Cущность и содержание социального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

1. Сущность и характер социального воспитания детей

1.1. Понятие социального воспитания детей
1.2. Влияние среды на развитие ребенка
2. Нравственность как неотъемлемая часть социального воспитания

Работа содержит 1 файл

Cущность и содержание социального воспитания.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Другой вопрос, что влияние воспитания на развитие ребенка динамично меняется с  течением времени. Чем меньше ребенок, тем сильнее воспитательное воздействие  на становление и развитие личности. Со временем, по мере взросления ребенка, его доля уменьшается, зато возрастает степень самостоятельности ребенка в выборе и предпочтении тех или иных социальных ценностей и ориентиров, его собственного влияния на свое развитие.

В результате воспитания, самовоспитания и позитивного влияния других социальных факторов (культурно-исторических и религиозных традиций, средств массовой информации, детских общественных объединений, школьного коллектива, друзей и др.) происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), т.е. его социализация. При этом чем значительнее и многообразнее влияние социальной среды на ребенка, тем свободнее и независимее от нее становится ребенок.

Однако нередко  процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком, искажается в результате негативного- стихийного либо преднамеренного- влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество.

Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы и нейтрализовать негативные.

В целом усилия воспитателей и специалистов должны быть направлены на социальную адаптацию  ребенка, находящегося в трудной  жизненной ситуации, т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.[3]

Если же степень  утраты или несформированности социально  значимых качеств столь высока, что  это препятствует успешному приспособлению ребенка к условия социальной среды, т.е. происходит его социальная дезадаптация, то в этом случае необходима социальная реабилитация ребенка, которая предусматривает применение специальной системы мер, направленных на восстановление утраченных ребенком общественных связей и отношений, восстановление его социального статуса, обеспечивающего социальную адаптацию в обществе.

Таким образом, в процессе развития ребенка в  социуме должна осуществляться его  социализация, которая включает в  себя социальную адаптацию. Если же этого не происходит, наблюдается другое явление- дезадаптация, тогда возникает необходимость в социальной реабилитации ребенка.

в благе другого.

2. Нравственность  как неотъемлемая часть социального  воспитания

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти  понятия необходимо различать. Под  моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые  предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное соблюдение.[18]

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила  и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно  четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих  моральных отношений:

А) отношение  к политике нашего государства: понимание  хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание  моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение  к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам  и народам; культура межнациональных  отношений;

В) отношение  к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение  к общественному достоянию и  материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения  к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение  к себе: высокое сознание общественного  долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного  воспитания необходимо хорошо ориентироваться  не только в его содержании. Не менее  важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и  в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.[12]

В условиях обновляющихся  в стране социальных обстоятельств, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона».

Нравственным  нужно считать такого человека, для  которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные  взгляды и убеждения, как глубоко  осмысленные и привычные формы  поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания.[17]

В этом смысле нравственность личности органически связана с  ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние - пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые достигаются через осознание вины - в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству.

Заключение

Развитие взрослого  человека можно описать в контексте  трех самостоятельных систем, которые соотносятся с различными аспектами его Я. Они включают развитие личного Я, Я как члена семьи (взрослый ребенок, супруг (а) или родитель) и Я как работника. Эти системы взаимосвязаны.

Эти системы  претерпевают изменения как под  влиянием различных событий и обстоятельств, так и в результате взаимодействия с более широким социальным окружением и культурой. Сосредоточим свое внимание на развитии взрослого человека в контексте этих трех систем.

Согласно Эриксону, важнейшая задача, встающая перед человеком в юности и ранней взрослости, -- установление своей идентичности в близких отношениях с другими людьми и трудовой деятельности. Формирование идентичности -- непрекращающийся процесс. Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир. Хотя многие грани взрослой идентичности могут сформироваться уже к началу взрослой жизни, другим ее граням еще только предстоит оформиться.

С формированием идентичности тесно связано развитие близости с друзьями и, в конечном итоге, с верными супругом или супругой. Близость является решающим фактором в установлении приносящих удовлетворение любовных отношений. Эриксон полагал, что развитие близости -- это важнейшее достижение ранней взрослости. Эриксон считал, что каким бы ни был источник приобретения идентичности, главным событием взрослости является достижение генеративности. Он толкует генеративность как попытку увековечить себя путем внесения долговременного и значимого вклада в окружающий мир. Многие люди пытаются достичь генеративности путем создания семьи и заботы о своем потомстве. Другие пробуют добиться этой цели посредством продуктивности своей работы.

Семьи служат важным контекстом развития взрослых. В ходе общенационального опроса мужчины и женщины всех возрастных групп заявили, что их семейные роли для них очень важны. Хотя семья обычно считается владением женщины, мужчины, принимавшие участие в этом опросе, тоже сочли свои семейные роли важными в том, что касается определения своей идентичности и обеспечения эмоционального

Таким образом, из вышеизложенного следует, что  формирование личности сложный и  многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни. Личность не может развиваться в рамках одних лишь процессов усвоения, потребления, ее развитие предлагает смещение потребностей на созидание, которое не знает границ.

Социальная среда  имеет непосредственное, первостепенное значение в процессе формирования личности ребенка.

Подводя итоги этой работы, можно сделать вывод о том, что специфические признаки социального воспитания заключаются в том, что его субъект и объект имеет всеобщий характер, а также в том, что социальное воспитание есть по преимуществу взаимовоспитание и самовоспитание. 

 Семинар: Семья – основной институт социализации личности

Семья как важнейший  институт социализации личности

Как известно, процесс  социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В связи с  этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья.

Это связано  с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок  получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

В современной  науке существует множество подходов к определению понятия «Семья». Однако, в самом общем виде можно  сказать, что «Семья - это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой» [3, с.526].

Информация о работе Cущность и содержание социального воспитания