Формирование социально-правовых знаний у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: решение данной проблемы.
Задачи:
1.Изучение теоретической литературы.
2.Изучение нравственно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста.
3.Обобщение опыта работы школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

Введение 2
Глава I. Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе 5
1.1. Понятие правосознания, его структура и функции 5
1.2. Правовое воспитание как средство формирования правосознания 7
1.3. Психолого-педагогические проблемы воспитания правосознания у подростков 10
Выводы по 1 главе 14
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних 15
2.1. Причины развития трудновоспитуемости младших школьников и принципы работы по ее профилактике 15
2.2. Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах 27
2.3. Анализ результатов исследования по теме «Формирование социально-правовых знаний у детей» 32
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 41
Приложения 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая по соц.педагогике.формирование социально-правовых знаний у детей.doc

— 232.50 Кб (Скачать)

Возможны случаи, когда  родители, которые не интересуются школьными делами своих детей, считают, что за все несет ответственность учитель, и уже этим настраивают своих детей против школы. Такая позиция родителей, к сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание роли школы в формировании личности ребенка и передают учителю вместе с детьми все свои обязанности по их воспитанию. Но наиболее типична конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют, ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье. В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной изоляции ребенка от родителей – помещения его в школу-интернат, а в необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о лишении родителей их прав на ребенка.

Таким образом, ведущим  принципом работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости  среди учащихся начальных классах  является принцип комплексного воздействия  непосредственно на ребенка и на его микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечивает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий.35

2.2. Опытно-экспериментальная  работа по ранней профилактике  противоправного поведения несовершеннолетних  в начальных классах

Известно, что процесс  социализации ребенка начинается с  первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, – это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет».36

Ошибки, допущенные в  воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток  на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

Учителя, родители встречают большие трудности  в преодолении педагогической запущенности подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе  обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обусловливается следующим:37

– во-первых, отрицательные  качества личности младшего школьника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

– во-вторых, нервная  система ребенка в младшем  школьном возрасте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче поддается перевоспитанию;

– в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обязательностью;

– в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное развитие;              

– в-пятых, на первом этапе  учебно-воспитательной работы имеются  наиболее благоприятные условия  для установления контактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить  наиболее характерные признаки трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в трех классах школы № 8 г. Бирска. Школа № 8 имеет статус общеобразовательной. Школа находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось  в третьих классах, в которых  обучается 35 человек, из них 2 – из неблагополучных  семей, 9 –  из неполных, 3 – из многодетных.   12 младших школьников с отклонениями в поведении явились объектом целенаправленного социально-педагогического воздействия.

Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие  методики:38

  • Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;
  • Методика «Да и нет»;
  • Диагностика социального интеллекта;
  • Проективная методика «Лесенка».

С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят ниже нормы.

Социальный интеллект  составляет когнитивный компонент  коммуникативной компетентности и  выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.

Методика «Да и нет» направлена на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.

Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка.

Данная методика относится  к проективным методикам и  включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий – низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.

 В процессе исследования изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу определения признаков аномального поведения младших школьников. Длительные наблюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для младших школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплинированность, лень. На второе место – невнимательность, неряшливость, эгоизм, драчливость и капризность. И отдельным школьникам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные признаки трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.

Первая группа – дети, имеющие комплекс отрицательных  качеств (непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность, драчливость, иногда грубость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные положительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.

Вторая  группа. Наряду с отрицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы. Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, дети этой группы были поделены на две подгруппы:

1. Дети, занимающие иждивенческую,  эгоистическую позицию по отношению  к окружающим. Им присущи следующие  отрицательные качества: капризность, упрямство, непослушание, недисциплинированность, эгоизм, нередко лень, иногда драчливость. Эти дети, как правило, вырастали в условиях избыточной родительской любви, к ним не предъявлялись должные требования, им не прививались положительные навыки и привычки, у них не воспитывалось трудолюбие.

2. Дети, выросшие в  условиях бесконтрольности со  стороны взрослых членов семьи,  нередко в условиях грубости  и несправедливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, нечестность, неряшливость, недисциплинированность. Они склонны к воровству.

Третья группа. Для  них характерны многие положительные черты, но, вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости (недисциплинированность, развязность в действиях, неряшливость, непослушание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании наложили значительный отпечаток на формирование личности этих детей.

Деление исследуемых  детей на группы способствовало осуществлению дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания, подбору к ним педагогически целесообразных мер воздействия.

Анализируя условия  и обстоятельства возникновения  трудновоспитуемости школьников, мы исходили из того принципиального положения, что в основе различного рода отклонений в поведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педагогические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из положения о том, что асоциальное поведение школьника не возникает вдруг, а развивается постепенно, проходя последовательно через качественно новые ступени, соответствующие возрастным психологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

Исследуя причины отклонений в поведении младших школьников, мы придавали важное значение выявлению  причин детской запущенности в условиях семьи. Формирование личности, чаще всего, зависит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой ответственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном выборе мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих условий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

2.3. Обсуждение результатов  исследования

Анализ материалов исследования показал, что причины отклонений в поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:

1. Нарушение меры в  воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%), избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом – их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример  родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

Информация о работе Формирование социально-правовых знаний у детей