети, назовите, какие праздники вы знаете. (Новый год, 8 Марта).  Бывают «мужские» и «женские» праздники. «День защитников Отечества» - это праздник не только мужчин, кто служит в Армии. Защитником является любой мальчик, мужчина, который заботится о своей семье, о родных людях. Настоящий мужчина не огорчает близких. В день Защитников Отечества чествуют всех мужчин: готовят праздничные угощения, делают подарки. Какие подарки можно подарить мальчикам, папам, дедушкам?

8 марта в каждой семье отмечают Международный женский день. В этот праздник мужчины особо внимательны к женщинам: они готовят для них праздничный стол, покупают цветы, делают подарки. Скажите, какие подарки можно подарить девочкам, мамам, бабушкам?

Наверное, нет ни одной семьи, где бы ни отмечали Дни рождения. В каждой семье своя традиция; каждая семья отмечает этот день по своему: кто-то приглашает гостей домой.

Но почти всегда водят хоровод «Каравай». Сейчас мы с вами  «испечем каравай» для тех, кто родился осенью. (Игра «Каравай»).  Давайте именинникам сделаем общий подарок (игра с разрезными картинками «Составь целое»).

Скоро наступит самый любимый и веселый праздник – Новый год. Вы знаете, что на Новый год случаются чудеса. Не забудьте Деду Морозу написать письмо с просьбой  о подарке, и он обязательно вам его пришлет.

Есть еще один замечательный праздник: это День Матери.  Скажите, чей это праздник?

Ваши мамы обрадуются. Если мы сейчас все вместе сочиним поздравительную открытку. Вы диктуйте, а я буду писать. (Дорогая мамочка! Поздравлю тебя с самым добрым праздником! Я тебя очень люблю! Будь всегда здоровая, веселая!).

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Подготовительная группа. Тема: «Моя родословная».

 

Информация о работе Человек в своем крае