Факторы социализации детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Цель: Определить степень влияния воспитательной организации на социализацию человека.
Задачи:
1) Изучить понятие и сущность социализации личности
2) Изучить факторы социализации детей и подростков в школе
3) Изучить проблемы социализации детей и подростков в школе.

Содержание

Введение. 4
Раздел 1. Социализация личности. 6
1.1 Личность человека и различные подходы к ее изучению. 6
1.2 Понятие и сущность социализации. 15
1.3 Факторы социализации. 17
1.4 Агенты социализации. 18
1.5 Средства и механизмы социализации. 19
Вывод по первому разделу. 23
Раздел 2. Школа как фактор социализации личности. 24
2.1 Социально-психологическая адаптация учащегося. 24
2.2 Условия эффективности организации взаимодействия в 26
Раздел 3. Проблемы социализации детей в школе. 28
3.1 Группы сверстников. 28
3.2 Воспитательные организации. 30
Вывод по третьему разделу. 33
Заключение 34
Список используемой литературы. 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая (то что надо).docx

— 61.89 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФГАОУ ВПО «Южный Федеральный  университет»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

факультет педагогики и практической психологии

отделение практической психологии

кафедра социальной педагогики и молодёжной политики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине: «Социальная педагогика»

Тема: «Факторы социализации детей и подростков»

 

 

 

 

 

                                                       Исполнитель:

                                                       студент 3 курса 31 группы ОЗО

                                                       факультет педагогики и практической

                                                       психологии отделения практической 

                                                       психологии

                                                       Юнусова Мария Владимировна

                                                       Проверил:

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

Оглавление

 

Введение. 4

Раздел 1. Социализация личности. 6

1.1      Личность человека и различные подходы к ее изучению. 6

1.2 Понятие  и сущность социализации. 15

1.3 Факторы  социализации. 17

1.4 Агенты  социализации. 18

1.5 Средства  и механизмы социализации. 19

Вывод по первому  разделу. 23

Раздел 2. Школа  как фактор социализации личности. 24

2.1 Социально-психологическая  адаптация учащегося. 24

2.2 Условия  эффективности организации взаимодействия  в 26

Раздел 3. Проблемы социализации детей в школе. 28

3.1 Группы  сверстников. 28

3.2 Воспитательные  организации. 30

Вывод по третьему разделу. 33

Заключение 34

Список используемой литературы. 34

 

 

Введение.

Важнейшему социальному  этапу становления личности соответствует  школьный возраст, от 6 до 18 лет. Именно в эти же годы отмечаются интенсивный  процесс роста и развития организма, происходит его биологическое и  социальное созревание, формируется  мировоззрение, готовность к разнообразной  трудовой и творческой деятельности молодого человека.

В тоже время, школьному возрасту, свойственны большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию  неблагоприятных факторов окружающей среды. Одной из главных целей воспитательной организаций на сегодняшний день это оздоровление школьников. Разрабатываются комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических программ. Вместе с тем, условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. По данным Российских исследователей, в стране 80% детей страдают теми или иными заболеваниями, оставшимся 20%  присваивается категория – «условно» здоровые. Согласно Законно РФ «об образовании», школа должна обеспечить сохранение и укрепление здоровья учащихся. А исходя из вышеизложенного возникает противоречие между приобретением знаний, жизненного опыта и нарушением здоровья, социальной дезадаптацией.

Важнейшим направлением в  деятельности воспитательной организации  является развитие активности воспитанников. Собственно главной задачей воспитателей является активизация воспитанников  в освоении ими социального опыта, концентрированно выраженного в  знаниях, обще необходимых умениях  и навыках, отношениях. Но в последние  годы особенно проявляются отклонения от морали у многих детей и подростков. Увеличивается детская преступность. На основании широкомасштабных социально-психологических исследований в стране выявлены наиболее тревожные тенденции: ведущей причиной смертности у детей и подростков стали травмы и несчастные случаи, растет число хронических заболеваний, и заболеваний, передающихся половым путем, что связано с ранним началом половой жизни, снижается порог начала табакурения, увеличивается число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества.

Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого - физически и  духовно - человека. Например, физический имидж человека (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди  других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при  ранжировании 17 жизненных ценностей, здоровье,  заняло первое место, а российских - десятое.

Особую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств. Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания  при выборе профессии, неудачные  попытки найти свое место в  обществе служат толчком на самоубийство. Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания  и т.д.) могут спровоцировать замкнуться, возникновение эмоциональной и  социальной изоляции. Человек чувствует  свою беспомощность и неспособность  повлиять на будущее, вследствие чего возникает депрессия и далее  предрасположенность к суицидальным попыткам.

Отсюда возникает следующее  противоречие между организацией процесса обучения и не освоением культурных норм, правил и стереотипов поведения  учащимися.

Исходя из этих противоречий можно сформулировать проблему Факторы снижающие влияние школы на воспитание и социализацию человека.

Объект исследования: Условия  социализации личности человека

Предмет исследования: Школа  как фактор социализации личности

Цель: Определить степень  влияния воспитательной организации  на социализацию человека.

Задачи: 

1)      Изучить понятие и сущность социализации личности

2)      Изучить факторы социализации детей и подростков в школе

3)      Изучить проблемы социализации детей и подростков в школе.

Раздел 1. Социализация личности.

1.1      Личность человека и различные подходы к ее изучению.

Личность – саморегулируемая функциональная динамическая система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.

Структура личности – целостное  системное образование, совокупность социально значимых психических  свойств, отношений и действий индивидуума, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение  как поведение сознательного  субъекта деятельности и общения.

Психология личности стала  экспериментальной наукой в первые десятилетия ХХ века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и другие. В конце 30-х годов прошлого, века в психологии личности началось активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине  ХХ века сложилось много различных подходов и теорий личности.

В  данной работе мы рассмотрим и проанализируем три подхода к изучению личности: с точки зрения бихевиоризма, гуманистической психологии и трансперсональной психологии.

БИХЕВИОРИЗМ – направление  в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет  научного исследования и сводящее психику  к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма  на стимулы внешней среды.

На рубеже XIX-XX вв. обнаружилась несостоятельность доминировавшей ранее интроспективной «психологии  сознания», особенно в решении проблем  мышления и мотивации. При изучении реакции животных с помощью лабиринтов, проблемных клеток, аппаратов для  исследования способности различения и пр., было установлено, что решение  проблемы достигается методом проб и ошибок; это было истолковано  как «слепой» отбор произведенных  наугад движений. Этот вывод был  распространен на процесс учения и человека, причем качественное отличие  его поведения от поведения животных отрицалось. В тот же период в  России Павлов и Бехтерев, развивая идеи Сеченова, разработали экспериментальные  методы исследования поведения животных и человека. Их работы оказали значительное влияние на бихевиористов, но были истолкованы механистически.

В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформулированная американским психологом Дж. Уотсоном. В ее основу легла зоопсихология. Экспериментальная программа Уотсона  предполагала, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти. Бихевиоризм, исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, отвергает  его роль как реального регулятора человеческой деятельности. Все психические  явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции – с изменениями внутри организма и т.д. За единицу поведения принимается связь стимула и реакции. Законы поведения фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы – как психические, так и физиологические – согласно позитивистской методологии, считаются не поддающимися научному анализу как недоступные прямому наблюдению.

Для нового направления вопрос о методе был одним из главных, если не основным. Именно из-за несостоятельности  метода интроспекции отвергалось изучение сознания вообще. Провозглашалось, что  предметом науки может быть лишь то, что доступно внешнему наблюдению – факты поведения. Конечно, существование  сознания не отрицалось и не подвергалось сомнению, но утверждалось, что оно  не может выступать как предмет  психологии. Основной метод бихевиоризма – наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействия среды, с  целью выявления доступных математическому  описанию корреляций между этими  переменными. Подавляющая часть  экспериментов была проведена на животных (преимущественно на белых  крысах). Установленные закономерности были перенесены на человека. Игнорируются активность организма и роль его  психической организации в преобразовании среды, а также социальная природа  человека.

Исследуя дальнейшее развитие бихевиористского направления изучения личности, мы видим, что приверженцы данного направления, не удовлетворяясь  полученными результатами экспериментов, вводят новые переменные (различные познавательные и побудительные факторы), принципы научения и потребностей, стараясь объяснить поведение человека, отрицая значение и влияние  сознания и возможность человека контролировать его. Ввиду методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в   20-х гг. ХХ в. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий – в частности, гештальт психологии, а затем психоанализа. Возник необихевиоризм.

Важные заслуги бихевиоризма следующие:

1) он внес в психологию  сильный крен в естественнонаучную  сторону;

2) он ввел объективный  метод, основывающийся на регистрации  и анализе внешне наблюдаемых  фактов, процессов и событий, благодаря  чему получили бурное развитие  инструментальные приемы исследования  психических процессов;

3) был чрезвычайно расширен  класс исследуемых объектов, стало  интенсивно изучаться поведение  животных, младенцев и т.д.;

4) в его работах были  значительно продвинуты отдельные  разделы психологии, в том числе  проблемы научения, образования навыков и др.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из ведущих направлений  современной западной, преимущественно  американской психологии. Зародилась в Калифорнии в 50-е годы. Названа  гуманистической, ибо признает главным  предметом личность как целостную  уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Основана она на вере в возможность расцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбирать свою судьбу и направлять ее.

Возникновение и формулирование ее основных принципов связано с  именем американского психолога  А. Маслоу. В центре ее внимания – понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.

По А. Маслоу воспитание и общественные нормы более или менее эффективно принуждают людей забыть о собственных чувствах или потребностях и принять навязанные другими ценности. Поэтому возможности людей удовлетворить основные потребности очень часто бывают ограниченны, что препятствует возникновению и удовлетворению потребностей более высокого уровня. Потребности человеку «заданы» и иерархически организованы. В иерархии (снизу вверх) выделяются уровни:

5: Потребности, связанные  с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности.

4: Потребности, связанные  с уважением других и самоуважением.

3: Потребности, связанные  с любовью и приятием, – в  аффективных отношениях с другими,  во включенности в группу; потребность  любить и быть любимым.

2: Потребности, связанные  с безопасностью, – в уверенности,  порядке, структурированности, предсказуемости  окружения.

1: Базовые физиологические  потребности.

Общий принцип, предлагаемый для трактовки развития личности: ниже лежащие потребности должны быть сколько-то удовлетворены прежде, чем можно перейти к реализации высших. Без этого можно и не подозревать о существовании потребностей более высокого уровня. В целом, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья и гуманности он будет проявлять, и тем более индивидуален он будет. На вершине пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Достигают этого уровня немногие – менее 1%. Большинство просто слепо к своему потенциалу и не знает о его существовании. Этому способствует окружение: общество имеет тенденцию к нивелированию личности. Это же относится к семье: дети, растущие в обстановке дружелюбия, при удовлетворенной потребности в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации. В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает, что некоторые из потребностей более низкого «блокированы».

Информация о работе Факторы социализации детей и подростков