Формирование социально-правовых знаний у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы.
2.Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3.Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение 2
Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе 5
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции 5
1.2. Правовое воспитание как средство формирования правосознания 7
1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков 10
Выводы по 1 главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних 15
2.1. Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике 15
2.2. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах 27
2.3. Анализ результатов исследования по теме «Формирование социально-правовых знаний у детей» 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.педагогике.формирование социально-правовых знаний у детей.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современный период Российское государство находится  на этапе построения демократического правового государства, что предполагает проведение соответствующих реформ. Но проведение реформ не будет иметь должного эффекта без формирования высокого уровня правового сознания и правовой культуры у граждан, в особенности у школьников.

Именно в школьном возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное или негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодежью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.

Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, раскрытие объективной необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности, патриотизма. Решение этой задачи способствует развитию потребности в гражданских действиях. Осуществляется это через участие школьников в различных видах обществоведческой деятельности, в политической и социально-экономической жизни района, города.1

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих  перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Главная роль в решении  этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.2

Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы формирования социально-правовых знаний. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Изучением проблемы формирования социально-правовых знаний занимались: Алексеев С.А., Башкатов И.П., Беличева С.А., Игошев К.Е., Курбатова Т.Н., Сухомлинский В.А., Макаренко А.С. и др.

Проблема нашего исследования: Какова роль деятельности социального педагога в формировании социально-правовых знаний у детей младшего школьного возраста?

Цель исследования: решение данной проблемы.

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность в начальных классах.

Предмет: ранняя профилактика противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах.

Задачи:

  1. Изучение теоретической литературы.
  2. Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
  3. Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, что формирование социально-правовых знаний целесообразно начинать с младшего школьного возраста, направляя воспитательную работу школы, в частности, социального педагога и классного руководителя на формирование высоконравственных и этических ценностей у учащихся начальных классов.

Методы исследования: изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу, проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

1.1. Понятие правосознания, его структура и функции

Правосознание есть система  чувств, эмоций, взглядов, идей, теорий, традиций, переживаний и других духовных проявлений, выражающих отношение граждан  как к действующему законодательству, юридической практике, правам, свободам и обязанностям граждан, так и к желаемому праву. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, т.е. правосознание – не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.3

Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование отношений людей, обеспечивающее сохранение целостности общества. Современное правосознание народов выступает важным средством поддержания и развития мирного и справедливого сотрудничества между государствами на международном уровне. Закрепление в юридических актах, конституциях важнейших начал политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан служит одним из показателей того, что правосознание непосредственно связано с политическим сознанием. Существуют и другие формы общественного сознания. Это нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. Особенность правосознания, как одной из форм общественного сознания в следующем:4

  • В правосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых норм, реализацию их требований в общественной жизни. Но прежде, чем получить выражение в правовых нормах, в практике их применения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовую форму в виде правовых идей и представлений.
  • Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредством специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность.

В структурном отношении  правосознание состоит из двух элементов: правовой идеологии и правовой психологии.5

1. Правовая психология, которая возникает под непосредственным влиянием окружающей правовой действительности и является первой начальной эмпирической ступенью правосознания. Правовая психология охватывает совокупность правовых представлений, желаний, чувств, настроений, характерных для конкретной социальной группы или общества в целом. Правовая психология является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений людей, живущих в государственно-организованном обществе, составляющих нации, народности, классы, группы населения. В формировании правовой психологии социальной группы, общества в целом принимают участие все члены этой группы, всего общества. При этом люди руководствуются своим обыденным смыслом. Правовая психология понимается как отражение непосредственного опыта участия людей в правовых отношениях, практического участия в правовой сфере жизни общества. Правовая психология есть правосознание практическое, основанное на правовых чувствах, переживаниях, она связана с элементарным знанием правовых фактов, явлений, их оценкой, выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.

2. Правовая идеология  – более высокий, научно-теоретический  концептуальный уровень правосознания,  более глубокое осмысление людьми  правовой действительности. Именно  здесь, на базе приобретенного, конкретно-чувственного материала происходит окончательное оформление идеи представления о правовой действительности. Правовая идеология дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

Из всего этого видно  отличие правовой идеологии от правовой психологии:6

1). Правовая идеология  отражает правовую реальность  при помощи идей, представлений,  теорий, а правовая психология  проявлений (нравов, чувств, эмоций).

2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на уровне теоретического научного осознания, теоретических знаний и оценок правовой действительности, а в правовой психологии – на уровне обыденного, повседневного сознания.

Функции правосознания  – основные направления претворения правосознания в жизнь:

Гносеологическая функция  – характеризует познание правовых явлений в объективной реальности.

Регулирующая функция  – дает возможность путем сопоставления  своего поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.

Моделирующая функция  – позволяет моделировать соответствующую  модель поведения.

1.2. Правовое воспитание  как средство формирования правосознания

Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие  на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания – правовой инфантилизм – заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма – правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма – феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами – «беспредел».7

Эти проявления социального  зла необходимо преодолеть, и одной  из важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальной апатии являются меры по правовому воспитанию граждан. Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости.

Очень актуальными в  настоящее время являются вопросы  соотношения законности и свободы  личности, прав человека и его гражданской  ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность права человека не совместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.

Естественно, что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том  числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями. В наблюдениях над жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых событиях и бытовых, социальных конфликтах, связанных с нормами права, юридическими оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются чувства молодых граждан. В правовом воспитании большая роль принадлежит художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовым просвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре. Правовая культура личности выражается в овладении ею основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, в сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в непримиримости к правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих прав, свобод, а также обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. В теории и методике правового воспитания выделяется тройственная иерархия целей в деятельности, направленной на формирование комплекса специфических качеств личности в правовой сфере жизнедеятельности:8

  • ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
  • промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
  • конечная цель – формирование мотивов и привычек правомерного социально активного поведения.

Можно также сказать, что сутью правового воспитания является формирование установки на согласование своих ожиданий, устремлений  с интересами и ожиданиями общества. А также убежденности в том, что он найдет у государства, его органов помощь в защите своих прав, законных интересов, что государство справедливо требует от него выполнения возложенных обязанностей и что он равен в правах с другими гражданами, равен со всеми перед законом и судом. Правовое воспитание призвано обеспечивать поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей правовой системе.

Серьезным недостатком  нынешней практики воспитательной работы в юридической области является недооценка организационных форм, рассчитанных на молодежную аудиторию: школьных правовых олимпиад, диспутов на темы права, морали, кружков «молодого юриста», «друзей милиции» и т.д.

Информация о работе Формирование социально-правовых знаний у детей