Формирование мотивов учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
- изучить особенности формирования мотивационного компонента учебной деятельности,
- проследить закономерность развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.
Задачи исследования:
- исследовать особенности формирования познавательной активности и мотивации к обучению в школе детей младшего и среднего школьного возраста
- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня никого не нужно  убеждать, что дети разные, но ещё  много нужно сделать, чтобы не делить детей на “хороших” и  “плохих”, “послушных” и “непослушных”, “успевающих” и “неуспевающих”. В  каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснить, что да как, другие любят самостоятельно дойти до всего, один тянет руку, даже когда не знает. А другой знает, но молчит, у одних – быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д.

Заниматься изучением  мотивации школьников занялись довольно недавно и за столь короткий срок уже смогли определить основные понятия и направления в развитии этого раздела в психологии.

Сейчас общество понимает, что каждый человек есть индивидуальным и неповторимым. А в детстве  ещё и столь ранимым, что обучение “под стандарт” ни в коем случае не допустимо. К тому же от воспитания зависит и то, насколько ребёнок готов к школе, чем он мотивирует это желание и др.

Существует большое  количество литературы на эту тему, потому что воспитание нового поколения  – это главная задача общества. Л.Божович, Н.Безруких, В.Давыдов имеют очень большой успех в этой области психологии. Их цитируют, рекомендуют читать их литературу, потому что они смогли довольно точно обосновать основные положения мотивации детей школьного возраста

Эта проблема в настоящее время  достаточно актуальна, ведь прогресс, его развитие, подталкивает к тому, что образование – основная база развития ребёнка.

Цель исследования:

- изучить особенности формирования  мотивационного компонента учебной  деятельности,

- проследить закономерность  развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.

Объект  исследования:

Мотивы учебной деятельности.

Предмет исследования:

Состояние формирования особенностей мотивов учебной деятельности у учащихся младших и средних  классов общеобразовательной школы

Гипотеза:

Предполагается:

что на разных этапах обучения мотивы учебной деятельности изменяются.

Задачи  исследования:

- исследовать особенности  формирования познавательной активности  и мотивации к обучению в  школе  детей младшего и  среднего школьного возраста

- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.

База  исследования:

В психодиагностическом эксперименте участвовали дети 4 и 6-А  классов ООШ№10 г.Изюма, Харьковской  области.

 

 

 

 

ГЛАВА І. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

    1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

Мотивация - совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежит их избирательность, эмоционально специфическая окрашенность.

Представление о мотивации  возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа “почему”,” зачем”, “для какой цели” , “ради чего”. Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может  быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, и т.п., а во втором – о стимулах исходящих из сложившейся ситуации.

Но интересно было бы понять, как мотивирует свою учебную  деятельность школьники?  От этого  зависит то, как будет школьник учиться.

Успешное или нет  обучение в школе (особенно в младшей) является результатом того, насколько ребёнок был готов к обучению: достаточно ли осведомлён, желание, цели, которые были поставлены самим ребёнком, зачем он это делает, то есть мотивы.

Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – значит,  ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Благодаря мотиву деятельность не замыкается сама на себе, он ёе выводит, ориентирует на нечто более широкое, лежащее за её пределами. Именно такая ориентированность и выступает источником деятельности, предавая ей смысл и побуждение. Это нечто более широкое, находящееся вне деятельности, должно быть исключительно значимым, важным для личности. Сила мотивов определяется степенью этой значимости. В свою очередь от силы мотива зависит интенсивность деятельности: мотив выступает, своего рода “её энергетической батареей”. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Конкретными мотивами учебной  деятельности школьника могут быть: интерес, стремление поощрения, страх  наказания за неуспехи и др. При  этом центральную роль в учебной  деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он, в отличие от других возможных мотивов, только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.

Учебно-познавательный интерес  у разных учеников может иметь  различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления, актуализироваться с большей или меньшей лёгкостью, преимущественно в одних или других учебных ситуациях и т.п. Все эти особенности проявления учебно-познавательного интереса составляют предмет его диагностики.

Что привлекает ребёнка  в школе? Как правило, особую привлекательность  имеют внешние моменты школьной жизни – форма, портфель, тетради, учебники, сама школа, новые дети, новые  друзья. Всё это, конечно, ещё не отношение  к новому виду деятельности, к учёбе, как таковой, не желание учиться ради получения знаний, но в тоже время это основа желания изменить своё место в обществе. Однако желания малыша не всегда совпадают с его возможностями. Ему необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками, научиться работать коллективно и в определённом темпе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: я уже ученик ! , готовность выполнения стоящих перед ним задач помогают ребёнку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

В начале учебного года, на первых этапах адаптации, мотивы, связанные с познанием, учением имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля ещё недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избежания наказания ( к сожалению, на практике чаще всего формируется именно это “ради” ) – вот что должно быть основой учебной деятельности. “Эта потребность возникает у ребёнка в процессе реального усвоения им элементарных теоретических знаний при совместном с учителем выполнении простейших учебных действий, направленных на решение соответствующих учебных задач считает В.В.Давыдов.

Но ребёнок, который только что  пошёл в первый класс школы, может  быть и не готов к учебной деятельности. Одним из компонентов психологической готовности ребёнка-ученика является мотивационная готовность. Она характеризуется присутствием у ребёнка желания учиться, стремления к деятельности, которое имеет общественное значение для новой социальной позиции ( Л.И.Божович, Я.Л.Коломинский и др. ).Огромную роль здесь отыграют адекватные представления ребёнка об учебной деятельности и школьной жизни. Если у ребёнка сформировано желание учиться в школе, которое основывается на адекватных представлениях о ней, о её требованиях, то это благоприятный фактор, который обеспечивает нормальный переход к учебной деятельности. Стремление к школе ради внешних атрибутов свидетельствует о недостаточной мотивационной готовности ребёнка к школе. В таком случае он является не готовым к трудностям обучения, быстро разочаровывается в школьных делах. А это отрицательно отбивается на процессе адаптации к школе, на учебных достижениях ученика.

Отсутствие надлежащего  направления на работу стаёт причиной неспособности ребёнка взять на себя обязанности школьника, заботу о своих учебных успехах, переживания неудач. Проявлением этого является инфантилизм некоторых первоклассников: их больше интересует игра, чем обучение, они не расстаются с любимыми игрушками даже в классе во время занятий, самым приятным временем для них является перемена, о домашнем задании беспокоятся родители.

Стремление идти в школу питается, прежде всего, познавательной направленностью  школьника, которая развивается  на основе свойственной детям любознательности. Если же познавательная любознательность не сформирована, то детей привлекают другие, по отношению к учебной деятельности, мотивы: ”в школе можно играть в футбол”, “не нужно спать днём”, “можно раньше закончить школу”.

Когда ребёнок не готов к социальной позиции школьника, подчёркивает Я.Л.Коломинский, то даже при присутствии необходимого запаса умений и привычек, высокого уровня интеллектуального развития ему будет тяжело в школе. У таких школьников преобладают детские формы поведения, учатся они очень неравномерно. Хуже, если дети не хотят идти в школу. Причина такого отношения к школе – ошибка в воспитании детей. Часто к этому приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к неуверенным и стеснительным детям.

Л.И.Божович выделяет две группы мотивов обучения:    а) широкие социальные мотивы:       1. престижный           2. общение со сверстниками          3. исполнение требований родителей       4. для социальной идентификации        5. исполнение общепринятых норм        6. внешние атрибуты школьной жизни        б) мотивы, непосредственно связанные с обучением      1. познавательный          2. обучение ради обучения         3. получение желаемого результата в виде определённой оценки   4. для достижения определённой цели в будущем, понимание роли  обучения в получении профессии       5. для самоусовершенствования

Ребёнок, готовый к обучению, хочет  учиться, хочет занять определённую позицию в обществе людей, а именно позицию, которая открывает путь во взрослый мир и поэтому у него есть познавательная необходимость, которая не может удовлетвориться дома. Совмещение этих двух потребностей помогает нового отношения ребёнка к окружающей среде, которое Л.И.Божович назвала “внутренней позицией школьника”.

Но, за доминированием, каких мотивов: социальных (“ хочу быть школьником”) или мотивов обучения (“ хочу учиться”) дети лучше воспринимают обучение?

За наблюдениями психологов, дети с доминированием социальных мотивов успешнее адаптируются и проходят обучение, потому что они уже имеют “внутреннюю позицию школьника”, что даёт им возможность без проблем исполнять требования учителя. Познавательная потребность выражена у них слабо, поэтому в школе ребёнка интересуют не знания, которые даёт учитель, а исполнение роли ученика. В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как ученик, то есть как он должен выполнять роль ученика. Информацию о том, как он справляется с этой ролью, даёт ребёнку учитель в форме оценки его поведения. Фактически, первоклассник с доминированием социальных мотивов полностью ориентируется на одобрение учителя, которое даёт ему возможность удовлетворить его потребность в общении на новом уровне. Именно одобрение учителя мотивирует учебную деятельность ученика. Такая структура мотивационной сферы даёт ребёнку возможность успешно справляться со своими обязанностями столько, сколько для него будет привлекательна социальная позиция школьника. Но как только эта позиция станет для него обычной и ему уже не будет нужно подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет иметь мотивирующее влияние. Если к этому времени у ученика не сформируются учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или если у него не возникнут новые социальные мотивы, то у ученика будут наблюдаться трудности в обучении. Он как бы “наиграется в школу” и начнёт отказываться туда ходить.

В случае доминирования познавательной мотивации дети стремятся узнать в школе много интересного, нового. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлекаться и заниматься посторонними вещами. Поскольку у ребёнка слабо развиты социальные мотивы обучения, то у неё не наблюдается стремления хорошо исполнять обязанности ученика, как того требует его новая социальная позиция. Дети с доминированием познавательной мотивации, но слабо выраженными социальными мотивами обучения могут оказаться менее готовыми к школьному обучению, чем дети с доминированием социальных мотивов обучения.

Желание ребёнка иметь  определённый социальный статус как один из главных мотивов обучения в школе. Что определяет его готовность посещать школу и начать учиться (не учиться вообще – а учиться именно в школе, принимая школьную систему организации процесса обучения). Но как долго мотив должен стимулировать учебно-познавательную деятельность? Само собой - не долго. Как только ребёнок привыкает к внешним атрибутам школьной жизни, самоутверждается в новой социальной роли, достигнув нового статуса в обществе (“я уже ученик”), быстро понимает, что для поддержки этого статуса уже ничего делать не нужно (он понимает, что и хорошо успевающий ученик и неуспевающий – всё равно ученики – статус не изменяется). Психологи утверждают, что в этот период увеличивается количество детей, которые мотивируют свою учебную деятельность чувством долга, и уменьшается количество тех, которые учатся с интересом. Реальнодествующими мотивами становятся позитивные оценки или похвалы со стороны взрослых. Ради этого ребёнок готов старательно исполнять задания учителя.

Ученик должен формулировать познавательный мотив обучения, который должен доминировать в дальнейшей учебной деятельности.

Формирование мотива – это внутренняя деятельность субъекта. С.Л.Рубенштейн заметил: ”Мотив  - есть побуждение, это источник действия, который его порождает, но чтобы стать таким, он должен сам сформироваться, поэтому никак нельзя превращать мотивы в какое то абсолютное начало”. Значит, внешне формируются не мотивы, а мотиваторы – факторы, которые влияют на принятие решения и формирования мотива.

 

    1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В  МЛАДШЕМ И СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

При любом обучении дети, заканчивающие начальную школу, существенно отличаются от поступивших  в первый класс. Учебная деятельность является ведущей в школьном возрасте потому, что, во-первых, через нее осуществляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов, подчеркивает Д.Б.Эльконин.

Информация о работе Формирование мотивов учебной деятельности