Физическое воспитание девушек

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Описание работы

Воспитание как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, в общественно-производственную деятельность, в творчество, в духовность; становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, важнейшим элементом производительных сил общества, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный прогресс и преемственность поколений.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 179.04 Кб (Скачать)

 

 Матрилокальный тип характеризуется проживанием семьи в доме жены, где зятя называли “примаком”. Длительный период на Руси был распространен патрилокальный тип, при котором жена после замужества поселялась в доме мужа и нарекалась “невесткой”.

 

 Нуклеарный тип брачных отношений находит отражение в стремлении молодоженов жить самостоятельно, отдельно от родителей и других родственников. Такой тип семьи называют неолокальным.

 

 Для современной городской  семьи характерным типом семейных  отношений можно считать унилокальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем.

 

 Жизнь семьи характеризуется  многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйсвенно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

 

 Основными функциями по отношению  к обществу являются:

 

Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей  в рамках одного государства.

 

Воспитательная функция – передача знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

 

Производственно-хозяйственная. Приготовление  пищи, уборка, стирка и т. д.

 

Организация досуга, т. к. значительная часть времени используется для  общения с семьей.

 

 Функции семьи по отношению  к человеку:

 

 Супружеская функция, родительская  функция, организация быта. (Сластенин)

 

 Основной функцией семьи  является репродуктивное, биологическое  воспроизводство населения. Это  основная, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:

 

Воспитательная - социализация молодого поколения;

 

Хозяйственно – бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

 

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для  других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

 

Социальный контроль – ответственность  старших членов семьи за поведение  младших членов в обществе;

 

Духовное общение – духовное обогащение каждого члена семьи;

 

Социально-статусная – семья  занимает определенное социальное положение  в обществе;

 

Досуговая – организация рационального  досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

 

Эмоциональная осуществление психологической защиты каждого члена семьи.

 

 

2. Стили и типы семейного воспитания.

 

 

 В каждой семье объективно  складывается определенная, далеко  не всегда осознанная система  воспитания. Здесь имеется в виду  и понимание целей воспитания, и приемов воспитания, и учет  того, что можно и чего нельзя  допустить в отношении ребенка.  Могут быть выделены 4 тактики  воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

 

 Диктат в семье проявляется  в систематическом подавлении  родителями инициативы и чувства  собственного достоинства у детей.  Разумеется, родители могут и  должны предъявлять требования  своему ребенку, исходя из целей  воспитания, норм морали, конкретных  ситуаций, в которых необходимо  принимать педагогически и нравственно  оправданные решения. Однако те  из них, которые предпочитают  всем видам воздействия приказ  и насилие, сталкиваются с сопротивлением  ребенка, который отвечает на  нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а  иногда и откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление  оказывается сломленным, вместе  с ним происходит ломка многих  качеств личности: самостоятельность,  чувство собственного достоинства,  инициативность, вера в себя и  свои возможности, все это —  гарантия неудачного формирования  личности.

 

 Опека в семье — система  отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение  всех потребностей ребенка, ограждают  его от каких-либо забот, усилий  и трудностей, принимая их на  себя. Вопрос об активном формировании  личности отходит на второй  план. Родители, по сути, блокируют  процесс серьезной подготовки  их детей к реальности за  порогом родного дома. Такая чрезмерная  забота о ребенке, чрезмерный  контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека, подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

 

 Система межличностных отношений  в семье, строящаяся на признании  возможности и даже целесообразности  независимого существования взрослых  от детей, может порождаться  тактикой “невмешательства”. При  этом предполагается, что могут  сосуществовать два мира: взрослые  и дети, и ни тем, ни другим  не следует переходить намеченную  таким образом линию. Чаще всего  в основе этого типа взаимоотношений  лежит пассивность родителей  как воспитателей.

 

 Сотрудничество как тип взаимоотношений  в семье предполагает опосредованность  межличностных отношений в семье  общими целями и задачами совместной  деятельности, ее организацией и  высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается  эгоистический индивидуализм ребенка.  Семья, где ведущим типом взаимоотношений  является сотрудничество, обретает  особое качество, становится группой  высокого уровня развития —  коллективом.

 

 Существует 3 стиля семейного  воспитания — авторитарный, демократический и попустительский.

 

 При авторитарном стиле желание  родителя — закон для ребенка.  Такие родители подавляют своих  детей. Они требуют от ребенка  беспрекословного подчинения и  не считают нужным объяснять  ему причины своих указаний  и запретов. Они жестко контролируют  все сферы жизни ребенка, причем  делают это не всегда корректно.  Дети в таких семьях обычно  замыкаются, их общение с родителями  нарушается. Часть детей идет  на конфликт, но чаще дети, растущие  в подобной семье, приспосабливаются  к стилю семейных отношений  и становятся неуверенными в  себе, менее самостоятельными.

 

 Демократичный стиль семейных  отношений является самым оптимальным  для воспитания. Демократичные родители  ценят в поведении своего ребенка  и самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему  право быть самостоятельным в  каких-то областях его жизни;  не ущемляя прав, одновременно  требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и  советуются с ним. Контроль, основанный  на теплых чувствах и разумной  заботе обычно не слишком раздражает  детей и они часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование личности при таких обстоятельствах происходит без особых переживаний и конфликтов.

 

 При попустительском стиле  родители почти не обращают  внимания на своих детей, ни  в чем их не ограничивают, ничего  не запрещают. Дети из таких  семей в период взросления  часто попадают под плохое  влияние и в дальнейшем могут  поднять руку на своих родителей,  у них почти нет ни каких  ценностей.

 

 

3. Воспитание детей в различных  по структуре семьях.

 

 

- Особенности воспитания единственного  ребенка в семье

 

 На этот счет существует  две наиболее распространенные  точки зрения. Первая: единственный  ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры (2, с.86). Что бы там ни говорили психологи, жизнь одного - единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать.

 

 Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно  уделяют ему чрезмерное внимание. Они слишком заботятся о нем  только потому, что он у них  один, тогда как на самом деле  он всего лишь первый. Немногие  способны спокойно, со знанием  дела обращаться с первенцем  так, как мы держимся потом  с последующими детьми. Главная  причина тут - неопытность. Имеются,  однако, и другие основания, обнаружить  которые не так - то легко.  Если не касаться некоторых  ограничений физического порядка,  одних родителей пугает ответственность,  которую накладывает на них  появление детей, другие опасаются,  что рождение второго ребенка  скажется на их материальном  положении, третьи, хотя никогда  не признаются в этом, просто  не любят ребят, и им вполне  достаточно одного сына или  одной дочери.

 

 Некоторые помехи психическому  развитию детей имеют совершенно  определенное название - тепличные  условия, когда ребенка холят,  нежат, балуют, ласкают - одним  словом, носят на руках. Из - за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе.

 

 Как предотвратить все это?  С помощью второго ребенка  - скажут многие. И это верно,  но если некоторые особые проблемы  и можно разрешить подобным  путем, то где уверенность,  что стоит родить еще одного  ребенка, как мы сразу же  добьемся полной адаптации первого.  В любом случае нужно всеми  силами преодолевать стремление  растить ребенка в тепличных  условиях. Можно утверждать, что  воспитание единственного сына  или единственной дочери гораздо  более трудное дело, чем воспитание  нескольких детей. Даже в том  случае, если семья испытывает  некоторые материальные затруднения,  нельзя ограничиваться одним  ребенком. Единственный ребенок  очень скоро становится центром  семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке,  обыкновенно превышают полезную  норму. Любовь родительская в  таком случае отличается известной  нервозностью. Болезнь этого ребенка  или смерть переносится такой  семьей очень тяжело, и страх  такого несчастья всегда стоит  перед родителями и лишает  их необходимого спокойствия.  Очень часто единственный ребенок  привыкает к своему исключительному  положению и становится настоящим  деспотом в семье. Для родителей  очень трудно бывает затормозить  свою любовь к нему и свои  заботы, и волей - неволей они  воспитывают эгоиста.

 

 Для развития психики каждый  ребенок требует душевного пространства, в котором он мог бы свободно  передвигаться. Ему нужна внутренняя  и внешняя свобода, свободный  диалог с окружающим миром,  чтобы его не поддерживала  постоянно рука родителей. Ребенку  не обойтись без испачканного  лица, разорванных штанов и драк.

 

 Единственному ребенку часто  отказано в таком пространстве. Осознано или нет, ему навязывают  роль образцового ребенка. Он  должен особенно вежливо здороваться,  особенно выразительно читать  стихи, он должен быть образцовым  чистюлей и выделяться среди  других детей. Относительно него  строятся честолюбивые планы  на будущее. За каждым проявлением  жизни ведется внимательное, с  затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах  ребенок не испытывает на протяжении  всего детства. Такое отношение  к нему несет опасность, что  единственный ребенок превратится  в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего  себя, разбросанного ребенка.

 

 Но этого может и не  быть, так как в поведении с  единственными детьми есть основополагающие  правила. Они все могут быть  сформулированы в одном предложении,  которое должно стать законом  для каждой семьи, где растет  один ребенок: только никакой  исключительности!

Информация о работе Физическое воспитание девушек