Формирование навыков самообслуживания у глухих

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Копия Глава I.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

      Начиная с преддошкольного возраста детей  учат соблюдать правила гигиены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями, заботиться о чистоте тела, о порядке в  костюме. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей  к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными  жизненными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение  к безделью и лени.

      Формируя  у детей с нарушениями слуха навыки самообслуживания, стараются в первую очередь научить их не только самостоятельно есть, но и умываться, но делать это правильно, аккуратно, самим достигать нужного результата.

      Основным  методическим приемом формирования навыков личной гигиены у детей  с нарушением слуха является подробный  показ и объяснение действий и  их последовательности. Решающее значение при этом имеет практическое участие  ребенка в выполнении данного  действия, иначе никакое овладение  навыками личной гигиены невозможно. Одновременно с показом действия произносят слово, которое его обозначает, и показывают табличку. В дальнейшем дети должны узнавать написанное слово. 

      Формирование  навыков умывания происходит постепенно. В первые дни показывают и объясняют лишь самые простые действия (смочить руки водой, потереть друг о друга ладони и тыльные части рук), используя таблички вымой, вымойте

      Когда у малышей образуются довольно прочные  навыки, можно усложнить требования (например, завертывать рукава, сначала  с помощью взрослого, а затем  самостоятельно). По мере овладения детьми навыками предъявляются более высокие требования к выполнению действия. Дети, не ориентируясь на слухо-зрительное восприятие, должны узнавать написанное слово и выполнить действие.

        По окончании умывания всегда  обращают внимание детей на их внешний вид, отмечают, какие они стали чистые, аккуратные, что на них приятно смотреть. Важно закреплять у ребят привычку садиться за стол только с чистыми руками, хвалить тех, кто делает это без напоминания.

      Культурно-гигиенические  навыки формируются у детей с  нарушением слуха и в процессе еды. Повседневные упражнения, поощрения  самостоятельности позволяют научить  ребенка к 4 годам есть опрятнее.  Перед тем, как дети сядут за стол, закрепляют знание названия еды с  помощью табличек суп, хлеб, чай и др., призывают детей к приему пищи ешь(те), пей(те).  Обязательно добиваются, чтобы после еды ребенок поблагодарил взрослого (с помощью таблички спасибо).

      В одевании и раздевании 2-3 летние дети с нарушением слуха первоначально  проявляют большую беспомощность. У взрослых уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности. При обучении ребят этой форме  самообслуживания, стараются показать и объяснить им, что нужно соблюдать  определенную последовательность: что  в первую очередь снять или  надеть, куда положить одежду. Учитывая, что основная деятельность маленьких  детей - игра, стараются включить в  игру моменты, чтобы дети овладели умениями, необходимыми в самообслуживании. 

      С первых же дней, как ребенок поступает  в детский сад, начинают работать с родителями, стараются понять отношение родителей к трудовому воспитанию малышей.  Не всегда родители придают серьезное значение воспитанию самостоятельности у детей, считая их слишком маленькими, жалеют, стараются все сделать за них сами. Или же понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, что утром спешат на работу, а вечером устают и медлительность детей их раздражает. 

      Культурно-гигиенические  навыки  формируются в течение  всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий  готовности ребенка к школе. Эти  навыки развиваются в семье и  в детском саду. Приучение детей  раннего возраста и дошкольного  возраста к самообслуживанию – длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и  познавательного развития детей с нарушением слуха [10]. 

      Выводы  по I главе. 

      В данной главе были рассмотрены особенности  формирования культурно-гигиенических  навыков и навыков самообслуживания у детей с нормальной слуховой функцией и у детей с нарушениями  слуха.

      Дети, нормально развивающиеся уже после первого года могут осуществлять определенные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, пить из чашки и есть ложкой. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослого. В дальнейшем навыки самообслуживания усложняются.

      Дети  с нарушениями слуха зачастую приходят в детский сад, не имея навыков самообслуживания. Задача воспитателя – помочь ребенку приобрести данные навыки в процессе обучения. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Работа по формированию навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

2.1.Диагностика  уровня сформированности  навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с  нарушениями слуха.

Цель - выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с нарушениями слуха.

 Для  исследования уровня сформированности  навыков самообслуживания можно  использовать наблюдение за детьми.

Проводится  непосредственное наблюдение за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, нужно наблюдать, как дети дошкольного возраста складывают свои личные принадлежности, надевают обувь  и т.д. Проводится наблюдение за поведением дошкольников в процессе употребления пищи (умение правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.)

     Критерии  оценки (были использованы материалы  Т.А. Марковой):

1 балл - (низкий) этот уровень характеризуется  отсутствием самостоятельности.  Дети не приучены складывать  свою одежду, не умеют самостоятельно  шнуровать ботинки. Ребенок не  способен самостоятельно пользоваться  вилкой, ножом и т.д. 

2 балла  - (выше среднего) на этом уровне  дети также мало инициативны,  однако при непосредственном  участии педагога начинают проявлять  самостоятельность.

3 балла  - (средний) это уровень самостоятельности  детей  в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно  одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способен  самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. 

4 балла  - (выше среднего) уровень, ребенок  без участия педагога выполняет  все функции по самообслуживанию, довольно часто вызывается помочь  педагогу в бытовой деятельности.

5 баллов - самый высокий уровень, характеризуется  полной самостоятельностью во  всех видах трудовой деятельности. Ребенок проявляет себя для  своего возраста полностью самостоятельным [16].

2.2. Программа по формированию навыков самообслуживания.

  Предлагаемая программа, разработанная на основе опыта работы Центра лечебной педагогики, дает возможность обучать детей с различными нарушениями развития.

В основу программы положена система пошагового обучения, разработанная американскими  психологами (Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости») [4].

  Основные направления  деятельности:

  1. Работа с родителями:
  • Создание заинтересованности у родителей: беседы о том, почему уделяется много внимания формированию навыков самообслуживания; обсуждение изменений в поведении, самовосприятии ребенка во время обучения; сравнение и оценка умений ребенка на начальном этапе, в середине и в конце обучения;
  • Обсуждение содержательной стороны понятия «навыки самообслуживания». Необходимости специальной работы в этом направлении, знакомство родителей с программой;
  • Заполнение родителями анкет, выявляющих уровень сформированности каждого навыка;
  • Определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка;
  • Использование домашней видеозаписи занятий для консультирования родителей;
  • Практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;
  • Обсуждение результатов совместно с родителями.
  1. Работа с ребенком:

Уровни  помощи педагога при  работе с детьми:

  • Совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
  • Частичная помощь действием (последнее действие ребенок осуществляет сам);
  • Педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
  • Ребенок осуществляет действие сам от начала до конца, опираясь на пошаговую речевую инструкцию педагога;
  • Ребенок осуществляет действие сам, если программа действия выведена на предметный уровень (например, при одевании на каждом стуле лежит по одному предмету одежды в нужном порядке);
  • Ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Критерии  оценки результативности работы по программе.

Результаты  позитивного продвижения по пути формирования навыка можно оценить  по следующим критериям:

  1. Перемещение с позиции, описывающей состояние развития данного навыка на предыдущем этапе, на следующую позицию.
  2. Пошаговое сокращение помощи педагога.
  3. Положительный итог сравнения последующих анкет и опросных листов с предыдущими.
  4. Установление партнерских отношений между специалистами и родителями, диалога в обсуждении работы по программе.

Вариант программы по формированию навыка питья из чашки.

Обучение  проводится в 2 этапа.

1 этап.

На протяжении всего занятия стоим позади ребенка. Обхватываем его руками чашку, а  сверху помещаем свои руки. Проделываем  один за другим следующие шаги:

  1. Подносим чашку ко рту
  2. Наклоняем чашку и позволяем ребенку сделать глоток
  3. Ставим чашку на стол
  4. Убираем свои руки и его. Говорим: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде  чем перейдем ко второй части программы, убедимся, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходим ко второму этапу программы и прорабатываем каждый ее шаг.

      2 этап.

После того, как ребенок овладеет одним  шагом и сумеет на последующих  занятиях успешно проделать необходимые  действия без  физической помощи, переходим  к следующему шагу.

  1. Продолжаем направлять руки ребенка, как делали это в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент убирает свои руки и позволяем ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению пить самостоятельно.
  2. Убираем свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдем вместе три четверти пути.
  3. Постепенно убираем руки. Предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.
  4. Убираем свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и даем ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже освоил вторую половину умения пить из чашки.
  5. Помогаем ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Убираем свои руки и даем ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае может сам.
  6. Продолжаем все меньше и меньше помогать ему. Пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у глухих