Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 06:24, курсовая работа

Описание работы

Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......1
1. Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей…………………………………………………………..…………...4
2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9
2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11
3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика до занятий. ……………………………………………………...13
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14
3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1. Лечебно-физическая культура………………………………………………17
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. ………………….18 4.2.Прогулки………………………………………………………………………20
4.2.1. Игры на прогулках…………………………………………………………21
4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая[1]физическое воспитание глухих.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

работоспособность и двигательная подготовленность.

Дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди слабослышащих и глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.

Наиболее заметны  у слабослышащих и глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные.

Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у глухих

детей также  отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно

скорость двигательной реакции и одиночного движения.

Также имеется  ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и

уменьшение сохранить  равновесие как статически, так и  динамически.

Недостатки в  равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в  регуляции чувства равновесия является  состояние вестибулярного аппарата

 или степень  сохранности слуха, а мышечно-суставное  чувство и деятельность двигательного  аппарата.

В дыхательной  системе у глухих проявляются  следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.

В процессе физического  воспитания в школах для глухих и слабослышащих детей, необходимо использовать устную речь. Включение речевого материала в содержании уроков физической культуры положительно влияет на накопление и осмысление словарного запаса, связанного с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков на развитие интеллекта ребенка с нарушенным  слухом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Формы и методы физического воспитания.        

За физическим воспитанием в школе отвечают в первую очередь

директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем, чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от заражения.

 Когда поступает  ребенок в школу, на него заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачом. Здесь регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты нарушения слуха, о

заболеваниях, которые  он перенес в различные периоды  жизни. Затем производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.

Особенно уделяют  большое внимание слуховому анализатору. Это обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.

Также ведут  контроль по охране зрения детей. Врач-окулист  через определенный промежуток времени производит осмотр глаз.

После того как  школьники возвращаются с каникул  в школу, врачи совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.

В школе должна быть чистота, порядок и уют, что благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой

школы.

Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний  необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей. Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников – другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его выполнения.

Вместе с режимом  деятельности учитывается режим  питания, что очень важно для развития детей. В питание должны входить все необходимые элементы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1. Урок – основная форма физического воспитания.                         

  Урок физической культуры является основной и обязательной формой физического воспитания в школе. На уроке ученики получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по физической культуре для глухих и слабослышащих детей, повышают уровень своего физического развития.                                                   Структура урока физкультуры в школе включает 3 части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.                                                        Программа состоит из разделов: теоретические сведения, гимнастика с элементами ритмики, легкая атлетика, лыжная подготовка, подвижные игры, плавание. Всего 70 часов.                                                                 Теоретические сведения сообщаются учащимся в процессе изучения физических упражнений на уроке так, как эти сведения способствуют усвоению учебного материала. На занятиях гимнастики дети должны овладеть навыками: в простейшем построении и перестроении; ходьбе, бега по прямой и с изменением направления и скорости передвижения, лазания; перелезания; техники прыжка и метания. Общеразвивающие гимнастические упражнения направлены на воспитание координации движений и развития двигательных качеств .Упражнения на формирование правильной осанки направлены на воспитание и исправление дефектов опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения, выполненные в воде, также способствуют формированию правильной осанки. В разделе лыжной подготовки предусмотрено обучение детей простейшей технике спусков, подъемов на пологие склоны и передвижению по ровной местности. Уроки проводятся при температуре не ниже -12 °С.                                                          Подвижные игры позволяют совершенствовать технику основных движений в более сложных условиях. Необходимо выбрать те игры, которые способствуют развитию чувства равновесия, двигательной координации, зрительной ориентации, внимания, скорости движения, навыков бега, метания, прыжков, лазания, перелезания. При организации и проведении всех видов физических упражнений, в том числе и подвижных игр, учитель  должен постоянно находиться в поле зрения всех учащихся для того, чтобы они могли видеть сигналы, движения и речь учителя.Речевой материал дается во время изучения и совершенствования упражнений и включает в себя словарь и фразеологию.                                                                       Оценка успеваемости на уроках физкультуры в начальной школе выставляется в форме текущего учета за качество исполнения упражнений и за выполнение требований по программе.

Глава 3. Организация двигательного режима в специальной школе.           

3.1.Гимнастика до занятий.                         

Гимнастика до занятий в школе решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых

уроках, предупреждает  искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня.

Организация проведения включает: определение мест каждому классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10°С или в хорошо проветренных коридорах.

Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым классом

отдельно.

Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из:

– 7 упражнений динамического характера, воздействующего  на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.

Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность

выполнения соответствовать  времени года. Продолжительность  не более 15 минут.

Учитель, проводивший  первый урок, должен находиться в это  время около класса, наблюдать за порядком, правильным выполнением упражнений и при необходимости оказывать помощь. 
 
 

3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы.              

Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку  работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.

Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и

учащиеся для  выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,

воротники.

В школе  проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно уделяется

большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при появлении

признаков утомления  проводят также мероприятия. Время  начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.

В течение урока  в младших классах учителя  проводят 2 – 3 паузы.

Требования при  проведении этих форм следующие:

1)   упражнения  не должны быть трудными для  изучения;

2)   упражнения  должны быть комбинированными;

3)   упражнения  должны легко дозироваться, не  вызывать утомления, не включать

упражнения, требующие сильного напряжения на силовую выносливость.

4)   В основном  используют общеразвивающие упражнения;

5)   При  подборе упражнений учитывать  эффект наслоения;

6)   Правильно  чередовать упражнения для различных  мышечных групп; после упражнений для рук, лучше использовать упражнения для ног, однообразные упражнения вызывают утомление местного характера;

7)   Если  даются два упражнения для  одной и той же группы мышц, то второе

упражнение или  вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц

антагонистом;

8)   Необходимо  чередовать характер физических  усилий;

9)   Целесообразно  менять упражнения в комплексах  не все сразу, а постепенно

заменяя одно –  два изученных и усвоенных  новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 – 4 месяцев;

10) Желательно использовать метод слитного проведения.

Подбор упражнений для физкультурной паузы осуществляют исходя из типовых рекомендаций, продолжительность 5 – 10 минут, 7 – 9 упражнений, количество повторений 5 – 8 раз.

Физкультурная минутка: различают укороченные  и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 – 4 класс 3 – 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5

упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в  старшем 4 – 6 раз. В

течение дня  проводят 2 – 3 раза.

Комплекс включает упражнения для мышц рук, ног, спины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3.Физические упражнения и игры на переменах.               

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах  проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Этот вид активного  отдыха проводится на большой перемене. Для успешного

проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать  возрастные

особенности детей  и подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 – 4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.

Интерес и физические возможности мальчиков и девочек 5 – 9 классов уже

значительно различаются. Поэтому наряду с совместными  рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.

Игры и физические упражнения на переменах следует  проводить на открытом воздухе. Игры подбираются простые или ранее известные, средней и малой интенсивности. Рекомендуется использовать командные игры, подходящие к спортивным, такие например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал –садись», «Пионерская лапта», « В четыре стойки», а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.

Этот вид активного  отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.

4. Организация внеклассной  работы по физическому  воспитанию.            

4.1. Лечебно-физическая культура.                      

Организуется  для школьников подготовительной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Основная задача ЛФК – укрепление здоровья занимающихся, повышение их

физической кондиции с целью перевода в основную группу. Занятия проводят методисты ЛФК или учитель физкультуры.

Схема построения занятий  лечебной физкультурой.            

Информация о работе Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха