Факторы влияющие на выбор профессии в юношеском возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Развитие личности в юношеском возрасте. В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.

Работа содержит 1 файл

юнош. возраст.docx

— 19.40 Кб (Скачать)

Развитие личности в юношеском возрасте. В юношеском  возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера  деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем  микроокружении, поскольку он приобретает  статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может  вызвать у него внутреннее состояние  дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста. 

В юношеском возрасте могут происходить изменения  в социальном статусе личности в  связи с окончанием средней или  восьмилетней школы, поступлением в  ПТУ, в вуз, на работу, что требует  адаптации к новым условиям деятельности и социальному окружению, или  приобретается статус безработного в связи с трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой  для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь. 

В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению  с самосознанием подростка. У  юноши появляется тенденция постоянно  оценивать свою личность, анализировать  свои действия, поведение, поступки. В  отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я». 

У осужденных юношеского возраста особенно рельефно проявляются  негативные элементы в развитии самосознания, которые могут заключаться в  следующем: 1) в рассогласованности (функциональной и генетической) различных  элементов самосознания, например, осознания своих психических  свойств и самооценки; 2) в искажении  социально-нравственных оценок, включенных в самосознание; 3) в завышении (переоценке) своих качеств; 4) в стремлении подтвердить  свою неадекватную самооценку нелогичными, а порой аморальными и криминальными  поступками; 5) в неправильной оценке своего будущего в связи с совершенным  преступлением, ощущении бесперспективности и повышенной социальной тревожности. Кроме того, самосознание и самооценка не всегда побуждают юношу заниматься позитивно направленным самовоспитанием. 

Трудности юношеского возраста могут порой служить  причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного поведения. Так, потребность  в самовоспитании, свойственная лицам  этого возраста, может реализоваться  неправильными и ошибочными методами, стремлением развивать у себя асоциальные качества. 

Хотя в юношеском  возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение  в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п. 

Чувство взрослости у молодых людей становится более  глубоким, чем у подростков, проявляясь в самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения  и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную  направленность. 

Следует также учитывать  в работе с этими лицами юношеский  максимализм, оставшиеся от подросткового  возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки. 

В юношеской среде  нередко наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности  устройства на работу в связи с  экономическим кризисом, неудачи  в выборе профессии толкают юношей на праздный образ жизни, а затем  и на путь правонарушений. При воспитании приходится также преодолевать одностороннюю  ориентированность юношей на овладение  «престижными» профессиями, нежелание  овладевать массовыми профессиями. 

Общение и эмоциональная  жизнь. У юношей больше и иначе, чем  у подростков, выражено стремление к автономии во взаимоотношениях с родителями и взрослыми. Желая  освободиться от опеки взрослых, юноши  стремятся к автономии: 

– поведенческой (добиваться права самостоятельно решать жизненно важные для них вопросы), что в  современных условиях затруднено и  должно быть компенсировано вовлечением юношей в коллективную жизнь с элементами самоуправления; 

– эмоциональной (потребность  и право иметь свои интимные переживания, привязанности, симпатии и антипатии), что делает их особенно чувствительными  к эмоциогенным факторам и порождает массу эмоциональных проблем; 

– морально-ценностной (потребность и право иметь  свои собственные взгляды и убеждения  и фактическое наличие таковых), что проявляется в нарочитом  высказывании крайних взглядов, в  подчеркивании своей приверженности ценностям, которые официально осуждаются. Часто за этим стоит стремление быть оригинальным и неповторимым. 

В юношеском возрасте характерно стремление к коллективной деятельности, участие во всех групповых  начинаниях. В отличие от подростков, которым бывает достаточно просто участвовать  в коллективной жизни, юноши стремятся  быть принятыми в коллектив, самоутвердиться  в нем, иметь престиж, занимать прочную  позицию. Однако свойственная юношескому возрасту борьба за популярность может  принять извращенную форму, когда  этой популярности и оригинальности они начинают добиваться с помощью  силы, путем подавления других. 
 

Коллективная и  групповая жизнь в этом возрасте не исключает индивидуальной интимной дружбы, предполагающей теплоту отношений, искренность, привязанность. Дружба возникает  из потребности «излить свою душу», поделиться своими переживаниями, быть понятым другим. 

Для дружеских отношений  характерны следующие особенности: 

1) особая эмоциональная  интенсивность и доверительность; 2) внешняя огрубленность («без нежностей»), обусловленная как возрастными особенностями, так и специфическими чертами, сформировавшимися в процессе преступной деятельности; 3) бескомпромиссность и полная самоотдача, ревнивое отношение к друзьям друга; 4) некоторая слепота, иллюзорность, когда у друга находят качества, которыми он не обладает. 

В юношеском возрасте получает дальнейшее развитие интерес  к лицам противоположного пола, что  в свою очередь повышает интерес  к своей личности. На место увлеченности, привязанности, влюбленности подростка  приходит первая юношеская любовь, отличающаяся чистотой, целомудрием  и непосредственностью. Она обладает огромным стимулирующим эффектом, побуждая человека к нравственному самосовершенствованию. 

Однако у юношей-правонарушителей чувство первой любви часто осквернено влиянием лиц, начавших раннюю половую  жизнь, формирующих у окружающих нездоровый интерес к лицам противоположного пола, насаждающих половой нигилизм, распущенность, распространяющихся о  своих мнимых или реальных «победах». 

Характеристика личности молодого человека. Личность молодого человека характеризуется социальной зрелостью, способностью правильно  воспринимать явления общественной жизни и критически оценить свое поведение, однако огромное влияние  на поведение личности оказывают  стереотипы, сформировавшиеся в предшествующий возрастной период. В этом возрасте люди обзаводятся семьей, происходит их профессиональное становление, углубляются и развиваются межличностные отношения, должна наступить правовая зрелость. Социальная роль личности подкрепляется избирательным правом. Рассматриваемый жизненный период можно условно разделить на два этапа: 1) с 18 до 25 лет; 2) с 26 до 30 лет. 

В возрасте от 18 до 25 лет формирование личности идет наиболее интенсивно. В этот период рельефно проявляется социальная активность человека: он создает и изменяет обстоятельства современной жизни  собственным поведением и трудом, образует собственную среду развития посредством общественных связей (товарищества, дружбы, любви, брака и семьи, включения  в разнообразные малые и большие  группы-коллективы). 

Антиобщественное  поведение некоторой части молодежи может наблюдаться там, где запущена воспитательная работа, где не уделяют  должного внимания удовлетворению ее запросов, интересов, потребностей. В  таких коллективах начинают процветать групповой эгоизм, ложное товарищество, антиобщественные взгляды. Развитие отрицательных  черт интенсифицируется с момента  вхождения личности в асоциальную  малую группу и принятия ее норм, ценностей, требований. 

В молодежном возрасте особенно остро встает проблема осознания  себя и своего будущего. Если в 18-летнем возрасте правонарушитель может еще неохотно включаться в общественно полезные виды деятельности, сохранять детскую инертность, полагая, что он может жить за счет родителей, то уже к 22-25 годам под влиянием объективной действительности он должен заботиться о перспективе своей жизни, а если в семье безработные родители, то такие заботы возникают раньше. 

Многие молодые  правонарушители не имеют общего среднего образования, а длительный преступный образ жизни, злоупотребление  алкоголем, наркотическими средствами отрицательно сказались на развитии их интеллектуальной сферы, разрушили  навыки самостоятельной работы с  книгой. Кроме того, часть молодежи не видит перспективы в повышении  общего образования, поэтому посещает школу под нажимом родителей (родственников), а если контроля нет, «бросает» школу.

Информация о работе Факторы влияющие на выбор профессии в юношеском возрасте