Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.
— педагог должен корректировать негативное влияние на ребенка окружающей среды;
— все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать.
Принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребенке;
• определение
эффективности влияния
• выбор специальных
средств педагогического
• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;
• предоставление возможности учащихся в самостоятельном выборе способов участия во внеучебной деятельности, а также выборе сферы дополнительного образования.
В практической педагогической деятельности
этот принцип реализуется в
— работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на развитие каждого из них;
— успех воспитательного
— осуществляя выбор
—на основе взаимодействия с учеником педагог должен вести поиск способов коррекции его поведения;
—постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребенка определяет совокупность
воспитательных средств,
Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Существуют различные мнения об
отношении к ученикам в процессе
воспитания. Несомненно, что педагоги
должны заботиться о благополучии ученика,
стремиться к тому, чтобы он был
удовлетворен своим статусом, своей
деятельностью, мог себя в большей
степени реализовать в системе
социальных отношений. При этом решение
данных задач осуществляется по-разному,
в широком диапазоне: от педагогической
опеки, базирующейся на авторитарном стиле
воздействия, до полного отстранения
от регулирования отношений
Постоянный комфорт отношений приводит к тому, что человек не может приспособиться к отношениям более сложным, менее для него благоприятным. При этом некоторые благополучные референтные отношения воспринимаются им как должное, как типичное, как обязательное. Формируется так называемое социальное ожидание благоприятных отношений как норма. Однако в обществе, в системе социальных отношений существуют в равном количестве или даже преобладают неблагоприятные факторы, воздействующие на человека. (Например, подростки могут попасть под влияние преступного мира, не зная, как сопротивляться тем влияниям, которые этот мир оказывает на них.)
В работах Махатмы Ганди мы встречаем термин «социальные прививки», которые понимались им как постепенное познание ребенком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Они предполагают: познание физического страдания, духовной опустошенности, преодоление болезни, страха, непротивление злу насилием1.
.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
- включение детей в решение
различных проблем социальных
отношений в реальных и
— диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
- стимулирование самопознания
детей, определения своей
— оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В педагогической деятельности этот
принцип реализуется в
—проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
—ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в дальнейшем;
— не только радость, но и страдания,
переживания воспитывают
- волевых усилий для
преодоления трудностей у
- нельзя предусмотреть
все трудности жизни, но
Принцип создания воспитывающей среды требует создания в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребенка. Прежде всего важна роль идей о единстве коллектива школы, педагогов и учащихся, сплочении этого коллектива. В каждом классе, в каждом объединении должно формироваться организационное и психологическое единство (интеллектуальное, волевое и эмоциональное). Создание воспитывающей среды предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация принципа возможна при следующих условиях:
— выделение доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и учащихся;
—определение ведущей
—развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создание разнообразных детских объединений;
—формирование позитивного отношения к творчеству (воспитывающая среда должна быть эвристической);
—неповторимость учебного заведения (каждая школа должна иметь свое лицо);
— наличие отношений «
Этот принцип отражается в ряде правил организации педагогической деятельности:
—школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
—педагоги и учащиеся — члены одного коллектива— помогают друг другу;
—общая цель школы — цель каждого педагога и ученика;
—необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
—каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;
— равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.
Семья создает личность или разрушает
ее, во власти семьи укрепить или
подорвать психическое здоровье
ее членов. Семья поощряет одни личностные
влечения, одновременно препятствуя
другим, удовлетворяет или пресекает
личные потребности. Семья структурирует
возможности достижения безопасности,
удовольствия и самореализации. Она
указывает границы
От того, как строятся отношения
в семье, какие ценности, интересы
выдвигаются у ее старших
Родители - первые воспитатели
- имеют самое сильное влияние
на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо
утверждал, что каждый
Глубокие контакты с
В здоровых семьях родители
и дети связаны естественными
повседневными контактами. Это такое
тесное общение между ними, в
результате которого возникает
душевное единение, согласованность
основных жизненных
К сожалению, ускоренный темп
современной жизни, ее
Особенности семейного
Огромный вклад в изучение
семейных отношений внес А.
С. Макаренко, который
А. Е. Личко, изучая проблемы внутрисемейных отношений, выделил неблагополучные ситуации в семье (гиперопека, безнадзорность, ситуация, создающая “кумира в семье”, ситуация, создающая “золушек” в семье).
В целом, можно сказать,
что проблемы семейного
Целью работы является
Объект исследования –
Предмет исследования –
Гипотеза: семейное воспитание является основой формирования и развития личности.
Задачи:
Теоретический анализ
Психолого- педагогическое обоснование семейного воспитания.
Обосновать: процесс семейного
воспитания как главнейший
Курсовая работа состоит
из введения, первой и второй
глав и заключения. В первой
главе рассматривается
Глава №1. Теоретические аспекты семейного воспитания.
1.Семья и ее социальные
Семья, с позиции социологов,
представляет собой малую
Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности.
Слово “брак” происходит
от русского слова “брать”.
Семейный союз может быть
Брак - явление историческое, он
прошел определенные стадии
Урбанизация изменила уклад
и ритм жизни, что повлекло
за собой изменение и семейных
отношений. Городская семья,
Слабая социальная
По типу проживания семья
подразделяется на