Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:32, аттестационная работа

Описание работы

Проект рассчитан на дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), достигших 6-летнего возраста.
Среди детей моей подготовительной логопедической группы есть такие воспитанники, которые посещают детский сад один, два и даже три года. Однако здесь же есть дети, не получавшие ранее логопедической помощи и принятые в группу по направлению медико-педагогической комиссии на один учебный год.

Содержание

Пояснительная записка: ……………………………………
1) Паспорт проекта: ………………………………………………….
сведения о детях, на которых рассчитаны предоставляемые материалы; ……………………………….................................
объём в часах, продолжительность курса; …………………..
сведения об апробации проекта ………………………………
2) Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны. ……………………………………………………………
3) Цель и задачи проекта. …………………………………………
Теоретическое обоснование проекта. ……………………..
1) Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе проекта, их обоснование. ……………………………………………
2) Характеристика возрастных психологических особенностей детей, на обучение которых направлен данный проект. …………..
3. Содержательный модуль. …………………………………..
1) Разделы, темы, содержание тем. …………………………………
2) Перечень основных изучаемых / формируемых понятий (словарь). ……………………………………………………………..
3) Отражение видов деятельности …………………………………
4) Отражение дифференциации, индивидуализации обучения. …..
5) Отражение межпредметных связей. ……………………………..
6) Список литературы, рекомендуемой для педагогов. …………...
4. Методический модуль. …………………………………………
1) Описание методики (технологии) логопедической работы……………………………………………………………. …...
2) Ожидаемые педагогические результаты. Критерии их оценки. Требования к уровню знаний и умений, получаемых в результате обучения. ……………………………………………………………..
3) Мониторинг, система обратной связи, отслеживания результатов обучения. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля. ………………………………………………….
4) Результаты работы. …………………

Работа содержит 1 файл

КОПИЯ ПРОЕТА НАДООО.docx

— 120.48 Кб (Скачать)
 
 

2) Перечень основных  понятий.

     Недоразвитие  речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

     Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов.

     Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие общее недоразвитие речи предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрия и т. д.

     Грамматический  строй речи – это вся морфологическая система языка и синтаксическая структура предложения.

     Лексический строй речи – подразумевает под собой структуру значения слова.

     Симптом нарушения речи это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

     При устранении речевых нарушений используются понятия: логопедическое воздействие», «коррекция», «компенсация», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение»  и др.

     Логопедическое  воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.

     Коррекция нарушений речи это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).

     Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

     Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

     Дислалия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

     Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физеологическими дефектами речевого аппарата.

     Сопряженная речь – одновременное совместное произнесение двумя или более лицами слов или фраз.

     Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

     Фонематический  анализ и синтез – умственное действие по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

     Фонематическое  восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

     Фонематический  слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различия и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

     Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка. 
 

3) Отражение видов деятельности, используемых для реализации проблемы: «Совершенствование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР через систему развивающих игр». 

Месяц № недели Лексичес

кая тема

Граммати

ческая  тема

Элементы  содержания образования Система

развивающих  игр

сентябрь 1  
 
 
Д   И   А   Г   Н   О   С   Т   И   К   А
2
3  
 
«Лето»
 
«Развитие высших психических функций»
1-Повторить  названия летних месяцев,

-Наблюдения  за изменениями в природе в  летнее время года;

2-Развивать речевое  внимание и память детей;

3-Продолжать  учить при ответе на вопрос  строить полные и четкие предложения.

  1. «Кто внимательнее»
  2. «Я начну, а вы продолжите»
  3. «Кто скажет по-другому»
  4. «Угадай, о ком я расскажу»
  5. «Сравни картинки»
  6. «Кто больше заметит»
  7. «Букет цветов»
  8. «На что похоже?»
  9. «Какое слово заблудилось?»
4  
 
«Овощи»
«Составление 4-словных  предложений с введением одного определения» 1-Повторить  когда собирают урожай, где растут  овощи, их польза;

2-Учить детей  подбирать к предмету точное  определение,

-продолжать  учить подсчету количества слов  в предложении;

3-Составление  4-словных предложений с введением  одного определения.

  1. «Подбери слово»
  2. «Как слова дружат»
  3. «Деформированный текст»
  4. «Эрудит»
  5. «Скажи какой»
  6. «Что вы видите вокруг»
  7. «Отгадай кличку»
  8. «Исправьте Незнайкины ошибки»
  9. «Заготовки на зиму»
 
 
 
октябрь 1  
 
«Фрукты»
 
«Сложносочиненное предложение с союзом А»
1-Уточнить с  детьми, где растут фрукты, в чем  их польза,

2-Уточнить понятия:  слово, предложение, действие,

-Активизировать  словарь детей;

3-Учить детей  составлять сложное предложение  с опорой на зрительные символы.

  1. «Деформированный  текст»
  2. «Собери картинки»
  3. «Угадай, о ком я скажу»
  4. «Снежинки»
  5. «На что похоже?»
  6. «На выставке»
  7. «Рисуем картину словами»
  8. «Заготовки на зиму»
2  
 
«Ягоды, грибы. Лес»
 
«Предлоги В, НА, ПОД»
1-Повторить  названия грибов и ягод, животных  и птиц, обсудить их пользу  лесу, особенности;

2-Уточнить пространственные  отношения, выраженные предлогами  В,НА,ПОД;

-Учить детей  составлять предложения по двум  опорным словам с включением  предлога.

  1. «Рисуем картину  словами»
  2. «На выставке»
  3. «Путаница»
  4. «Солнце….,а трава….»
  5. «Я начну, а вы продолжите»
  6. «Игра с мячом»
  7. «Придумай предложение»
  8. «Подбери сравнения»
  9. «Дятел на дубе сидит»
  10. «Мы - эрудиты»
3  
 
«Осень. Деревья»
 
«Дательный  падеж множественно го числа существитель-

ных»

1-Уточнение  представлений о строении его  тела и назначении отдельных  частей чела. Необходимые правила  гигиены тела;

2- Учить образовывать  существительные в дательном  падеже множественного числа,  согласовывая их с глаголами.

  1. «Найди  предлог»
  2. «Подставь картинку»
  3. «Сделай правильно»
  4. «Различай предлоги»
  5. «Правильно подними карточку»
  6. «Скажи наоборот»
  7. «Машина едет по дороге»
  8. «Игра в поезд»
  9. «Что в чем?»
  10. «Прогулка в лес»
4  
 
«Перелетные птицы»
 
 
«Работа над фразой»
1-Повторить  названия птиц, улетающих в теплые  края, сроки отлета и прилета  птиц, их повадки и жилье;

2-Обогащение  лексики синонимами и родственными словами.

  1. «Доктор Айболит»
  2. «Подбери карточку»
  3. «Добавь слова»
  4. «Куда подъехать?»
  5. «Скажи наоборот»
  6. «Как Вова гулял»
  7. «Прогулка на велосипеде»
  8. «Ошибка»
  9. «Что забыл нарисовать художник?»
ноябрь 1  
 
«Части  тела»
«Творительный падеж множественно го числа существительных» 1-Уточнить с  детьми назначение и детали  одежды, обуви, головных уборов, их  взаимосвязь с временами года;

2-Учить детей  согласовывать существительные  в творительном

падеже множественного числа с глаголом.

  1. «В зоопарке»
  2. «Кто чем питается?»
  3. «Угадай, кем он работает?»
  4. «Скажи, что ты любишь?»
  5. «Что чем делают?»
  6. «Эрудит»
  7. «Угадай, что изменилось»
  8. «Ателье»
  9. «Заботливые дети»
2  
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Глаголы совершенного и несовершенно го вида» 1-Уточнить назначение  посуды, из чего она сделана,  где ее хранят;

2-Учить детей  образовывать глаголы совершенного  вида от глаголов несовершенного  вида с помощью приставок.

  1. «Назови законченное  действие»
  2. «Подбери картинку»
  3. «Будь внимателен»
  4. «Кто что умеет делать?»
  5. «Найди другое слово»
  6. «Какое слово заблудилось?»
  7. «Чьи это вещи?»
  8. «Что наденем на прогулку?»
3  
 
«Посуда»
«Несклоняемые существитель-

ные»

1-Повторить  виды мебели, ее назначение;

2-Упражнять детей  в употреблении несклоняемых  существительных в различных  падежных конструкциях.

  1. «Подбери  картинку»
  2. «Договори словечко»
  3. «Посмотри и скажи»
  4. «Что не так?»
  5. «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая»
  6. «Моё желание»
  7. «В ресторане»
  8. «Их чего мы едим?»
4 «Мебель» «Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существитель-

ными»

1-Повторить  виды мебели, ее назначение;

2- Учить детей  согласовывать местоимения и  существительные в роде и числе.

  1. «Переезд»
  2. «Незнайка пригласил в гости»
  3. «Скажи чей?»
  4. «Ошибка»
  5. «В детский сад в первый раз»
  6. «Расположи красиво мебель в нашей комнате»
декабрь 1 «Зима. Зимующие птицы» «Работа над  пересказом» 1-Обобщить знания  детей о зиме, ее признаках,  о сезонных изменениях в природе  и животном мире;

2-развитие временной  ориентации.

  1. «Рисуем кино»
  2. «Я по камешкам пошел, шубу шелковую нашел»
  3. «Скажи наоборот»
  4. «Исправь ошибку»
  5. «Будь внимателен»
  6. «Что забыл нарисовать художник?»
  7. «Прогулка в лес»
  8. «Кого чем покормим?»
2 «Домаш-

ние   животные»

«Приставочные глаголы» 1-Повторить  названия домашних животных, в  чем их польза,

-Любовь человека  к животным;

2-учить подбирать  нужный по смыслу приставочный  глагол.

-Учить выделять  приставочную часть слов-действий, используя схемы.

  1. «Домашние животные»
  2. «Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи»
  3. «Кого чем покормим?»
  4. «Скотный двор»
  5. «У кого такой детеныш?»
  6. «День рожденья у козы»
  7. «Закончи предложение»
  8. «Кто чем защищается?»
  9. «Назови свое слово-действие»
3 «Дикие животные наших лесов» «Работа над  фразой» 1-Побеседовать  о повадках животных, их внешнем  виде, где они живут, чем питаются, названия их детенышей;

2-закреплять  навык самоконтроля за произношением  в самостоятельной речи.

  1. «Гуляла девочка в лесу»
  2. «Чего недоставало белке»
  3. «Путешествие ежа»
  4. «Ответы на вопросы»
  5. «У кого такой детеныш?»
  6. «Кому что?»
  7. «Что перепутал Буратино?»
4 «Новогод-

ний праздник»

«Предлог ИЗ-ПОД» -Учить детей  выделять в предложении и правильно  употреблять предлог ИЗ-ПОД

-Уточнить пространственное  значение данного предлога.

  1. «Про мишку, которого нашли»
  2. «Письмо Буратино»
  3. «Считай-ка подарки!»
  4. «Что спрятано?»
  5. «Потерялся мишка»
  6. «Кто пришел на елку»
  7. «Поиграем!»
январь 2 «Профес-

сии»

«Пересказ рассказа» 1-Закреплять  представления детей о наиболее  распространенных профессиях,

-Обогащение  лексики названиями профессий;

2-Учить восстанавливать  фразу по названному действию

  1. «Мы спортсмены»
  2. «Почтальон приносит почту»
  3. «Кому что нужно для работы?»
  4. «Кто что делает?»
  5. «Угадай, кем он работает?»
  6. «Эрудит»
  7. «Писатель»
3 «Живот-

ные жарких и холодных стран»

«Родительный  падеж множественного числа» 1-Уточнить названия  животных и их места обитания  в природе; их различия;

2-Учить правильно  образовывать существительные в родительном падеже множ. числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы

  1. « Новенькая»
  2. «По деревьям бойко скачут, в зоопарке всех дурачат…»
  3. «Там зяблики пели, клесты там летали…»
  4. «Цирк»
  5. «Машенькины угощения»
  6. «Кто чем защищается?»
  7. «Путаница»
  8. «Сложи животное»
4 «Зимние забавы» «Беседа по картине» 1-Различение  и закрепление употребления глаголов  НАДЕВАТЬ-ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ-ОДЕТЬ,

2-Образование  и подбор родственных слов  к слову "зима",

-Подбор синонимов  к глаголу НАДЕТЬ

  1. «На машине»
  2. «Дети на льду»
  3. «Добавь слово»
  4. «Мы катали снежный ком»
  5. «Потерялась варежка»
  6. «Снеговик»
  7. «На что это похоже?»
  8. «Настя вышла на прогулку»
февраль 1 «Наш город. Улица. Дом» «Согласование числительного и существитель-

ного  в родительном падеже»

1-Вспомнить  достопримечательности нашего города,

-Установить  отличия улицы от площади, шоссе  от переулка, городской – загородный  дом, его строение;

2-Учить согласовывать  части речи во фразе, контролируя  произношение окончаний

  1. «Посчитай-ка!»
  2. «Части дома»
  3. «Дом моей мечты»
  4. «Что где находится»
  5. «Наш любимый город»
  6. «На машине»
  7. «Найди ошибку»
  8. «Незнайка потерялся»
  9. «Кривой переулок»
2 «Наша Родина –  Россия» «Согласование числительного и существитель-

ного  в творительном падеже»

1-Воспитание  любви к родной стране, гордости  за нее,

-Обогащение  речи образными выразительными  средствами;

2-Согласование  числительных с существительными  в творительном падеже.

  1. «Построение друг за другом»
  2. «Посчитай-ка»
  3. «Пара к паре»
  4. «Давай сравним»
  5. «Как назвать?»
  6. «Сделай, не ошибись!»
  7. «Добавь словечко!»
  8. «Родина»
3 «Защитни-

ки отечества»

«Обучение самостоятель-

ной постановки вопросов»

1-Воспитание  уважения, любви и благодарности  к людям, защищающим Родину  от врагов;

2-Усвоение словообразования  существительных, обозначающих воинов-защитников  различных военных профессий.

  1. «Подвиг»
  2. «Подбери слово»
  3. «Кому что?»
  4. «В бою»
  5. «Кем стать»
  6. «Составь предложение»
  7. «Задай вопрос»
  8. «Найди картинку»
  9. «Какие?»
  10. «Исправь ошибку»
4 «Транс-

порт  Правила дорожно-

го движения»

«Предлог С/СО» 1-Вспомнить  различные виды транспорта, его  назначение.

-Названия профессий  людей, управляющих транспортом;

2-Познакомить  детей с пространственным значением  и схемой предлога С/СО.

  1. «На машине»
  2. «Кто управляет этим видом транспорта?»
  3. «Регулировщик»
  4. «Старик Хоттабыч»
  5. «Для чего используется этот транспорт?»
  6. «Назови свое слово-действие»
  7. «Путешественник»
март 1 «Комнат-

ные растения»

«Предлог НАД» 1-Уметь использовать  в своей речи названия комнатных  растений, знать о пользе комнатных  растений, как надо за ними  ухаживать;

2-Уточнить пространственные  отношения, выраженные предлогом  НАД.

  1. «Четвертый лишний»
  2. «Оранжерея»
  3. «Закончи предложение»
  4. «Подбери слово»
  5. «Учимся ухаживать»
  6. «Как растет»
  7. «Объясни – почему так называется»
2 «Семья. Женский  день – 

8 марта»

«Беседа по сюжетной картине» 1-Закрепить  представления о семье, родственных  отношениях в семье, функциях  семьи;

2-Различение  по смыслу сходных грамматических  конструкций,

-Развитие зрительного  внимания и памяти.

  1. «Есть у меня братишка»
  2. «Кому подарки?»
  3. «Исправь ошибки»
  4. «Мамины помощники»
  5. «Старшие и младшие»
  6. «А у вас?»
  7. «С кем ты живешь?»
  8. «Договори предложение»
3 «Рыбы» «Притяжательные прилагатель-

ные»

1-Повторить  названия рыб, их особенности,  среду обитания;

2-Закрепить умение  детей образовывать притяжательные  прилагательные.

  1. «Какой, какая, какое»
  2. «Первая рыбка»
  3. «Чей хвост, чья морда»
  4. «Вопросы – ответы»
  5. «Рыбы великаны»
  6. «Рыболов»
  7. «Запомни и повтори»
  8. «Подбери слово»
4 «Весна» «Составление  рассказа» 1-Обобщить знания  о первых приметах весны в  природе, как животные и птицы  встречают весну;

2- Установление  причинно-следственных связей.

  1. «Добавь слово»
  2. «Когда это бывает?»
  3. «Эхо»
  4. «Волшебная цепочка»
  5. «Птицы весну принесли»
  6. «Схему быстро прочитай, что за месяц, отгадай»
  7. «До – между – за»
  8. «Образуй признаки»
апрель 1 «Хлеб. Сельско-

хозяйственные работы»

«Родственные  слова» 1-Воспитание  уважения и бережного отношения  к хлебу.

-Упражнения  в употреблении в речи синонимов;

2-познакомить  детей в доступной форме с  понятием "родственные слова"

  1. «Слова родственники»
  2. «Скажи ласково»
  3. «Хлеб всему голова»
  4. «Узнай на вкус»
  5. Узнай по запаху»
  6. «Узнай на ощупь»
  7. «Скажи иначе»
  8. «Откуда хлеб пришел»
2 «Космос» «Обучение самостоятельной  постановки вопросов» 1-Обогащение  словарного запаса по теме;

2-Усвоение словообразования  существительных, обозначающих воинов-защитников  различных военных профессий

  1. «Зачем нужен спутник»
  2. «Созвездия»
  3. «От колесницы до ракеты»
  4. «Зачем летать в космос»
  5. «Космические профессии»
  6. «Почему Луна не падает на Землю»
  7. «Скафандр»
  8. «Метеоры и метеориты»
3 «Сказки Пушкина» «Относитель-

ные прилагатель-

ные»

1-учить узнавать  сказку по ключевым словам

2-Совершенствовать  навыки словообразования.

  1. «Хорошо – лучше»
  2. «Играем со сказкой»
  3. «Скажи какой»
  4. «Цепочка слов»
  5. «Составь предложение»
  6. «Подбери картинку»
4 «Русские народные сказки» «Работа над  рассказыва-нием» 1-Учить подбирать  характеристики сказочным персонажам;

2-Обогащение  лексики синонимами и родственными  словами.

-Закреплять  навык самоконтроля за произношением  в самостоятельной речи

  1. «На машине»
  2. «Рисуем сказку колобок»
  3. «Придумай сказку»
  4. «Загадка»
  5. «Артисты»
  6. «Театр»
  7. «Превратилки»
  8. «Исправь ошибку»
май 1 «Насеко-

мые»

«Предлог ИЗ-ЗА» (закрепление всех изученных предлогов) 1-Обобщить знания  детей о жизни насекомых, их  сравнении и маскировке.

2-Уточнить пространственное  значе-ние предлога ИЗ-ЗА,

-Упражнять детей  в правильном употреблении предлога.

  1. «Кто как передвигается»
  2. «Как бабочка летала»
  3. «Насекомые – великаны»
  4. «Сколько насекомых на цветке?»
  5. «Исправь ошибку»
  6. «Подбери слово»
  7. «Четвертый лишний»
  8. «Скажи наоборот»
2 «Школа. Школьные принад-лежности» «Образование  существитель-

ных женского рода»

1-Побеседовать  о назначении школы и школьных  принадлежностей;

2-Образование  существительных женского рода  от исходного - мужского рода

  1. «Все клены стали рыжие…»
  2. «Мне теперь не до игрушек»
  3. «В школе»
  4. «Что положишь в портфель?
  5. «В пенале»
  6. «Предложение договори и его ты повтори»
  7. «Измени слово»
3  
 
Д   И   А   Г   Н   О   С   Т   И   К   А
4
 
 
 

   4) Отражение дифференциации  и индивидуализации  обучения. 

   Чтобы обеспечить результативное решение  проблемы речевого развития и важность совершенствования лексико-грамматических категорий необходимо обеспечить дифференциацию и индивидуализацию логопедической работы с детьми.

   При реализации личностно-ориентированного подхода в коррекции лексико-грамматического  недоразвития, прежде всего, я изучила  речевые, когнитивные и эмоциональные  особенности каждого ребенка, посещающего  подготовительную логопедическую группу. Знание индивидуальных особенностей детей  позволило обосновано организовать различные формы учебного процесса и вариативно подобрать развивающие  игры и спланировать коррекционную  работу. С этой целью в  первые две недели сентября я провожу  обследование  детей.

   На  этом этапе я выделяю объем  речевых навыков ребенка, сопоставляю  его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяю соотношение дефекта  и компенсаторного фона, речевой  и познавательной активности.

   Также я провожу анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Важным является определить соотношение  развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка; выявить компенсирующую роль сохранных звеньев речевой  способности; сопоставить уровень  развития языковых средств с актуальным их использованием в речевом общении.

   Для этого я выделила для себя три  этапа обследования.

   Первый  этап – ориентировочный. Заполняется карта развития ребенка со слов родителей, изучается документация, проводится беседа с ребенком.

   На  втором этапе проводится обследование компонентов языковой системы (обследование речевого слуха, грамматического строя речи, словаря, связной речи) и на основе полученных данных делается логопедическое заключение.

   На  третьем этапе проводится динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения, и уточняются проявления дефекта.

   Логопедическое  заключение раскрывает состояние речи и нацеливает на преодоление специфических  трудностей ребенка. Это необходимо для правильной организации дифференцированного  подхода на фронтальных и, в особенности, на подгрупповых занятиях.

   В комплектовании групп для подгрупповых занятий я учитываю следующие  индивидуальные особенности:

    • Уровень речевого развития по результатам логопедического обследования;
    • Учет степени тяжести дефекта (легкая степень дизартрии, дислалия, ФНР, двуязычие, влияние неполноценной речевой среды, ОНР II уровня, ОНР III уровня);
    • Учет переключаемости с одного вида деятельности на другой;
    • Учет степени речевой активности в процессе игры;
    • На сколько продуктивно используется помощь взрослых в случае возникновения затруднений;
    • На сколько ребенок критичен к оценке своих результатов при выполнении заданий, связанных с речевой деятельностью.

   Поскольку проявление речевого недоразвития у  детей отличается большой вариативностью, мною предусматривается индивидуальная работа по преодолению стойких грамматических нарушений, препятствующих успешному  усвоению материала на фронтальных  занятиях.

   Систематическая целенаправленная, коррекционно-развивающая  работа, построенная на индивидуально-дифференцированном подходе к детям, использование  развивающих игр является важными  условиями и показателями эффективной  работы по коррекции лексико-грамматических нарушений, нашедшие свое воплощение в данном проекте. 
 
 

Основные  подходы к осуществлению  индивидуализации и  дифференциации работы по совершенствованию  лексико-грамматической стороны речи детей. 

  1. Изучение  индивидуально-личностных особенностей детей.
  2. Проведение диагностики уровня речевого развития (вводной, промежуточной и итоговой) с последующей коррекцией используемых методов и приемов в работе с каждым ребенком.
  3. Составление индивидуальных планов коррекционной работы, в том числе по совершенствованию лексико-грамматической стороны речи на каждого ребенка.

    Основные  пункты плана:

    1. Формирование звукопроизношения:
    2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза:
    3. Работать над звуко-слоговой структурой слов.
    4. Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
    5. Совершенствовать общие речевые навыки:
    6. Совершенствовать связную речь:
    7. Развивать общую и мелкую моторику.
    8. Развивать познавательные психические функции.
  1. Объединение детей в подгруппы по характеру и степени проявления речевого дефекта.
  1. Индивидуальный подход к детям в процессе в процессе решения проблемы совершенствования лексико-грамматической стороны речи:

    - на  фронтальных занятиях

    - на  подгрупповых занятиях

    - на  индивидуальных занятиях

  1. Наблюдение логопедом занятий по развитию речи, проводимых воспитателем, с целью отслеживания индивидуальных проявлений речевой деятельности ребенка на занятии.
  2. Подбор индивидуальных заданий и рекомендаций воспитателю по проведению индивидуальных занятий с детьми во второй половине дня («логопедический час») с последующим анализом их результативности.
  3. Подбор индивидуальных заданий и рекомендаций родителям по проведению занятий с детьми дома с последующим анализом их результативности.
  4. Учет уровня развития ребенка, его игровых предпочтений, состояния здоровья, настроения и т.д. в процессе проведения индивидуальной работы (занятий) с детьми.
 
  1. Отражение межпредметных связей.
 

   С целью обеспечения гармоничного развития каждого ребенка, осуществления взаимодействия и преемственности логопеда с воспитателями и специалистами ДОУ логопедическая работа в целом и, в частности, формирование лексико-грамматического строя речи детей предусматривает осуществление межпредметных связей: с работой по математике, развитию речи, познавательному развитием, музыкальному воспитанию, обучению грамоте, изодеятельности и т.д. При этом логопедические занятия становятся более интересными, содержательными, разноплановыми и позволяют решить комплекс развивающих, воспитательных, образовательных и коррекционных задач. 

 

   Задача  использования развивающих игр  по конкретному разделу программы определяется целью их обучающего, воспитывающего и коррекционного воздействия и направлена на реализацию проблемы совершенствования лексико-грамматического строя речи детей. Весь лексико-грамматический материал опирается на знания детей об окружающем мире и их личный опыт. Поэтому развивающие игры являются эффективным и действенным средством осуществления межпредметных связей в решении проблемы развития лексико-грамматических представлений у детей. 
 

Информация о работе Формирование лексико-грамматических представлений у детей с ОНР через систему развивающих игр