Формирование социально-правовых знаний у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы.
2.Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3.Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение 2
Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе 5
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции 5
1.2. Правовое воспитание как средство формирования правосознания 7
1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков 10
Выводы по 1 главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних 15
2.1. Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике 15
2.2. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах 27
2.3. Анализ результатов исследования по теме «Формирование социально-правовых знаний у детей» 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.педагогике.формирование социально-правовых знаний у детей.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

 

1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков

Функция социального  педагога в организации совместной деятельности заключается в умении ставить научно обоснованные цели и  задачи, побуждать воспитанника к  достижению этих целей, к выполнению предстоящей деятельности (с определением основных способов ее организации, последовательности выполнения и предполагаемых результатов). При этом педагогу необходимо уметь понять мотивы, потребность, социальные  ожидания воспитуемого, побуждающие его к деятельности.

Нередко педагоги, коллектив класса и родители не проявляют достаточной настойчивости и терпения, чтобы вскрыть подлинные причины плохого поведения подростка. Иногда же эти причины известны, но учителя не утруждают себя выработкой индивидуального подхода для восстановления нормального положения подростка в школе и правильного к нему отношения. Во многих случаях школьный коллектив открыто недолюбливал «трудных» подростков и отрицательно к ним относился.9

Таким образом, если мы хотим предупредить правонарушение, необходимо решить задачу – восстановить у каждого трудного подростка положительное отношение к учебе. Надо воспитывать потребность в знаниях, развивать познавательные мотивы, прививать им соответствующие учебные навыки и умения.

Особенно чутким должен быть подход к подросткам в вопросах полового воспитания. Основа правильного полового воспитания – развитие нравственных эстетических чувств.

Одним из лучших методов работы с подростком является метод убеждения и сопоставления  фактов, определение требований.

Каждому возрасту присущ свой характер взаимоотношений  между личностью и внешним  миром. Это необходимо учитывать  при установлении контактов с  подростками. Всякое непонимание психологии подростка, попытка навязать ему  чужую позицию ведет к неудаче, к утере взаимопонимания.

Именно когда  взрослые не поняли своего воспитанника, появляется трудный подросток. Правильно  работать с детьми, особенно с трудными, – значит установить тесный контакт  с ними, правильно понять их. Каждому  подростку нужен свой взрослый человек: отец, мать, учитель, шеф.

Трудный ребенок  приходит в школу из неблагополучной  семьи, в которой либо нет отца, либо он вызывает чувство стыда, гнева  и презрения. Такой мальчик интуитивно ищет среди окружающих людей мужчину, наделенного такими чертами, как мужество, смелость, находчивость, разносторонними умениями. И в школе ему трудно бывает найти такой образец для подражания.10

Н.К. Крупская считала, что воспитание детей должно начинаться с самовоспитания родителей. Развитие и становление личности подростка и в том числе проявление различных аномалий можно считать отражением взглядов и интересов семьи, в которой этот подросток воспитывается. У многих родителей существует неправильная тенденция переложить функцию воспитания их ребенка целиком на школу. Между тем эмоциональная сфера ребенка и основы его нравственности формируются именно в семье еще до поступления его в школу.

С такими отрицательными социальными явлениями, как семейные конфликты, рост количества разводов, падение рождаемости, прямо связан рост числа трудных подростков.

Подросток, который  не может гордиться своими родителями, лишен психологического комфорта в  семье.

А если в сознание подростка уже вошли заблуждения, предубеждения, а также чуждые  обществу моральные принципы, установки, определяющие его поведение? Правильному формированию морального сознания помогает живое слово воспитателя, подкрепленное общественной практикой; социальный опыт, деятельность в коллективе.

Большое значение имеет включение несовершеннолетних через труд в широкие социальные связи. Следует привлекать подростков, разумеется, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, к участию в больших и серьезных делах: благоустройство и озеленение своего населенного пункта, сельскохозяйственные и строительные работы, детские, лесничества, школьные трудовые лагеря.

В.А. Сухомлинский писал: «Трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим  элементом нравственного, интеллектуального  и эстетического воспитания».11

Оказывая воспитательное воздействие на подростка, нужно  быть чутким и тактичным. Не следует  придираться к мелочам. Нельзя воспитать  без доверия, можно лишь принудить  воспитуемого к формальному выполнению требований. Подростки хорошо чувствуют отношение к ним взрослых, уважение или неуважение к себе.

У трудного подростка  надо в первую очередь выявлять положительные  качества, на базе которых только и  возможно достижение с ним психологического контакта и его перевоспитание. Изучение недостатков такого подростка чаще происходит опосредованно (через других лиц в ходе конкретной деятельности, в естественной обстановке).

Нормализация  отношений с таким подростком – основная предпосылка его объективного изучения. Хорошо понять такого подростка можно только в том случае, если тщательно изучить среду, людей, которые его воспитывали ранее, его товарищей по двору, улице, классу.12

Надо всемерно побуждать воспитанника к самопознанию и самооценке. Привлечь в качестве своих союзников тех, кто положительно влияет на ребят, и нейтрализовать тех, кто оказывает отрицательное влияние.

Являясь членом антисоциальной микросреды, совершая аморальные проступки и преступления, подросток приобретает целый  ряд отрицательных привычек, навыков, стереотипов поведения. При перевоспитании необходимо сначала разрушить приобретенные отрицательные стереотипы поведения. Вместе с тем в таком подростке следует воспитывать способность трудиться, а затем превращать эту способность в потребность, которая должна стать доминирующей чертой личности.

Чувство коллективизма, доброту и просто трудовые навыки невозможно воспитать без коллектива, который является одним из главных  факторов воздействия на личность и  особенно на ее перевоспитание.

Воспитательный  процесс – процесс творческий, строящийся на учете индивидуальных особенностей личности подростка, группы подростков и всего коллектива в целом.13

Нередки случаи, когда подростки оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление  воспитательному воздействию. Воспитательная работа с такими подростками требует от воспитателя проявления незаурядных личностных качеств: настойчивости и целеустремленности, чуткости и внимания, разносторонних педагогических знаний и навыков.

Из большого арсенала средств, которые имеются  в распоряжении социального педагога, он обязан отобрать и применить именно те, которые дают максимальный эффект в данном случае. Педагогической работе с подростками, имеющими нарушения интеллекта, должны быть чужды формализм, боязнь нового и главное – равнодушие к их судьбам. Лица, посвятившие себя тяжелой и благородной деятельности с такими подростками, должны волевыми и талантливыми педагогами.

Социальный  педагог должен обладать умением  слушать собеседника и, общаясь  с ним, составлять представление  об его индивидуальных особенностях. К этим особенностям относятся в первую очередь темперамент, специальный тип высшей нервной деятельности, черты характера, направленность личности и состояние подростка. Суровый, строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы и учебы парнем сангвинического темперамента может дать положительные результаты, но этот же тон будет совершенно неприемлем в беседе с подростком слабого типа, у которого взаимоотношения с коллективом и трудовой процесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В этом случае надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себя. Для этого нужно руководствоваться не только интуицией и опытом общения, но и изучать психологию человека, с тем, чтобы в затруднительных случаях использовать научные рекомендации для организации контакта с людьми.14

Выводы по 1 главе

Хорошо продуманная  воспитательная работа с молодежью, проводимая систематически и целенаправленно  теми, кто призван воспитывать  подрастающее поколение на всех этапах его жизненного пути, позволит полностью  изжить правонарушения и преступность.

Начиная работу с подростком, надо в нем самом  вырабатывать установку на исправление: переделку собственной личности через труд и самовоспитание. При  этом следует исходить из оптимистического прогноза, что в каждом подростке  можно обнаружить положительные черты. Опираясь на эти положительные черты, можно приступить к формированию социально-положительной личности.

Воспитание  нового человека и ликвидация преступности в нашей стране прямо связаны  с проблемой воспитания детей  и подростков. Своевременное выявление причин отклоненного поведения подростков, ликвидация этих причин и условий, их порождающих, воспитание всесторонне развитой и нравственно здоровой смены – одна из главных задач сегодняшнего дня.15

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних

2.1. Причины развития  трудновоспитуемости младших школьников  и принципы работы по ее  профилактике

Трудновоспитуемость, как  и другие отклонения в нравственном формировании подростков, представляет собой не случайный эпизод в их жизни, а закономерное следствие длительного процесса социальной деформации личности. В.Н. Кудрявцев этой связи пишет: «Внешний акт совершения антиобщественного поступка обычно не происходит спонтанно; он почти всегда подготовлен более или менее длительным процессом формирования личности... Постепенно, «по крупицам» складываются элементы будущего антиобщественного поступка, образуются его основные черты. В большинстве случаев даже нельзя назвать тот этап или момент указанного процесса, где позитивные психологические элементы поведения переросли в негативные, антиобщественные».16

Для успешного решения  проблемы трудновоспитуемости необходимо своевременно выявлять и искоренять самые первые отклонения в нравственном развитии и поведении ребенка.    

Исследователи подчеркивают, что такие отклонения наблюдаются  довольно рано, 3/4 всех трудных подростков уже в 1-м классе проявляли крайнюю неустойчивость поведения, конфликтовали с педагогами, многие из них оказывались в положении «изолированных» и предпочитали дружить со старшими мальчишками вне школы.17

Беседы с учителями  начальных классов и воспитателями  старших и подготовительных групп детских садов показали, что почти в каждом из этих классов или групп находится 1-3 (редко 4-6) ребят, которых педагоги не без оснований считают трудными. Эти дети, как правило, очень невнимательны, упрямы, невыдержанны, иногда необщительны и равнодушны или, наоборот, развязны, навязчивы и болтливы, непослушны. К сожалению, у нас довольно широко распространено еще ошибочное мнение относительно того, что отклонения в поведении детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление специфических особенностей их возраста – незавершенность развития нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, недостаточное  функционирование второй сигнальной системы и пр.18

Действительно, отклонения в поведении многих ребят в  некоторой мере объясняются спецификой возраста.

  В то же время  педагогическая практика показывает, что уже в самые первые дни  пребывания в школе некоторые  ребята допускают такие нарушения,  которые никак нельзя объяснить  их возрастными особенностями.  Здесь мы имеем дело с недостатками  или серьезными просчетами воспитания ребенка в период его раннего и дошкольного возраста, результаты которых становятся особенно заметны с поступлением ребенка в школу. В одних случаях это недостаточно выраженные отклонения в одном или даже нескольких видах отношений. Например, недоверчивое, недоброжелательное отношение ко взрослым, сформированное у ребенка в семье, обязательно в той или иной форме проявляется и по отношению к учителю, к его заданиям и указаниям; а отрицательное отношение к физическому и умственному труду чаще всего становится исходной причиной неуспеваемости и недисциплинированности ученика.19

В других – это инфантильность (отставание в социальном развитии младших школьников, не по годам  затянувшаяся ребячливость, импульсивность поведения). Такие дети не воспринимают всерьез указания и замечания учителя, с трудом осваивают правила для учащихся. Адаптация их в школьном коллективе еще более осложняется влиянием родителей, часто бабушек и дедушек, которые поощряют инфантильность ребенка, любуются ею, вместе с ним ждут признания его несуществующих достоинств со стороны учителя.20

В третьих, особо сложных  случаях запаздывание в приобретении общественно-ценного жизненного опыта  сочетается с довольно устойчивым отклонением  в отношениях. Чаще всего, это касается отношения семилетних детей к людям, когда они считают плохими всех тех, кто делает им замечания, заставляет учиться, работать, не позволяет ходить и разговаривать на уроках и т.д. Такие дети уже через 2-3 учебные недели заявляют о своем нежелании ходить в школу. И хотя эти проявления, как правило, успешно снимаются, нельзя однозначно утверждать, что они не входят в отрицательный жизненный опыт маленького ученика.21

Именно эти отклонения, на которые родители и педагоги зачастую своевременно не обращают должного внимания, в большинстве случаев, как показывает практика, являют собой начало процесса социальной деформации личности, основу для формирования антиобщественных установок и ориентаций личности. В этом смысле недисциплинированность, грубость, нравственная инфантильность даже самых маленьких ребят могут рассматриваться как одна из форм отклоняющегося поведения, первая, еще неустойчивая форма трудновоспитуемости.

Информация о работе Формирование социально-правовых знаний у детей