Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

     Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.

           1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.

           1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.

           1.3. Психолого-физиологические  особенности младших школьников  для формирования бережного отношения  к природе на уроках естествознания.

           Выводы по первой главе

     Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.

           1конспект урока «Как устроено растение?»

           2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»

           3 конспект урока «Дикие животные зимой»

           Выводы по второй главе

     Заключение 

     Список  литературы  

 

      Введение

     О необходимости формирования бережного отношения к природе на уроках школьного естествознания еще в XIX веке писали русские педагоги Ястребцов, Сальцман, Симашко; известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: “Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям”. К такому же мнению в начале XX века пришел и известный педагог Стенли Холл. [5]

     Одну  из наиболее серьезных работ обсуждению такого сложного и таинственного  понятия как бережное отношение к природе посвятил известный российский педагог и деятель охраны природы Б.Е. Райков еще в 1915 году. По его мнению, бережное отношение к природе является “отвлеченным чувствованием собирательного характера”. В него входят разнообразные и сложные переживания, как:

     “1. Наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления;

     2. Удивление перед разнообразием  форм и явлений в природе,  интерес перед новым, незнакомым, проистекающее отсюда стремление  узнать, понять, объяснить наслаждение  от успеха самостоятельных попыток  и достижений в этой области;

     3. Преклонение перед величием природы,  ее возвышенной красотой, необъятностью,  переходящее в чувство умиления, сознания собственного ничтожества,  скоротечности нашего бытия перед  лицом вечности, священный трепет  перед бесконечностью” [6].

     Под бережным отношением (влечением, приверженностью, страстью) к природе можно подразумевать сложную смесь неподвластных волевому регулированию этических, эстетических, религиозных чувствований, имеющих заинтересованный характер и основанных на восхищении и наслаждении красотой природы, симпатии, преклонении и благоговении перед ней и т.п. Бережное отношение к природе вызывает альтруистические и одновременно эгоистические мотивации быть рядом с объектом любви, смотреть на него, обладать им или защищать его.

     Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Это происходит от того, что школа всегда очень мало уделяла внимания экологическому просвещению и воспитанию учащихся. Это привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. 
                   Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического просвещения населения. Далеко не каждый человек имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом: под воздействием обыденных впечатлений или из сообщений средств массовой информации. Разрозненные сведения не дают возможности человеку выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Наша задача - обеспечить системный характер экологического просвещения младших школьников. 
                      Период начальной школы в жизни ребенка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, т.к. вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план, без этого не возможна жизнь человека. 
                        Для формирования у подрастающего поколения основ экологической культуры, в качестве осознанной личностью и обществом необходимостью ответственно относиться к природе и окружающей среде, к собственному здоровью и здоровью других людей, в соответствии с правовыми и нравственными нормами, принятыми в обществе и формируемыми целенаправленно в течение жизни и деятельности поколений, в образовательных учреждениях Российской Федерации, осуществляется экологическое просвещение и образование, как неотъемлемая составляющая системы образования.

     История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную проблему, к которой привело безответственное отношение к ней. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать детей бережному отношению к природе с раннего возраста. Приобретённые ребёнком знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики будут бережно относиться к природе, что может положительно повлиять на природную среду в нашем крае и в стране.

     Но  чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения  и загрязнения, а животный и растительный мир от исчезновения, надо знать  природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Поэтому так важно, чтобы дети, начиная с раннего возраста, становились защитниками одной из основных ценностей человека – природы. Чем раньше начнётся работа по воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. В эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту вокруг себя. Ребёнок должен понять, что состояние природы зависит не только от всех, но и от каждого человека в отдельности, от того, насколько каждый внесёт свой вклад в дело охраны природы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

     Широко  известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и сильные.

     Познание  человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного  развития. В советское время идею использования природы как средства всестороннего воспитания развивали  Н.К. Крупская,.И. Тихеева, Э.И. Залкинд, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова и многие другие педагоги.

     Большое наследие в области воспитания ребёнка  природой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он считал, что взаимодействие подрастающего  поколения с природой имеет большой педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его видеть, без соответствующей внутренней активности, он так и остаётся потенциалом.

     Таким образом, складывается противоречие между  необходимостью воспитания бережного отношения к природе и практическим состоянием педагогической деятельности в этом направлении, что определило выбор темы: «Воспитание бережному отношению к природе младших школьников».

     Проблема  исследования: каковы наиболее эффективные педагогические условия формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.

     Объект  исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.

     Предмет исследования: урок естествознания как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.

     Цель  исследования: теоретически обосновать эффективность использования урока естествознания как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.

     Гипотеза: формирование бережного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если:

     - соблюдаются психолого-физиологические особенности младших школьников;

     - используются различные виды  уроков и соблюдаются требования  к их проведению;

     Задачи  исследования:

     1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую  литературу по проблеме исследования.

     2. Выявить психолого-физиологические  особенности младших школьников  для воспитания бережного отношения  к природе.

     3. Выявить и охарактеризовать возможные виды уроков по естествознанию.

     4.Разработать уроки, на которых формируется бережное отношение к природе.

     Методы:  Теоретические - анализ, синтез, обобщение;

     Эмпирические  – изучение опыта педагогической деятельности.

     Практическая  значимость: данная работа будет полезна в педагогической деятельности учителей, при разработке уроков естествознания и дальнейшем их проведении.

     Структура работы:

     введение

     глава 1

     выводы  по первой главе

     глава 2

     выводы  по второй главе

     заключение

     список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.

     1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.

     Острота современных экологических проблем  выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой  задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.[22]

     В системе подготовки молодого поколения  к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным  ресурсам важное место принадлежит  начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.[7]

     Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

     Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания у младших школьников бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа и среда - необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.

Информация о работе Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания