Cущность и содержание социального воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

1. Сущность и характер социального воспитания детей

1.1. Понятие социального воспитания детей
1.2. Влияние среды на развитие ребенка
2. Нравственность как неотъемлемая часть социального воспитания

Работа содержит 1 файл

Cущность и содержание социального воспитания.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Семья вводит ребенка  в общество, именно в семье он совершает первые шаги социализации, становится личностью.

Как считает  С. Ю. Головин, «личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения» [4, с.116].

Что же касается определения понятия «Социализация», то сам этот термин в настоящее время понимают неоднозначно.

Так, в психологическом  словаре, например, дают такое определение: «Социализация - эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения  и воссоздания субъектом социального  опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности» [4, с.86].

По мнению Н. В. Губина, под социализацией принято  понимать «процесс овладения человеком  социальными ценностями и нормами, социальным опытом и знаниями, благодаря  чему он становится полноправным членом общества». Это путь от биологического существа к общественному [2, с.86].

Процесс социализации происходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия  на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности человеком. Практически все, что происходит в жизни человека можно рассматривать как фактор социализации, обуславливающий усвоение тех или иных норм поведения.

Определяющая  роль семьи в процессе социализации личности обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.

Т. В. Андреева считает, что «семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут» [1, с.56].

Нет практически  ни одного социального или психологического аспекта поведения человека, который  не зависел бы от семейных условий  в настоящем или прошлом.

Процесс социализации достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется  обретением личностью определённого  социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение, к основным формам которого обычно принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство и т. д.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Перевоспитать ребенка из проблемной семьи практически невозможно. Ребенок усвоил определенные правила, и общество будет расплачиваться за подобные пробелы в воспитании. Семья подготавливает человека к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения, формируя в конечном итоге зрелую, социально-компетентную личность.

Семья - малая  социальная группа, важнейшая форма  организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители - дети), брачные отношения (муж - жена, супруги).

Такое определение  семьи, основанное на первый взгляд на внешних и апсихологичных критериях, на самом деле подчеркивает две характеристики семьи, имеющие ключевое значение для  понимания психологических закономерностей  функционирования семьи. Во-первых, понимание семьи как малой социальной группы ставит эффективность ее функционирования в зависимость от решения проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений с социальным окружением - с прародительской семьей и т.д. Решение этих проблем и составляет социально-психологический аспект изучения семьи как социальной системы. Во-вторых, особый характер семьи как малой социальной группы связан с высокой аффективной интенсивностью и эмоциональной «перенасыщенностью» отношений между членами семьи, где на одном полюсе - отношения любви, принятия и привязанности, а на другом - отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма. 1

Итак, целью работы является рассмотрение психологических  особенностей детско-родительских отношений.

1 Семья как  институт первичной социализации  ребенка

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание подрастающего  поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье; определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.

В истории родительства все более явной становится тенденция  возрастания значения института  семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка - потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве; формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка. 

2 Основные характеристики  детско-родительских отношений

Детско-родительские отношения составляют важнейшую  подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами:

• характер эмоциональной  связи: со стороны родителя — эмоциональное  принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность  и эмоциональное отношение к  родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон;

•мотивы воспитания и родителъства;

• степень вовлеченности  родителя и ребенка в детско-родительские отношения;

•удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя;

• стиль общения  и взаимодействия с ребенком, особенности  проявления родительского лидерства;

• способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций; поддержка автономии ребенка;

• социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг;

• степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

Интегративные показатели детско-родительских отношений:

•родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом  себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

• тип семейного воспитания, определяемый параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями рородительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

• образ родителя как воспитателя и образ системы семейного воспитания у ребенка. Этот показатель стал предметом научного исследования и широкого обсуждения сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником. Изменение воспитательной парадигмы от отношения к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке - ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений.

Роль образа родителя и ребенка в детско-родительских отношениях состоит в ориентировке в указанной системе отношений с целью достижения согласованности и сотрудничества в решении задач совместной деятельности и обеспечении необходимых условий гармоничного развития ребенка. 

Информация о работе Cущность и содержание социального воспитания