Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Цель этой брошюры – расширить знания об особенностях психологии и познавательных процессов у детей с умственными ограничениями; обучать практическим приемам работы с ними для успешной реабилитации и интеграции их в общество.

Содержание

Введение
Тяжело умственно ограниченные дети
Педагогические принципы
Группа общения и медицинское наблюдение
Задачи обучения и воспитания
Формирование и развитие основных навыков и умений

Работа содержит 1 файл

умственно отсталые дети.doc

— 107.50 Кб (Скачать)
 

Формирование  навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда  у детей с умственной ограниченностью  

Содержание:

  • Введение
  • Тяжело умственно ограниченные дети
  • Педагогические принципы
  • Группа общения и медицинское наблюдение
  • Задачи обучения и воспитания
  • Формирование и развитие основных навыков и умений

ВВЕДЕНИЕ

 

     В последние время наше общество повернулось  лицом к проблемам детей и  подростков с особенностями в  развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах  и приемах работы с детьми, имеющими тяжелую степень умственной ограниченности, с той категорией детей, на которой стояла печать «необучаемые». Их жизнь была приравнена к жизни комнатных растений, но опыт работы зарубежных специалистов и пересмотр нашего отношения к детям с ограниченными возможностями только подтвердили истину – каждый человек должен жить по-человечески, а значит иметь право получить необходимые образование и воспитание.

     Главное для детей с любой тяжестью умственной ограниченности – это  максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире и жить самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения, воспитания, обеспечивающие нормальную жизнь таких детей в обществе.

     Эта брошюра предназначена для родителей, воспитывающих детей с умственными  ограничениями, и специалистов, вступающих на дорогу трудной, но необходимой помощи детям с проблемами в развитии.

     Цель  этой брошюры – расширить знания об особенностях психологии и познавательных процессов у детей с умственными ограничениями; обучать практическим приемам работы с ними для успешной реабилитации и интеграции их в общество.   

Тяжело  умственно ограниченные дети

 

     Дети  с тяжелыми умственными ограничениями, как правило:

  • не могут долго продолжать одну и ту же деятельность;
  • не обладают способностью понимать простейшие сообщения;
  • не могут усвоить социальные нормы поведения;
  • не могут принимать участие в процессе группового обучения, вследствие хронических заболеваний или их последствий.

Поэтому эти дети требуют индивидуальной воспитательной работы, специального отношения и ухода. Тяжелая умственная ограниченность, как правило, бывает комбинированной. Она характеризуется  особыми признаками поведения, отклонениями в двигательной, сенсорной, эмоционально-волевой сферах и часто связана с различными заболеваниями у ребенка.

     В группах общения должно проводиться  много различных мероприятий  для тяжело умственно ограниченных детей, включающих в себя подготовительную, коррекционную и социально-адаптационную работу. Группа общения выполняет здесь корпоративную роль. Она должна дать родителям необходимые рекомендации и оказать действенную помощь их детям. 

Отношение к занятиям

 

     Отношение к занятиям определяется способностью воспринимать, усваивать, а также воспроизводить полученные знания ребенком. Этому может препятствовать:

  • отсутствие познавательного интереса;
  • стереотипность в усвоении знаний, мешающая воспринимать новый материал;
  • затруднение в способности высказаться;
  • неспособность понимать задание и неправильное расчленение задания (понимание по частям);
  • непредсказуемая реакция на ощущения при обучении с использованием ручного труда;
  • отсутствие возможности обучения из-за быстрой утомляемости;
  • плохая память;
  • неспособность к коммуникативному поведению, вследствие ограниченности в высказываниях.
 

  

Отклонения  в моторной функции  тяжело умственно  ограниченного ребенка:

 
  • затруднения в способности передвигаться;
  • нарушение в общей и мелкой моторики рук и ног;
  • плохая координация;
  • нарушения артикуляции;
 

 

Отклонения  в сенсорике:

  • нарушение восприятия и переработки информации об окружающей действительности, влияющие на работу органов чувств;
  • малая координирующая способность между объективными событиями и поведением;
  • сверх- или пониженная восприимчивость к раздражителям.
 

 

Отклонения  в эмоционально-волевой  сфере:

  • агрессивное и сверхагрессивное поведение;
  • отсутствие способности адекватно реагировать на людей, соблюдая определенную дистанцию в межличностных отношениях;
  • отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слезы).
 

 

Педагогические  принципы

 

Занятия 

     Дети  с тяжелой степенью умственной ограниченности и их повседневная жизнь являются центром внимания для воспитания и обучения. Цель работы - достижение возможно больших положительных результатов.

     Занятия с тяжело умственно ограниченными  детьми должны быть построены по индивидуальному  плану, исходя из особенностей восприятия и определенных навыков ученика. Только в этой атмосфере, которая дает детям уверенность и защиту, можно добиться доверия, возможности понимания между детьми и педагогом. На базе тесного эмоционального контакта с ребенком должна быть создана атмосфера переживания событий, которая потом создаст эффект длительного положительного взаимодействия между личностью и делом.   

Форма занятий 

     Занятия охватывают все педагогические моменты, включающие как уход за ребенком, так  и специальные индивидуальные мероприятия. Занятия могут проходить в  классе, в здании, у здания, а также вне территории. Как правило, занятия проходят в классной комнате. Совместно прорабатываются ситуации – приветствия, расставания, завтрак, игры, свободные и запланированные мероприятия. При этом должны быть созданы условия для активного взаимодействия между детьми. Приобретенные навыки должны быть хорошо освоены и закреплены на практике. Ребенок должен выполнить их сначала при поддержке взрослого, а затем самостоятельно.

     Наряду  с коллективным обучением существуют и индивидуальные занятия. Время  индивидуального занятия должно зависеть от возможностей каждого конкретного ребенка, т.к. это помогает:

  • сохранить впечатление (информацию);
  • доказать результат;
  • применить навыки и умения на практике.

   Для закрепления необходимы упражнения, которые по форме и содержанию выполняются довольно длительное время. Они необходимы, чтобы:

  • сформировать реакцию и способности;
  • развить способности;
  • выработать основные действия;
  • сформировать навыки.
 

 

Планирование  занятий 

     При планировании занятий в группе общения  необходимо учитывать те условия, в которых находится ребенок дома и в группе, а также результаты диагностики ребенка, где диагностические карты должны быть составлены с учетом возраста ребенка и особенностей его развития. Рассмотрев эти условия и результаты обследования, следует установить возможности к обучению, как отдельного ребенка, так и группы в целом, способность к занятиям, способность действовать в различных ситуациях, различные отклонения в поведении. Наблюдения за детьми должны проходить как в данной, так и в произвольной ситуации. Только предусмотрев все эти аспекты, можно начинать подход к занятиям в развивающий форме.

     Далее следует провести беседу с родителями (попечителями), воспитателями, врачами, психологами, социальными работниками  для уточнения информации при планировании занятий. 

Условия организации занятий

 

     Дети  с тяжелой умственной ограниченностью  приходят заниматься в группу общения. Они обследуются с целью определения  формы обучения. Учебный день для  таких детей следует расписать  следующим образом: учеба-отдых, учеба-перемена, игра. Необходимо учитывать и различные особенности, возможности ребенка к нагрузкам и его восприятие занятий. Способности тяжело умственно ограниченных детей требуют индивидуальных занятий, поэтому для их проведения в группе общения необходимо оборудовать несколько помещений, также комнаты для отдыха и игры, учитывая санитарные нормы. Специальные функциональные помещения, такие как душевая и помещение для физических упражнений, тоже необходимы. 

Группа  общения и медицинское  наблюдение

 

Тяжело  умственно ограниченные дети испытывают трудности не только в педагогическом плане. Они постоянно находятся  под наблюдением врачей, которые  проводят с ними различные реабилитационные мероприятия. Если для отдельных  детей применяются особые медицинские или терапевтические мероприятия, то в группе общения должны способствовать их проведению и поддерживать их. 

Задачи  обучения и воспитания

 

     Они делятся на пять направлений:

  • способность познать самого себя;
  • способность позаботится о себе;
  • способность ориентироваться в предметном мире;
  • способность определиться, найти себя в окружающем мире;
  • способность жить в обществе.

     Речь  идет не о господстве какой-либо одной  идеи, на которой должен базироваться весь процесс познания, а о каталоге идей, в котором сосредоточены познавательные цели, основанные на практическом опыте работы с умственно ограниченными детьми. Возрастающие требования к детям находят свое отражение в понятиях «находиться, узнавать, чувствовать, воспринимать», которые в этой последовательности составляют дифференциацию восприятия.

     Нужно учитывать, тот факт, что при грамотном  социально-педагогическом подходе  к тяжело умственно ограниченным детям, необходимо проводить занятия  без строгой последовательности и ограничения времени занятий. Каталог целей обучения имеет направленный характер. Определяющим для выбора целей являются исходные данные индивидуальных способностей ребенка.

     Все мероприятия базируются на развитии личности в целом, а не на тренировке отдельных функций ребенка. Этот аспект необходимо учитывать в практической работе.   

Формирование  и развитие основных навыков и умений

Моторика

 

     Развития  ощущения собственного тела и нормализация тактильной чувствительности лежат  в основе моторных навыков и рассматриваются  как условия развития познавательных и социальных задатков ребенка. Дети с сильно нарушенной моторикой испытывают большой дефицит внешних раздражителей, который они не способны самостоятельно восполнить. Поэтому педагог должен быть готов к длительной и кропотливой работе.   

Нормализация чувствительности тела 

Задачи  обучения:

Научить ребенка не сопротивляться прикосновением к своему телу.  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

  • взять ребенка на руки и поднять его вверх;
  • посадить на колени, на спину;
  • прижать к себе;
  • лечь и положить ребенка себе на живот;
  • положить руку на какую-то часть тела ученика и помассировать ее, пощекотать.
 

 

Задачи  обучения:

Развивать чувствительность тела.  

Методические  рекомендации по проведению занятий:

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у детей с умственной ограниченностью