Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 13:42, реферат
Охрана жизни и укрепления здоровья, улучшение физического развития, функциональное совершенствование и повышение работоспособности организма ребенка, а также закаливание являются первоочередными задачами. Это обусловлено тем, что органы и функциональные системы у дошкольников еще несовершенны, слабо развиты защитные свойства организма, дети более подвержены неблагоприятным условиям внешней среды, чаще болеют. С учетом этих особенностей задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе.
В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств (честность, справедливость, чувство товарищества, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, бережное отношение к физкультурному инвентарю, ответственное выполнение поручений), а также для проявления волевых качеств (смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей, уверенность в своих силах, выдержка и др.). Важно уже в дошкольном возрасте формировать у детей понимание роли физического воспитания в подготовке к труду.
Хорошо поставленное физическое воспитание во многом способствует умственному развитию детей, так как обеспечивает оптимальные условия для нормальной деятельности нервной системы и других систем организма, что в свою очередь помогает лучшему восприятию и запоминанию.
На занятиях физическими упражнениями у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние. Это необходимо потому, что положительные эмоции благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений.
Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.
В процессе физического воспитания осуществляется подготовка к труду: у детей укрепляется здоровье, формируются двигательные навыки, развиваются физические качества, необходимые для труда; способность к быстрому овладению двигательными навыками и трудовыми операциями. Кроме того, дети овладевают трудовыми навыками, связанными с оборудованием помещения, площадки (участие в устройстве ямы с песком для прыжков, снежных валов, в заливке дорожек для скольжения, катка, в прокладывании лыжни и т. д.), с изготовлением и ремонтом простейшего физкультурного инвентаря (шитье мешочков для метания, приготовление целей для метания и т. д.), с уходом за ним (дети вытирают пыль с гимнастической стенки, скамейки, мячей, палок, обручей и др., очищают лыжи, санки, коньки от снега, велосипеды от пыли и ставят их на место).
Дети также принимают участие в непосредственной подготовке к занятиям помещения и площадки (расчищают каток от снега, поливают физкультурную площадку, собирают опавшие листья и т. д.), расставляют и собирают физкультурный инвентарь на занятиях, выносят на площадку атрибуты для игр. У детей формируются навыки по самообслуживанию (одевание, раздевание костюмов, обуви), а также по оказанию помощи воспитателю в проведении закаливающих процедур. Одновременно на занятиях физическими упражнениями у детей воспитывается уважение к труду взрослых.
Процесс
физического воспитания детей дошкольного
возраста должен строиться так, чтобы
одновременно решались оздоровительные,
образовательные и воспитательные задачи.
2. Значение моторики для развития ребенка.
Гимнастика как средство и метод физической культуры дошкольника.
К основным сенсомоторным координациям относятся: зрительно-моторная, слухомоторная, слухоречеритмическая (ритмическая).
Зрительно-моторная координация закладывает основу последующего формирования письма и чтения, включает в себя подсистемы:
1) глаз-глаз (аккомодация, конвергенция) - фокусировка на оба глаза, ясное видение;
2) глаза - голова - обеспечивает возможность движений глаз относительно головы;
3) глаза - голова-шея-туловище - полная координация, обеспечивающая механизмы поддержания статики - осанки всего тела;
4) глаза – голова – шея – туловище - руки - обеспечивает готовность ребенка к тонким движениям, письму, рисованию. Эта координация вырабатывается при плавании, ползании, лазанье, ходьбе и беге с параллельным ощупыванием и изучением различных предметов на запах, вкус, консистенцию.
Слухомоторная координация лежит в основе чтения и устной речи.
Включает следующие подсистемы:
1) источник звука вызывает у ребенка координацию поворота головы и глаз; 2) источник звука вызывает у ребенка «прислушивание» путем «включения» мышц среднего уха и ушной раковины;
3) источник звука вызывает установочные движения всего тела - принятие определенной позы;
4) источник звука вызывает формирование поведенческого движения всего тела - поиск источника звука (поиск добычи, избегание опасности в древности). Развивается с помощью локомоций и поведенческих двигательных актов в ответ на звук.
Слухоречеритмическая (ритмическая) координация обеспечивает согласование внешнего ритма движений и биоритмов организма. В основе координации лежит эмоциональная система мозга (лимбическая и ретикулярная). Позволяет ребенку освоить ритм стиха, танца, музыки, письма, чтения. Развивается в музыкально-ритмических, выразительных движениях, в ритмопластике, при освоении ритмических характеристик различных, в том числе основных, движений.
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями.
К закономерностям формирования двигательных навыков относятся: формирование навыка по стадиям (1-я стадия - формирование первоначального двигательного умения; 2-я стадия - упрочение навыка; 3-я стадия - стабилизация навыка); волнообразность как неравномерность формирования двигательного навыка имеет следующие разновидности: формирование навыка с «отрицательным ускорением», формирование навыка с «положительным ускорением», замедление в развитии навыка, задержка в развитии навыка - «плато»; перенос двигательных навыков: положительный перенос, отрицательный перенос, или интерференция; разрушение двигательного навыка при отсутствии подкрепления.
Специфика процесса обучения в сфере физического воспитания дошкольников выражена в следующих особенностях:
- в предмете изучения, которым является социальный опыт, накопленный в сфере физического воспитания. Компоненты опыта: знания, способы деятельности - двигательные умения и навыки; опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, к людям;
- в формировании систем двигательных умений и навыков;
- в развитии психофизических качеств и личности ребенка в целом.
Содержанием обучения являются разнообразные физические упражнения, подвижные и спортивные игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями ребенка.
Поэтапное выстраивание процесса обучения движениям связано с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Этапы обучения отражают формирование двигательного навыка по стадиям. Каждый этап имеет свою цель, задачи, методы: 1-й этап - начальное разучивание двигательного действия; 2-й - углубленное разучивание; 3-й этап - закрепление и совершенствование двигательного действия.
В соответствии с наиболее распространенной в физическом воспитании классификацией, построенной на способах получения знаний и умений, выделяется группа наглядных методов, группа словесных методов и группа практических методов.
К группе наглядных методов относят: показ, слуховые ориентиры, зрительные ориентиры, демонстрация наглядных пособий, методы направленного прочувствования двигательного действия (помощь, выполнение в замедленном темпе, фиксация положения тела и его частей).
Группа словесных методов: описание, объяснение, команды и распоряжения, указания, замечания, беседа, пояснения, считалки, вопросы к детям, рассказ.
Группа практических методов обучения: методы строго регламентированного упражнения (метод разучивания упражнения в целом, метод разучивания упражнения по частям); методы частично регламентированного упражнения (игровой метод, соревновательный метод, контрольный метод).
Психофизические качества - это врожденные морфофункциональные качества, отражающиеся в качественных характеристиках двигательных действий. К психофизическим качествам относятся сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость.
Сила - способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции.
Гибкость - морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата.
Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности.
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
Гимнастику как средство характеризует система специально подобранных упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся. Гимнастику как метод характеризует использование метода строго регламентированного упражнения, строгая регламентация организации деятельности занимающихся на занятиях, регламентация физической нагрузки и особенностей выполнения упражнений. Все это создает оптимальные условия для овладения новыми упражнениями, активизирует волю занимающихся, их мыслительную и двигательную деятельность; создает положительный эмоциональный фон и настрой на занятия.
Образовательно - развивающие виды включают в себя основную гимнастику (базовую), женскую гимнастику, атлетическую и профессионально направленную.
Оздоровительные виды гимнастики включают в себя гигиеническую гимнастику, вводную (гимнастика до занятий, гимнастика до работы); физкультурную минутку или физкультурную паузу; лечебную гимнастику; ритмическую гимнастику; нетрадиционные виды оздоровительной гимнастики: стретчинг (гимнастика поз), калланетика (гимнастика статических упражнений), шейпинг-система (соединение физических упражнений, питания, компьютерного тестирования), восточные оздоровительные системы гимнастики.
Спортивные виды гимнастики включают в себя гимнастику спортивную (многоборный вид), художественную (женский вид), спортивную акробатику, спортивную аэробику.
В ДОУ используется базовая гимнастика
как система физических упражнений, формирующая
у детей основные, жизненно важные двигательные
умения и навыки. Базовая гимнастика включает
в себя разновидности ходьбы и бега, прыжков,
метания, лазанья, ползания, катания и
бросания мяча, строевые и общеразвивающие
упражнения, упражнения на развитие равновесия,
на расслабление, на развитие физических
качеств ребенка. Используются оздоровительные
виды гимнастики, включающие утреннюю
гигиеническую гимнастику, ритмическую
гимнастику и лечебную. Утренняя гигиеническая
гимнастика - часть режима дня ребенка.
Проводится в виде специально составленных
комплексов, имеющих определенную последовательность
общеразвивающие упражнений, включаются
разновидности ходьбы и бега. Ритмическая
гимнастика входит в виде специально составленных
комплексов в занятия физической культурой,
выполняется под специально подобранное
музыкальное сопровождение. Лечебная
гимнастика используется как система
корригирующих и функциональных упражнений,
воздействующих на опорно-двигательный
аппарат ребенка и на органы и системы
с целью улучшения их функционирования.
3. Методы и приемы обучения ребенка двигательными навыкам и умениям: наглядные, словесные, практические. Специфика процесса обучения двигательным действиям.
Эффективность формирования двигательных навыков во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Различают три группы методов: наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы: К этой группе методов относятся показ физических упражнений, использование наглядных пособий (рисунки, фотографии, кинограммы, диафильмы, кинофильмы, кинокольцовки), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, помощи.