Формирование мотивов учебной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
- изучить особенности формирования мотивационного компонента учебной деятельности,
- проследить закономерность развития мотивации учебной деятельности у младших и средних школьников.
Задачи исследования:
- исследовать особенности формирования познавательной активности и мотивации к обучению в школе детей младшего и среднего школьного возраста
- проследить специфику мотивов учебной деятельности на различных этапах школьного обучения.

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

Интерес к обучению ситуативный, связан с настоянной новизной, сменой конкретных видов деятельности, игровыми, а не учебными мотивами.

При анализе мотивации  обучения у остальных двух подгрупп учащихся четкой закономерности выявлено не было. В этих подгруппах встречались  самые разнообразные сочетания мотивов учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Успешное или нет  обучение в школе (особенно в младшей) является результатом того, насколько  ребёнок был готов к обучению: достаточно ли осведомлён, желание, цели, которые были поставлены самим ребёнком, зачем он это делает, то есть мотивы.

Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Охарактеризовать мотив – значит,  ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется. Благодаря  мотиву деятельность не замыкается сама на себе, он ёе выводит, ориентирует на нечто более широкое, лежащее за её пределами. Именно такая ориентированность и выступает источником деятельности, предавая ей смысл и побуждение. Это нечто более широкое, находящееся вне деятельности, должно быть исключительно значимым, важным для личности. Сила мотивов определяется степенью этой значимости. В свою очередь от силы мотива зависит интенсивность деятельности: мотив выступает, своего рода “её энергетической батареей”. Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.

Конкретными мотивами учебной  деятельности школьника могут быть: интерес, стремление поощрения, страх  наказания за неуспехи и др. При  этом центральную роль в учебной деятельности играет учебно-познавательный интерес. Именно он, в отличие от других возможных мотивов, только и может обеспечить протекание полноценной учебной деятельности, поскольку он ориентирует ученика непосредственно на процесс решения содержательных учебных задач.

Хочет ли ребёнок учится или нет, в большинстве случаев, зависит также и от того, в какой  среде он обучается и насколько  учитель способствует этому. К тому же в домашних условиях родители должны как можно сильнее способствовать тому, чтобы дети имели правильное представление о школе, должны стимулировать ребёнка учиться.

 Из полученных данных видно,  что мотивация к обучению в  школе в младших классах сформирована  позитивнее, чем у учащихся средних  классов. Что свидетельствует  о том, что младшие школьники охотнее посещают школу, положительно относятся  к учебным занятиям и к школе вообще. Но на ряду с этим, нами были выявлены дети, у которых мотивация к учебной деятельности вообще не сформирована, при чем такой контингент детей встречался как в четвертом, так и в шестом классе.

Для детей с высоким  уровнем успеваемости вне зависимости  от класса обучения характерными есть высокая мотивация к обучению в школе, выраженный познавательный мотив учебной деятельности. Также  для учеников этой группы характерными являются социально-ориентированный мотив, мотив престижа. Ярко выражен мотив достижения успеха, мотив избегания неудач выражен слабо, поэтому, как правило, в ситуации выбора задания ориентируются на задания средней или выше средней сложности, чтобы решения мах зависимо от собственных усилий ученика, потому что легкие задания не приносят удовольствия, а при выборе тяжелых вероятность неуспеха, в ситуации проверки не теряются.

Желание хорошо исполнить  задание, которое совмещается с  желанием получить хорошую оценку или похвалу от родителей или учителя.

Проявляют более стойкий  интерес к познанию нового, любознательность, что есть показателем познавательной активности. Есть наклонность к розвязанию проблемных ситуаций.

У учащихся, имеющих неудовлетворительный уровень успеваемости, мотивация к обучению не выражена или выражена очень слабо. Самым распространенным мотивом учебной деятельности оказались мотивы материального благополучия и мотив внешнего принуждения. Мотив достижения успеха выражен слабо, мотив избегания неудач выражен сильно и развивается, в ситуации выбора задания ориентируются на легкие. В которых гарантирован 100% успех, или самые тяжелые – в которых неудача не воспринимается как собственная катастрофа. Если задание средней сложности или ниже средней – то превосходительно ориентируются на процесс исполнения отдельных эпизодических действий, сохраняют склонность к облегчению учебного задания, отдают предпочтение к механическому копированию действий учителя. Желание хорошо исполнить задание, что объясняется с желаемым избегать плохой оценки или наказанием от родителей. Им больше нравятся перемены, каникулы, легкие предметы – пение, рисование.

Интерес к обучению ситуативный, связан с настоянной новизной, сменой конкретных видов деятельности, игровыми, а не учебными мотивами.

При анализе мотивации  обучения у среднеуспевающих учащихся четкой закономерности выявлено не было. В этих подгруппах встречались самые  разнообразные сочетания мотивов  учебной деятельности.

В конце необходимо заметить, несмотря на то, что в системе учебных мотивов тесно переплетаются внутренние и внешние мотивы. Реальным  мотивом учебной деятельности является познавательная мотивация, т.к. основная цель учебы это полученные знания и развитие способностей. Поэтому у учащихся вне зависимости от возраста необходимо формировать именно эту мотивацию учебной деятельности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1991
  2. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., - 1981
  3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1993
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.  М., 1986
  5. Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьниа. – М., 1982
  6. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1985
  7. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М., 1972
  8. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1986
  9. Курс общей, возрастной и педагогической психолгии / под ред. М.В.Гамезо. – М., 1982
  10. Мир детства: Младший школьник / под ред. А.Г.Хрипковой. – М.. 1982
  11. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1986
  12. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 2000
  13. Практичесая психология образования / под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997
  14. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 1998
  15. Формирование интерес к учению у школьника / под ред. А.К.Марковой. – М., 1986
  16. Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться. – М., 19882
  17. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. – М., 1995
  18. Эльконин Д.Б. Введение в детскую психологию. – М., 1989
  19. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. – М., 1987

Информация о работе Формирование мотивов учебной деятельности