Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Словосочетание как единица синтаксиса……………………………6

2.Особенности овладения грамматическим строем речи

в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11

3. Основные направления формирования грамматического

строя речи…………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………26

Список использованной литературы……………………………………28

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.doc

— 126.00 Кб (Скачать)
 
 
 

     Теоретическое обоснование проблемы: «Формирование  грамматического строя речи у  детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      План: 

Введение…………………………………………………………………..3

1. Словосочетание  как  единица синтаксиса……………………………6

2.Особенности овладения грамматическим строем речи

    в онтогенезе и при дизонтогенезе……………………………………..11

3. Основные  направления формирования грамматического 

строя речи…………………………………………………………………18

Выводы……………………………………………………………………26

Список  использованной литературы……………………………………28

 

      Введение 

     С учетом постоянного увеличения числа  дошкольников с общим недоразвитием  речи проблема формирования у них  лексико – грамматических средств  речи занимает важнейшее место в  современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. [8;с26]

     Известно, что благодаря зонам, которые  составлены третичными полями коры мозга, уровень которых обозначается, как  языковой,  ребенок овладевает сложно-построенной  речью, чтением, письмом, понимает переносные значения слов, синонимы, метафоры, юмор. Часть нервных клеток символического уровня созревает поздно, в старшем дошкольном возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них невозможно сознательное овладение сложными текстами, грамматическими правилами, орфографией. За словарь ответственны височные доли вначале обоих полушарий, а затем все более и более - левого. За усвоение и использование морфологических правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива заднелобных долей мозга, преимущественно в левом полушарии. [5; с8]

     Сегодня достаточно полно представлен анализ особенностей овладения лексическим  и грамматическими компонентами оформления речевого высказывания при  общем недоразвитии речи (ОНР).

     Разработкой данной проблемы занимались такие специалисты  как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И. (1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.

     Вместе  с тем, поиск наиболее эффективных  путей преодоления данного нарушения  делает необходимым тщательный анализ механизмов становления данных языковых операций, [4;с26] что и обосновывает актуальность исследования.

     В данной работе при изучении грамматического  строя речи наибольшее внимание нами будет уделено синтаксису, а в частности, выявление характера сформированности умения составлять словосочетания у детей с общим недоразвитием речи. Становится необходимой разработка теоретического обоснования включения в логопедическую работу разделов, содержание которых направлено на развитие осознанных навыков и умений  использования слов в составе словосочетания и предложения. [8; с. 58]

     Цель: Выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования грамматического строя речи (умения образовывать словосочетания).

       Объект: Процесс овладения грамматическим строем речи детьми с общим недоразвитием речи  III уровня.

     Предмет: Методы и приемы формирования грамматического строя речи (словосочетаниями) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

       Задачи:

     1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и лингвистическую литературу по проблеме  исследования.

     2. Рассмотреть подходы различных  исследователей  к определению  сущности словосочетания.

     3. Определить закономерности и  специфику овладения грамматическим  строем речи детьми в норме и при ОНР.

     4. Наметить методику обследования  умений образовывать  словосочетания детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

     Гипотеза: Формирование умения составлять словосочетания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня  будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

     1. Учет структуры дефекта.

     2. Учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников.

     3. Целенаправленность, систематичность,  последовательное  усложнение работы по формированию грамматического строя речи.

     4.  Разнообразие используемых методов  и приемов по формированию  умений составлять  словосочетания.

     На  данном этапе нами использовался  такой метод исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования.

 

      1.Словосочетание  как единица   синтаксиса 

     Существует  несколько определений словосочетаний, предложенных различными авторами. Так, согласно, определению М.Р. Львова,  словосочетание  - лексико – грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия.

     Словосочетание - такое соединение слов, которое  образует грамматическое единство, обнаруживаемое зависимостью одних из этих слов от других. .[ 15; с 274]

     Словосочетание  – это непредикативное  соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое  служит для расчлененного обозначения  сложного явления действительности.  [17; с.281]

     Таким образом, можно заметить, что в отличие от первых двух определений словосочетания, в этом определении происходит уточнение о количестве слов в словосочетании, объединение которых основано на  подчинительной связи.

     Различаются словосочетания  синтаксические и  словосочетания фразеологические. Первые  изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. [13; с284]

     В учебнике Шанского Н.М., Иванова И.И. [24; с 64] дается следующее определение: «словосочетание – это  грамматическое и смысловое объединение на основе подчинительной непредикативной связи знаменательных слов. Между  ними имеются атрибутивные, объектные или обстоятельственные синтаксические отношения. Кроме них отмечаются еще субъектные и комплетивные отношения.»

     В данном определении делается акцент на смысловое объединение слов и отношения в словосочетании (атрибутивные, объектные и обстоятельственные).

     Атрибутивные  отношения  есть в том словосочетании, в котором главное слово обозначает предмет, а зависимое – признак  этого предмета. Признак предмета чаще всего выражается прилагательным, а предмет может быть существительным, местоимением, причастием и наречием : смелый воин, каждый миг , оперирующий врач, удар наотмашь и т.д.

     Объектные синтаксические отношения - это те отношения, где зависимое слово обозначает предмет, на который переходит действие либо к которому направлено, адресовано действие, состояние, признак названный главным словом. Словосочетания с объективными отношениями  между компонентами представлены двумя семантическими моделями:

     1. действие и предмет или лицо, по отношению к которому  оно проявляется : печатать книгу, приобретение пособий, рассказы о подвигах;

     2. признак и предмет или лицо, по отношению к которому оно отправляется : склонность к анализу, крепче стали, слегка сладкий.

     Обстоятельственные  синтаксические отношения имеются в тех словосочетаниях, в которых зависимое слово обозначает качество, образ, способ действия, степень либо меру действия или признака, место, время, причину, цель, условие действия, состояния или проявления признака они представлены:

     1. моделью с определительно-обстоятельственными  отношениями действие или признак  и его качественная либо количественная  характеристика: громко петь , одеваться со вкусом, говорить тихим голосом , много знать ;

     2. моделями с собственно обстоятельственными отношениями – действие или признак место его проявления : бежать по тропинке;  действие или признак и время его проявления  прийти своевременно, всегда добрый;  действия и цель его проявления: отсутствовать по болезни;  действие и цель его проявления: поехать учится;  действие и условие его проявления : работать при любой погоде ; действие условие, вопреки которому оно совершается : поступит вопреки ожиданиям.

     При выделении в предложении словосочетаний  с обстоятельственными отношениями  следует учитывать, что большинство из них формируется  на основе факультативных  связей , а зависимость одного компонента от другого проявляется, а зависимость одного компонента  от другого проявляется как правило , на основе внешнего соположения  и закрепленного порядка слов . [23;с. 458] .

     Субъективные  отношения  свойственны словосочетаниям, в которых грамматически  господствующее слово называет действие или состояние, а зависимое – субъект действия или носителя действия: рассказ преподавателя, доброта матери. Основанием для выделения словосочетаний  с такими отношениями в отдельную группу является то, что они соотносительны  не с глагольными, а с предикативными  сочетаниями:  их зависимая словоформа  может быть преобразована в независимую именительную  предикативную основу.

     Комплетивные  отношения характерны для словосочетаний с максимальной степенью спаянности компонентов. В большинстве случаев  такие единицы выступают как  синтаксически нечленимые словосочетания, так как главный компонент  в виду его смысловой недостаточности или неопределенности  не может, употребляется  без распространителя в строго определенной форме : стая уток, стакан воды, стать героем . [19; с. 179] .

     На  основу грамматического значения словосочетания довольно часто наслаивается  дополнительное значение. Так определительные отношения в словосочетаниях, образуемых конкретно – предметами существительными  с зависимыми несогласуемыми словосочетаниями,  осложняется объективными или обстоятельственными оттенками значений. И наоборот, объективные или обстоятельственные отношения в словосочетаниях, образованные отглагольными существительными, под влиянием их предметного значения осложняются определительными отношениями. . [18; с.284 ]

     Словосочетания  как речевые образования и  как лежащие в их основе единицы языка – структурные системы – по характеру синтаксической связи делятся на два типа сочинительные и подчинительные. [23;  с. 276]

     Сочинительные  словосочетания  представляют собой  соединения однофункциональных форм слов на основе сочинительной связи. Их общая формула – форма слова и однофункциональная  ей и связанная с ней сочинительной связью форма другого слова.

     Подчинительные  словосочетания  представляют собой  основанные на подчинительной связи  соединения слова  ( главный  компонент ).

     С определенной формой слова (зависимый компонент). Общая формула подчинительных словосочетаний – слово и связанная с ним  подчинительной связью форма другого слова . [17; с. 410 ]

     В предложении используются оба вида связи -  сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинительная связь. Розенталь Д.Э., МаловицкийЛ.Я., Валгина Н.С., Шахматов А.А. и Шанский Н.М. выделяют следующие виды подчинительной связи : согласование, управление и примыкание.[ 15; с289 ]

     Согласование  – это такая связь, при которой  формы зависимого   имени прилагательного или другого слова, совпадающего по форме с прилагательным, реже – имени существительного уподобляются формам главного слова. При согласовании связь выражается окончаниями: бессмертный подвиг, бессмертная идея. Изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова: бессмертного подвига, бессмертному подвигу, бессмертным подвигом.

     Согласование  бывает двух видов полное и неполное.

     Полное  согласование – это такая связь, при которой все возможности  уподобления форм одного слова формам другого слова исчерпаны. ( глубокое ущелье, город- новостройка). Подчинительное слово подчиняет все формы подчиняющего слова . [ 16; с.301]

Информация о работе Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня