Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 06:24, курсовая работа
Здоровье – это состояние полного социального биологического и
психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсутствуют какие-либо болезненные состояния и физические дефекты.
Различают здоровье индивидуальное и общественное. Общественное здоровье включает: заболеваемость, инвалидность, физическое развитие, средняя продолжительность жизни.
Здоровье населения зависит от факторов: здоровый образ жизни 50%, влияние окружающей среды 18%, работа 14-18%..
Введение……………………………………………………………………….......1
1. Особенности физического и функционального развития слабослышащих и глухих детей…………………………………………………………..…………...4
2.Формы и методы физического воспитания…. …………………………..........9
2.1. Урок – основная форма физического воспитания………………………....11
3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика до занятий. ……………………………………………………...13
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы……………………........14
3.3.Физические упражнения и игры на переменах……………………………..16
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1. Лечебно-физическая культура………………………………………………17
4.1.2. Перечень физических упражнений для занятий ЛФК. ………………….18 4.2.Прогулки………………………………………………………………………20
4.2.1. Игры на прогулках…………………………………………………………21
4.3.Кружки физической культуры……………………………………………….22
Заключение………………………………………………………………………..23
Список литературы.
работоспособность и двигательная подготовленность.
Дети младшего школьного возраста с нарушениями слуха имеют свои отличительные особенности физического, функционального и психического развития. Эти особенности обуславливают специфику их физического развития. Среди слабослышащих и глухих детей встречаются чаще нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоская грудная клетка, крыловидные лопатки, плоскостопие. В этом же возрасте показатели физического развития глухих детей (рост, вес тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, сила мышц спины, живота и клетки) также имеют отличия от показателей слышащих детей.
Наиболее заметны у слабослышащих и глухих детей нарушения моторики. В технике выполнения циклических движений имеются отклонения: при ходьбе наблюдается шаркающая походка, а бег на полусогнутых ногах при очень малой амплитуде движений рук и незначительном наклоне туловища. Движения сами по себе лишены пластичности, действия не точные.
Развитие такого жизненно важного качества как скорость движения у глухих
детей также отстает от результатов слышащих, такого же возраста, особенно
скорость двигательной реакции и одиночного движения.
Также имеется ярко выраженное отставание развития двигательной памяти и
уменьшение сохранить равновесие как статически, так и динамически.
Недостатки в равновесии и деятельности вестибулярного анализатора приводят к приспособительным реакциям в статике и моторике. Имеются в виду дефекты: широкая постановка ног при ходьбе и беге, усиление плоскостопия, увеличение изогнутости позвоночника. Степень сохранности вестибулярного аппарата у школьников не всегда сопровождается устойчивостью равновесия. Однако ведущим и решающим фактором в регуляции чувства равновесия является состояние вестибулярного аппарата
или степень
сохранности слуха, а мышечно-
В дыхательной системе у глухих проявляются следующие отклонения: диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточность жизненной емкости легких, неумение координировать дыхание с ритмом устной речи.
В процессе физического
воспитания в школах для глухих и слабослышащих
детей, необходимо использовать устную
речь. Включение речевого материала в
содержании уроков физической культуры
положительно влияет на накопление и осмысление
словарного запаса, связанного с формированием
и совершенствованием двигательных умений
и навыков на развитие интеллекта ребенка
с нарушенным слухом.
Глава 2. Формы и методы физического воспитания.
За физическим воспитанием в школе отвечают в первую очередь
директор, школьный врач и учитель физической культуры. В штат школы входят врач-терапевт, врач-отоларинголог, медсестра. Они следят за тем, чтобы не только лечить заболевшего ребенка, но и предостерегать других от заражения.
Когда поступает ребенок в школу, на него заводят личное дело, в котором описывается анализ, собранный врачом. Здесь регистрируются сведения о развитии ребенка, о причинах глухоты нарушения слуха, о
заболеваниях, которые он перенес в различные периоды жизни. Затем производят антропометрию и исследуют состояние внутренних органов.
Особенно уделяют большое внимание слуховому анализатору. Это обследование и лечение детей проводит врач-отоларинголог.
Также ведут контроль по охране зрения детей. Врач-окулист через определенный промежуток времени производит осмотр глаз.
После того как школьники возвращаются с каникул в школу, врачи совместно с учителем физкультуры проводят медицинский осмотр. После чего дети допускаются к занятиям физической культуры и спортом.
В школе должна быть чистота, порядок и уют, что благоприятно действует на психику детей. Кроме того, каждый месяц здесь проводится санитарный день, в котором принимают участие сами ученики этой
школы.
Для укрепления здоровья и предупреждения заболеваний необходимо составить организационный режим. При этом нужно учитывать возраст детей. Для младших школьников это будет один режим, а для старшеклассников – другой. Также должны сочетаться различные виды труда и отдыха. Особое внимание в режиме дня школы уделяется деятельности во внеурочное время, где указываются часы проведения прогулок, игр и другое. Важную роль играет не только установить режим, но и убедить учащихся в необходимости его выполнения.
Вместе с режимом
деятельности учитывается режим
питания, что очень важно для развития
детей. В питание должны входить все необходимые
элементы.
Глава 3. Организация двигательного режима в специальной школе.
3.1.Гимнастика
до занятий.
Гимнастика до занятий в школе решает задачи: организует учащихся в начале учебного дня, повышает работоспособность учеников на первых
уроках, предупреждает искривление осанки. С этой гимнастики должен начинаться учебный день, она является составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы. Ее цель – оптимизировать уровень возбудимости и функциональной подвижности центральной нервной системы, воздействовать на все органы и системы организма. Наряду с этим гимнастика до занятий способствует организованному началу учебного дня.
Организация проведения включает: определение мест каждому классу и отдельному ученику на площадке и в помещении (но не в классе). Лучше всего проводить гимнастику не ниже +10°С или в хорошо проветренных коридорах.
Проводят гимнастику по классам (1 - 3, 4 - 6, 7 - 8) или с каждым классом
отдельно.
Основным положением методики являются составление комплекса, состоящего из:
– 7 упражнений динамического характера, воздействующего на все группы мышц; правильное выполнение упражнений с особым вниманием к осанке и дыханию, чего легче достичь, используя наглядность.
Комплексы должны постоянно обновляться, их характер и интенсивность
выполнения соответствовать времени года. Продолжительность не более 15 минут.
Учитель, проводивший
первый урок, должен находиться в это
время около класса, наблюдать за
порядком, правильным выполнением упражнений
и при необходимости оказывать помощь.
3.2.Физкультурные минутки и физкультурные паузы.
Цель этих двух форм – вернуть уставшему ребенку работоспособность, внимание, снять мышечное и умственное утомление, предупредить нарушение осанки.
Организация включает подготовку помещения (открытие окон, форточек) и
учащиеся для выполнения упражнений выходят из-за парт, ослабляют пояса,
воротники.
В школе проводятся физкультминутки в 1 – 8 классах, особенно уделяется
большое внимание в начальном звене, где на каждом уроке при появлении
признаков утомления проводят также мероприятия. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок.
В течение урока в младших классах учителя проводят 2 – 3 паузы.
Требования при проведении этих форм следующие:
1) упражнения не должны быть трудными для изучения;
2) упражнения должны быть комбинированными;
3) упражнения
должны легко дозироваться, не
вызывать утомления, не
упражнения, требующие сильного напряжения на силовую выносливость.
4) В основном
используют общеразвивающие
5) При подборе упражнений учитывать эффект наслоения;
6) Правильно
чередовать упражнения для
7) Если даются два упражнения для одной и той же группы мышц, то второе
упражнение или вторая часть сложного упражнения должна быть для мышц
антагонистом;
8) Необходимо
чередовать характер
9) Целесообразно
менять упражнения в
заменяя одно – два изученных и усвоенных новыми, придерживаясь основной схемы в течение 2 – 4 месяцев;
10) Желательно использовать метод слитного проведения.
Подбор упражнений
для физкультурной паузы
Физкультурная минутка: различают укороченные и полные физкультурные минутки, динамического и локального характера. Укороченная состоит из одного упражнения; 1 – 4 класс 3 – 4 упражнения, в 5 классе и старше до 5
упражнений. Дозировка: 3 – 4 раза в младшем звене, а в старшем 4 – 6 раз. В
течение дня проводят 2 – 3 раза.
Комплекс включает
упражнения для мышц рук, ног, спины.
3.3.Физические упражнения и игры на переменах.
Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности и повышения умственной работоспособности. Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности, повышению объема умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Для успешного
проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные
особенности детей и подростков. Так, для учащихся 1 – 2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры, в 3 – 4 классах проводятся командные игры и эстафеты, эффективными являются сюжетные игры. Важно помнить, что младшие школьники охотнее принимают участие в играх с небольшим количеством участников. При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.
Интерес и физические
возможности мальчиков и
значительно различаются. Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.
Игры и физические упражнения на переменах следует проводить на открытом воздухе. Игры подбираются простые или ранее известные, средней и малой интенсивности. Рекомендуется использовать командные игры, подходящие к спортивным, такие например, как «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Передал –садись», «Пионерская лапта», « В четыре стойки», а также упражнения из спортивных игр и такие спортивные игры, как например, настольный теннис, бадминтон, пионербол, волейбол, соревнования на точность броска мяча в кольцо.
Этот вид активного отдыха проводится под руководством учителей или воспитателей.
4. Организация внеклассной работы по физическому воспитанию.
4.1.
Лечебно-физическая
культура.
Организуется для школьников подготовительной медицинской группы или имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.
Основная задача ЛФК – укрепление здоровья занимающихся, повышение их
физической кондиции с целью перевода в основную группу. Занятия проводят методисты ЛФК или учитель физкультуры.
Схема построения занятий лечебной физкультурой.
Информация о работе Физическое воспитание школьников с нарушениями слуха