Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Познание окружающего мира осуществляется в сфере науки и искусства. Каждая из этих форм познания имеет свои особенности, методы восприятия действительности и выражения, задачи, историю.
Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью формирования эстетической культуры личности.

Работа содержит 1 файл

кр крупенина.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

Муниципальное образовательное учреждение

 дополнительного  профессионального образования 

(повышение  квалификации) специалистов 
"Информационный учебно-методический центр"
 
 
 

Контрольная работа на тему: 

«Формирование интереса к познанию окружающего мира

через искусство» 
 
 
 

                Выполнил: учитель нач. классов

                       МОУ ДНОШ № 11

                    Крупенина Н.М. 

                Проверил: Илюхина С.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Дмитров, 2011

 

Познание  окружающего мира осуществляется в  сфере науки и искусства. Каждая из этих форм познания имеет свои особенности, методы восприятия действительности и выражения, задачи, историю. 

Искусство  – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Приобщение к нему является частью  формирования  эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе  познания   искусства .  Искусство  окружает человека с момента рождения и вводит его в  окружающий   мир   через   системы художественных образов, произведений. Каждый  вид  искусства  имеет свои специфические средства выразительности, которые способствуют образному  познанию  ребенком  окружающего   мира   через  разнообразие форм, цветов, звуков. Внутренний  мир  ребенка ярко представляется в художественных произведениях, созданных им самим. В процессе освоения  искусства  развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам красоты. Произведения  искусства  несут радость  познания , открытия, вызывают чувства наслаждения прекрасным. Обучение различным видам художественной  деятельности дарит впоследствии детям радость творчества, формирует  интерес  к  искусству , который сохраняется на протяжении всей жизни человека и служит одной из основ духовного развития личности.

        Учитывая особенности искусства  (тяготение разных видов искусства  к взаимосвязи), важно использовать  интегрированный подход к изучению  искусства дошкольниками. Полноценное восприятие и понимание искусства детьми достигается при условии целенаправленного знакомства с искусством как результатом творческой деятельности. Художественное воспитание является частью эстетического воспитания. Оно неотрывно связано с задачами эстетического воспитания, всестороннего развития ребенка. Знакомство с каждым видом искусства предполагает знание истории искусства в целом, особенностей языка искусства (средств выразительности, материалов), форм его произведения.

        Таким образом, осуществляется  знакомство детей с каждым  видом искусства и одновременно  раскрывается их взаимосвязь,  взаимодействие.

       Выделяется народное, профессиональное, самодеятельное искусство. Детям  дошкольного возраста доступно  восприятие и освоение народного искусства во всем его многообразии, причем должен учитываться региональный, национальный аспекты. В первую очередь  осуществляется знакомсто с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни (в быту, на улице). Важным фактором творческого развития является семья, ее традиции. Желательно еще в дошкольном возрасте дать детям возможность попробовать свои силы в работе с разными материалами (глина, дерево, ткань, шерсть, бисер и т.д.), а также в различных видах художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, театрализованной, игровой).

       Знакомство с профессиональным   искусством  предполагает определенный уровень психического, интеллектуального и эстетического развития и вместе с тем способствует этому развитию. Ребенку среднего возраста и старшего дошкольного возраста уже должно быть доступно понимание терминов, понятий, истории  искусства , средств выразительности, а также непосредственного восприятия произведений  искусства  (всевозможных выставок, театральных спектаклей).

        Важным элементом знакомства  с  искусством  являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений. Выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения.

         Сообразно концепции эстетического воспитания  искусство  в педагогическом процессе используется в трех направлениях: в эстетическом оформлении развивающей среды детского учреждения, в котором протекает жизнь и деятельность детей; в ознакомлении детей с произведениями  искусства  как явлением отечественной и мировой художественной культуры; в развитии художественного творчества и способностей детей.

            Искусство  занимает особое место среди других эстетических ценностей и предстаёт перед воспринимающими его людьми в виде художественных произведений, созданных живописцами, скульпторами, писателями, музыкантами – всеми художниками в различные периоды исторического развития общества. Оно несёт в себе отражение как существующих, так и давно исчезнувших вещей, явлений природы и людей, сохраняет их образы для новых поколений.  Искусство  расширяет социальный опыт человека, его взаимодействие с природой и обществом, другими людьми. В этом проявляется коммуникативная функция  искусства . Оно способствует также  познанию   окружающего   мира   через  художественные образы в живописи, графике, скульптуре, архитектуре. В процессе обучения, образования детей возрастает просветительская роль  искусства .. Изобразительное искусство обладает своим «языком», который помогает художнику выразить свои мысли, чувства, своё отношение к действительности. Образы искусства, благодаря знанию «языка», воспринимаются ярко, живо, формируются чувства, вызывают эмоциональное отношение к событиям и явлениям, помогают глубже воспринимать  окружающую  действительность.

         Приобщение к изобразительному искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства, увидеть разницу между реальностью и её изображением.  Необходимо активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства, учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных видов и жанров.

     По  данным исследователей, при восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового жанра и меньше натюрморт и пейзаж. Сюжетная картина привлекает детей интересным, увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на эстетические стороны картины. Натюрморты и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом. В картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к миру животных. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие. Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные художником, видеть в них средства характеристики образа. Необходимым условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям.

                Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит  формирование  у детей начальных суждений, эстетической оценки. В заключение следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного  искусства  всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

          Искусство  не только доставляет эстетическое наслаждение, оно приобщает к одному из самых сложных  искусств , которым необходимо овладеть каждому - это  искусство  видеть  мир .  Искусство  помогает глубже познать  окружающий   мир , ярче чувствовать и больше замечать. Таким образом,  искусство  является особой формой  познания  и воспитании.

Информация о работе Формирование интереса к познанию окружающего мира через искусство