Формирование исследовательских умений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 18:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере темы «Деревообработка» в 5-ом классе.
Объектом исследования учебно-воспитательный процесс по технологии.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии
1.1 Психолого-педагогический анализ понятий «умение» и «навык»
1.2. Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика формирования практических умений и навыков по деревообработке в условиях неполной комплектации столярной мастерской оборудованием
2.1. Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
2.2. Организация практической деятельности учащихся в столярной мастерской
2.3. Этапы формирования умений и навыков ручной обработки древесины в 5 классе
2.4. Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по второй главе
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

дипломная.docx

— 56.04 Кб (Скачать)

  Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

  Определения

  • Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарёва, А.М. Новиков, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин)
  • Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Пед. энц. М.- 1968 г. — с.362)
  • Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад)
  • Отдельная деятельность, направленная на достижение определенной цели (В.В. Давыдов, К.К. Платонов)
  • Качество личности (О.А. Абдуллина)
  • В целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели (Р.С. Немов)

Умение - владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. (Общая психология. Словарь)

Приобретение  умений человеком

В младенческом (ясельном) возрасте (0-3 года) ребенок учится смотреть, издавать звуки, делать движения, ходить, питаться из соски.

В детсадовском возрасте (3-5 лет) ребенок учится разговаривать, играть, рисовать, есть, одеваться, умываться и многое другое.

В школьном возрасте (6-17 лет) ребенок взрослеет и становится подростком. Учится спорту[источник не указан 328 дней], общению, письму, основам многих наук, ответственности за свои поступки.

В возрасте (18-25 лет) бывший подросток становится взрослым человеком, идет на работу, продолжает учебу в институте, университете и/или служит в армии. Учится выполнять практическую деятельность, углубляет свои знания. 

Вы уже  знаете, что умения формируются в  практической деятельности человека на основе знаний. Отсутствие знаний мешает человеку включаться в деятельность, успешно ее осуществлять.

Умениям присущи  следующие качества: гибкость —  человек может действовать в  различных ситуациях и условиях, используя данное умение; прочность, стойкость — данным умением человек  пользуется в течение определенного  времени, сохраняя необходимую точность, ритм и темп работы.

Умения бывают частные (конкретные) и общие (обобщенные).

Частные (конкретные) умения связаны только с конкретным (определенным) способом действия, относятся  только к определенному, случаю, применяются  только в данной ситуации.

Ученик знает  какое-то правило, умеет его применить  и не делает ошибок на данное правило  — это частное умение, его нельзя распространить на другие случаи.

Выработка частных умений бывает необходима потому, что на этой основе в дальнейшем будут формироваться более сложные умения, сложные действия. У школьника часто нельзя выработать сложных умений, если он не овладел простыми действиями, частными умениями (в трудовой деятельности, в спорте, в учебной деятельности). Овладев частными действиями, частными умениями, школьник начинает работать четко, уверенно и быстрее овладевает сложными действиями и умениями.

Учителю необходимо формировать частные умения у  учащихся в их учебной и трудовой деятельности, но школьников необходимо учить и приучать в нужных случаях, где это оказывается возможным  и целесообразным, частные умения применять в различных ситуациях, включать их в общие умения. Ограниченность учебной деятельности лишь частными умениями замедляет умственное развитие ученика и усложняет его учебную  деятельность.

В практике учебной работы в начальных классах  школы нередко можно наблюдать  такое явление. Ученик выработал  умение писать четко и красиво  только на уроках русского языка. В  самостоятельных работах без  контроля учителя, когда учащийся пишет  «для себя», он пишет грязно, плохо. Следовательно, это умение применяется  только в частном случае и не распространяется на другие.

Итак частные умения необходимы в учебной деятельности и учитель должен вооружать школьников частными умениями, но там, где это нужно и целесообразно, важно частные умения сочетать с общими.

Общие умения также формируются в процессе учебной и трудовой деятельности школьника. Учитель вырабатывает у  детей определенные умения и учит их применять и использовать данные умения в различных ситуациях, там, где нужно и целесообразно. В  дальнейшей работе ученики уже самостоятельно используют в своей деятельности обобщенные умения.( Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология"Пособие для педагогических училищ (школьных).М., «Просвещение», 1965) 

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ НЕДОСТАТОЧНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ МАСТЕРСКИХ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  основы формирования практических умений и навыков при обучении технологии

1.1 Психолого-педагогический  анализ понятий «умение» и  «навык»

1.2. Процесс  формирования практических умений  и навыков на уроках технологии

Выводы по первой главе

Глава 2. Методика формирования практических умений и  навыков по деревообработке в  условиях неполной комплектации столярной  мастерской оборудованием

2.1. Анализ  учебных программ и методической  литературы по изучению тем  деревообработки в 5 классе

2.2. Организация  практической деятельности учащихся  в столярной мастерской

2.3. Этапы  формирования умений и навыков  ручной обработки древесины в  5 классе

2.4. Анализ  результатов педагогического эксперимента

Выводы по второй главе

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Формирование  и закрепление трудовых умений, обобщение  опыта работы школ и специальных  психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников.

Успех занятий  трудового обучения во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это - один из наиболее болезненных факторов организации  обучения технологии.

Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной  школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной  организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации учащихся, является органической частью системы более высокого порядка  учебно-материальной базы школы.

Актуальность  выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в решении  проблемы формирования практических умений учащихся согласно требованиям общеобразовательного стандарта по технологии в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием  и инструментами.

Цель исследования - разработать методические приемы организации практической деятельности учащихся в условиях недостаточной  материальной базы мастерских на примере  темы «Деревообработка» в 5-ом классе.

Объектом  исследования учебно-воспитательный процесс  по технологии.

Предмет исследования - методика формирования практических умений у учащихся на уроках технологии.

Гипотеза  исследования состоит в следующем:

приемы разделения трудовых операций учащихся в условиях неполной комплектации мастерских оборудованием  обеспечат формирование практических умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта  общего образования.

В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:

- провести  анализ педагогической и учебно-методической  литературы;

- изучить  опыт работы учителей;

- разработать  план-конспекты уроков;

- провести  педагогический эксперимент и  проанализировать результаты эксперимента.

Для осуществления  поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ  содержания программ, учебников,  методических пособий по педагогике, психологии и технологии;

- наблюдение  практической деятельности учащихся  во время проведения практических  занятий;

- эксперимент  по практической деятельности  учащихся.

Этапы исследования. На первом этапе изучены теоретические  основы организации практической работы. На втором этапе разрабатывались  конспекты и тематическое планирование практических занятий. Проведение педагогического  эксперимента и анализ его результатов  составляло содержание третьего этапа.

Научная новизна  заключается в разработке рекомендаций по проведению занятий по формированию практических умений и навыков при  неполной комплектации школьных мастерских.

Теоретическая значимость исследования заключается  в обосновании видов практической деятельности, направленных на формирование практических умений и навыков.

Практическая  значимость определяется возможностью применения разработанных дидактических  материалов в профессиональной деятельности педагога.

Структура дипломной работы: работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы формирования практических умений и навыков  при обучении технологии

1.1 Психолого-педагогический  анализ понятий  «умение» и «навык»

Проблема  формирования умений у школьников очень  давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений учащихся, их умственное развитие. Для усвоения учениками определенных знаний и навыков он предложил четыре ступени обучения: первоначальное наглядное ознакомление учеников с материалом, усвоение связи новых представлений со старыми в процессе беседы, связное изложение учителем материала, выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.

Проблемой формирования умений занимались такие  известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н. Ф., Хуторской  А. В., Фридман Л. М. и др. [9,14,19,20].

Фридман Л. М. определяет умение как способность  к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно [19].

Климов Е. А. определяет умения как системные  образования, устойчивые целостности  в структуре деятельности субъекта, включающие тактики и стратегии  ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки  деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении  профессиональных или жизненных  задач. Он считает, что ошибочно сводить  умения только к исполнительной стороне  поведения и недооценивать познавательную и мотивационную основу, которую  обеспечивает это поведение [5].

Педагоги  и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений.

Двигательные

Включает  в себя разнообразные движения, сложные  и простые, составляющие внешние  моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена  на основе этих умений.

Многократное  выполнение действия, систематические  упражнения с коррекцией неточностей, их осмысливанием, исправлением ошибок в повторных попытках.

Информация о работе Формирование исследовательских умений