Ход: 
дошкольнику дается задание придумать 
рассказ (историю, сказку и др.) о каком-либо 
живом существе (человеке, животном) и 
изложить его устно в течение 5 минут. На 
придумывание темы и сюжета рассказа (истории, 
сказки) отводится 1 минута, после чего 
ребенок приступает к рассказу.
     В 
ходе рассказа творчество 
дошкольника оценивается 
по следующим признакам:
  - Скорость 
  процессов воображения (малыш самостоятельно 
  придумал рассказ в течение 1 минуты);
- Необычность, 
  оригинальность образов;
- Богатство 
  фантазии;
- Глубина и 
  детализированность образов (дошкольник 
  описал более 10 предметов);
- Впечатлительность, 
  эмоциональность рассказа (сказки, истории 
  и др.) [24, c.98].
     По 
каждому из этих признаков 
ребенок получает 
от 1 до 3 баллов:
     3 
балла – соответствующие признаки 
выражены достаточно сильно;
     2 
балла – признаки имеются, но выражены 
слабо;
     1 
балл – данные признаки в рассказе 
отсутствуют.
     Методика 
4. Изучение оперативной слуховой памяти 
(А.Н. Леонтьев)
     Цель: 
определение объема непосредственного 
запоминания словесного материала.
     Оборудование: 
набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, 
карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).
     Ход: 
экспериментатор зачитывает слова. Дошкольник 
должен постараться их запомнить и повторить. 
Слова предъявляются в медленном темпе 
(приблизительно одно слово в секунду). 
Затем слова сразу воспроизводятся ребенком. 
Порядок воспроизведения значения не 
имеет. Изменение слова считается ошибкой 
(солнце – солнышко, карандаш - карандаши) 
[11, c.77].
     Обработка 
результатов:
     3 
балла – 8-10 правильных ответов;
     2 
балла – 5-7 правильных ответов;
     1 
балл – 2-4 правильных ответов;
     Оценка 
результатов, полученных при помощи 
вышеперечисленных методик, позволила 
нам выделить три уровня суммарных показателей:
     9-12 
баллов - высокий уровень развития познавательной 
активности;
     5-8 
баллов - средний уровень развития познавательной 
активности;
     4 
балла и ниже - низкий уровень развития 
познавательной активности.
     На 
основе результатов 
проведенной диагностики 
были получены такие 
данные:
  - Высокий 
  уровень умственной активности – 15% 
  детей (3 дошкольника). Дети обладают большим 
  объёмом информации, имеют широкие и глубокие 
  познавательные интересы к окружающему 
  миру, способны делать выводы. Ребята умеют 
  рассуждать, анализировать, сравнивать 
  и обобщать;
- Средний 
  уровень умственной активности – 60% 
  (7 дошкольников). Дети проявляют интерес 
  и активность лишь в определенных случаях 
  и не стараются искать нестандартные решения. 
  Они способны делать выводы, но отсутствует 
  стремление к самостоятельному добыванию 
  информации; 
- Низкий 
  уровень умственной активности – 25% 
  детей (4 дошкольника). Ребята пассивны, 
  слабо реагируют на требования педагога, 
  не проявляют заинтересованности. У детей 
  наблюдается слабая память, плохое запоминание 
  материала, они включаются в деятельность 
  только под давлением воспитателя.
     На 
основе результатов проведенной 
диагностики был организован 
и проведен второй этап работы – 
формирующий эксперимент, который 
был направлен, на то, чтобы помочь 
детям преодолеть трудности, которые 
у них возникают при развитии 
познавательных процессов. В этой группе 
один раз в неделю в течение  
месяца проводились занятия, на которых 
использовался разработанный нами 
комплекс дидактических игр, с целью 
повышения умственной активности дошкольников.
     В 
подготовку к разработке 
комплекса дидактических 
игр входило:
  - Отбор игр 
  в соответствии с задачами воспитания 
  и обучения, углубления и обобщения знаний, 
  развития познавательных способностей, 
  активизация психических процессов (память, 
  внимание, мышление, речь и воображение);
- Установление 
  соответствия отобранной дидактической 
  игры программным требованиям воспитания 
  и обучения детей старшего дошкольного 
  возраста;
- Определение 
  наиболее удобного времени проведения 
  дидактической игры (в процессе организованного 
  обучения на занятиях или в свободное 
  от занятий и других режимных процессов 
  время);
- Выбор места 
  для игры, где дошкольники могут спокойно 
  играть, не мешая другим (игровая площадка);
- Определение 
  количества играющих (вся группа, небольшие 
  подгруппы, индивидуально);
- Подготовка 
  необходимого дидактического материала 
  для выбранной игры (игрушки, разнообразные 
  предметы, картинки, природный материал);
- Подготовка 
  к игре детей: обогащение их знаниями, 
  представлениями о предметах и явлениях 
  окружающей жизни, необходимыми для решения 
  игровой задачи.
     Проведение 
нами комплекса дидактических 
игр включало:
  - Ознакомление 
  детей с содержанием игры, с дидактическим 
  материалом, который будет использован 
  (показ предметов, картинок, краткая беседа, 
  в ходе которой уточняются знания и представления 
  ребят о них);
- Объяснение 
  хода и правил игры. При этом мы обращали 
  внимание на поведение дошкольников в 
  соответствии с правилами игры, на четкое 
  выполнение правил (что они запрещают, 
  разрешают, предписывают);
- Показ игровых 
  действий, в процессе которого мы учили 
  ребят правильно выполнять действие, доказывая, 
  что в противном случае игра не приведет 
  к нужному результату (например, кто-то 
  из детей подсматривает, когда нужно закрыть 
  глаза);
- Подведение 
  итогов игры – это ответственный момент 
  в руководстве ею, так как по результатам, 
  которых дошкольники добиваются в игре, 
  можно судить об её эффективности, о том 
  будет ли она с интересом использоваться 
  в самостоятельной игровой деятельности 
  ребят.
     Реализация 
нами комплекса дидактических игр 
осуществлялась при создании следующих 
психолого-педагогических 
условий:
  - Учет возрастных 
  и индивидуальных особенностей детей;
- Предоставление 
  дошкольникам самостоятельности в решении 
  предоставляемых задач, развитие инициативы;
- Постепенное 
  усложнение материала и включение в занятие 
  новых видов интеллектуальной активности;
- Использование 
  стимулирующей помощи взрослого в ситуациях, 
  вызывающих у ребят какие-либо затруднения.
     Третьим 
этапом нашей работы являлся контрольный 
срез, цель которого – выявление эффективности 
проведенной работы. На этом этапе нами 
была проведена повторная диагностика, 
в которой использовались методики и критерии, 
изложенные выше. 
     Анализ 
повторной диагностики позволил 
нам сделать следующие выводы  
о развитии умственной активности группы 
детей дошкольного возраста после проведения 
комплекса дидактических игр: 
  - Высокий уровень 
  умственной активности - 20% детей (4 дошкольника);
- Средний уровень 
  умственной активности - 70% детей (8 ребят);
- Низкий уровень 
  умственной активности - 10% детей (2 ребенка). 
     Формирующий 
эксперимент подтвердил, что включение 
в учебно-воспитательный процесс 
дидактических игр способствует 
повышению умственной активности детей 
старшего дошкольного возраста. Практическое 
применение дидактических заданий и упражнений 
в группе благоприятствовало повышению 
умственной активности дошкольников. 
Благодаря комплексу дидактических игр 
у детей улучшилось логическое мышление, 
память, воображение, внимание и творческое 
представление.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.2. 
Рекомендации по 
повышению умственной 
активности дошкольников 
средствами дидактических 
игр
     Важнейшее 
условие успешного 
руководства дидактическими 
играми -  умение завоевать доверие 
детей, установить с ними контакт. Это 
достигается только в том случае, если 
педагог относится к игре серьезно, с искренним 
интересом, понимает желания детей, их 
переживания. 
     Руководство 
детскими дидактическими играми должно 
иметь целью:
  - Установление 
  правильного соотношения между игрой 
  и миром, знаниями в жизни ребенка;
- Развитие 
  в игре психических качеств (внимания, 
  памяти, сосредоточенности, воображения 
  и др.), необходимых для будущего деятеля 
  и работника;
- Повышение 
  умственной активности дошкольников [11, 
  c.32].
     Руководство 
дидактической игрой требует 
большого педагогического мастерства. 
Отбирая игры, воспитатель должен 
исходить из того, какие программные 
задачи он будет решать с их помощью, как 
дидактическая игра будет способствовать 
повышению умственной активности детей, 
воспитанию нравственных сторон личности, 
тренировке сенсорного опыта. Воспитатель 
обязан детально продумывать, как, выполняя 
программную задачу, сохранить игровое 
действие, высокий темп игры и обеспечить 
возможность каждому ребенку активно 
действовать в игровой ситуации.
     Для 
того чтобы дидактическая игра была 
эффективным средством повышения 
умственной активности ребенка, при организации 
и проведении игр необходимо выполнение 
следующих условий:
  - Содержание 
  игры должно служить повышению умственной 
  активности;
- Необходим 
  учет индивидуальных и возрастных особенностей.
- Наличие у 
  педагога определенных знаний и умений 
  относительно дидактических игр;
- Выразительность 
  проведения дидактической игры;
- Необходимость 
  включения педагога в игру;
- Используемая 
  в дидактической игре наглядность должна 
  быть простой, доступной и емкой;
- Вариативность 
  применения комплекса дидактических, 
  стимулирующих интеллектуальное развитие 
  дошкольников.
     Руководя 
играми в старшей группе, необходимо 
учитывать возросшие возможности 
детей. В этом возрасте ребенку свойственны 
любознательность, наблюдательность, 
интерес ко всему новому, необычному: ему 
хочется самому отгадать загадку, найти 
правильное решение задачи, высказать 
собственное суждение. С расширением объема 
знаний происходят изменения и в характере 
умственной деятельности. Поэтому при 
отборе игр главное внимание должно обращаться 
на степень трудности игровых правил и 
действий. Последние должны быть такими, 
чтобы при их выполнении, дети проявляли 
умственные и волевые усилия [13, c.84].
     Таким 
образом, мы видим, что в основе любой 
игровой методики, проводимой на занятиях, 
должны лежать следующие принципы:
  - Актуальность 
  дидактического материала (наглядные 
  пособия и др.) помогает дошкольникам воспринимать 
  задания как игру, чувствовать заинтересованность 
  в получении верного результата, стремиться 
  к лучшему из возможных решений;
- Коллективность  
  позволяет сплотить детский коллектив 
  в единую группу, в единый организм, способный 
  решать задачи более высокого уровня, 
  нежели доступные одному ребенку, и зачастую  
  - более сложные;
- Соревновательность 
  создает у учащегося стремление выполнить 
  задание быстрее и качественнее конкурента, 
  что позволяет сократить время на выполнение 
  задания с одной стороны, и добиться реально 
  приемлемого результата с другой [15, c.45]. 
     На 
основе указанных принципов можно 
сформулировать требования, к проводимым 
на занятиях дидактическим играм: 
  - Первое требование 
  состоит в том, чтобы игры повышали умственную 
  активность детей дошкольного возраста;
- Способность 
  пробуждать непосредственный интерес 
  у детей; 
- Обеспечение 
  детям возможности проявить свои способности; 
- Вовлечение 
  ребенка в соревнование; 
- Предоставление 
  самостоятельности в поиске знаний, в 
  формировании умений и навыков; 
- Доступность 
  для дошкольника в игре источников новых 
  знаний, умений и навыков; 
- Получение 
  заслуженных поощрений за успехи.
     Однако 
чтобы игры полностью решали поставленные 
в них задачи, необходимо строго 
соблюдать методику их проведения. 
В методику проведения дидактической 
игры входят:
  - Объявление 
  названия игры;
- Сообщение 
  о расположении ее участников (сидя за 
  столом, стоя у доски, групповые объединения) 
  и порядке использования игрового материала;
- Объяснение 
  хода игры (игровых заданий);
- Показ воспитателем 
  выполнения отдельных действий;
- Подведение 
  итогов игры и объявление победителя.
     Заканчивая 
игру, воспитатель должен напоминать 
ребятам название игры, отдельные 
игровые правила. При повторном 
проведении игры дошкольники усваивают 
полный порядок, игровые правила и способы 
действий.