Формирование навыков самообслуживания у глухих

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение формирования навыков самообслуживания у детей с нарушениями слуха.

Работа содержит 1 файл

Копия Глава I.docx

— 45.99 Кб (Скачать)

Второй  этап можно отрабатывать, начиная  с обучения брать чашку, т.е. в  обратном порядке.

Описание  пошагового движения по овладению навыками самообслуживания.

Пьет  из чашки

  1. Совсем не умеет пить из чашки.
  2. Держит чашку и пьет, когда оказываем ему физическую помощь на всем протяжении процесса.
  3. Ставит чашку на стол, после того ему помогли попить из нее и часть пути ото рта до стола пронесли с ним вместе.
  4. Ставит чашку на стол после того, как ему помогли попить из нее.
  5. Пьет из чашки после того, как ему помогли пронести часть пути от стола до рта, и, попив, сам ставит ее на стол.
  6. Пьет из чашки, после того, как ему помогли приподнять ее со стола, сам ставит ее на стол.
  7. Пьет из чашки совершенно самостоятельно.
  8. Пьет из разных чашек и стаканов совершенно самостоятельно.

Ест ложкой

  1. Совсем не умеет есть ложкой.
  2. Подносит ложку ко рту, когда ему помогают физически.
  3. Подносит ложку ко рту после того, как ему наполнили ее и помогли пронести ее часть пути до рта.
  4. Доносит ложку до рта и опускает ее обратно в тарелку, после того как ему наполни ее и помогли пронести часть пути до рта.
  5. Сам доносит ложку до рта, после того, как ему наполнили ее; опускает ложку обратно в тарелку.
  6. Ест сам, ему помогают наполнить ложку.
  7. Самостоятельно есть ложкой мягкую пищу.
  8. Самостоятельно ест ложкой суп.

     Ест вилкой

  1. Совсем не умеет есть вилкой.
  2. Пользуется вилкой как ложкой.
  3. Накалывает кусочек пищи на вилку, направляемый словесными указаниями.
  4. Совершенно самостоятельно ест вилкой мягкую пищу.
  5. Совершенно самостоятельно ест вилкой разную пищу.

Намазывает  ножом

  1. Совсем не умеет намазывать ножом.
  2. Намазывает часть ломтика хлеба с физической помощью.
  3. Намазывает весь ломтик хлеба с физической помощью.
  4. Намазывает ту часть ломтика, которую попросили намазать.
  5. Направляемый словесными указаниями, намазывает джемом весь ломтик хлеба, после того, как на него положили джем.
  6. Кладет джем на хлеб и намазывает его под присмотром.
  7. Может взять ломтик хлеба и джем и совершенно самостоятельно сделать себе бутерброд.

Режет ножом

  1. Совсем не умеет резать ножом.
  2. С помощью заканчивает резать пищу ножом, после того как взрослым начат этот процесс.
  3. Режет ножом от начала до конца с помощью взрослого.
  4. Разрезает кусок пищи с начала до конца самостоятельно (помогаем ему держать еду вилкой, чтобы та не сдвигалась с места).
  5. Сам крепко держит вилку, после того как вы воткнули ее в кусок, и одновременно ножом режет его.
  6. Совершенно самостоятельно накалывает вилкой кусок пищи и разрезает его ножом, когда просим его сделать это.
  7. Для того чтобы разрезать пищу, пользуется ножом совершенно самостоятельно и без напоминаний.

Надевает  носки

  1. Не умеет надевать носки.
  2. Натягивает носки от щиколоток и выше.
  3. Натягивает носки от пяток и выше.
  4. Натягивает носки, надетые на пальцы ног.
  5. Сам надевает носки, при этом пятку носка располагает правильно.

Надевает  джемпер или футболку

  1. Не умеет надевать футболку.
  2. Натягивает на себя футболку, после того как ему надели на голову.
  3. Просовывает голову в вырез футболки, продеваем его руки в рукава, затем он натягивает футболку до талии.
  4. Просовывает голову в вырез футболки и продевает одну руку в рукав.
  5. Просовывает голову в футболку и продевает обе руки в рукава.
  6. Надевает футболку, после того как ему подают ее.
  7. Берет футболку и надевает ее совершенно самостоятельно.

Снимает брюки (уже расстегнутые)

  1. Ре умеет снимать брюки.
  2. Стягивает штанину с одной ноги, после того как вы сняли вторую штанину с другой.
  3. Сидя, стягивает штанины с обеих ног, когда они уже спущены до лодыжек.
  4. Сидя, снимает штанины, спущенные ниже колен.
  5. Спускает брюки, начиная от места, расположенного чуть выше колен, затем садится и снимает их.
  6. Спускает брюки от середины бедер до низа, затем снимает их.
  7. Спускает брюки от бедер до низа, затем снимает их до конца.
  8. Снимает брюки сам под присмотром.
  9. Совершенно самостоятельно снимает брюки.

Надевает  брюки (не застегивая)

  1. Не умеет надевать брюки.
  2. Натягивает брюки до талии, после того как ему натянули их до бедер.
  3. Натягивает брюки до талии, после того как вы натянули их до середины бедер.
  4. Натягивает брюки до талии, после того как ему продели обе ноги в штанины.
  5. Надевает брюки самостоятельно.

Надевает  блузу, рубашку или пальто, застегивающееся  спереди на пуговицы (не застегивая)

  1. Не умеет надевать блузу или рубашку, застегивающиеся спереди на пуговицы.
  2. Берет края обеих полочек рубашки и сводит их вместе, после того как ему продели обе руки в рукава.
  3. Продевает одну руку в рукав, после того как ему продели вторую руку в другой рукав.
  4. Продевает обе руки в рукава, когда ему держат расстегнутую рубашку.
  5. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает одну руку в рукав.
  6. Берет приготовленную расстегнутую рубашку и продевает в рукава обе руки.
  7. Полностью надевает приготовленную рубашку.

Обувает ботинки (не завязывая шнурки)

  1. Не умеет обуваться.
  2. Проталкивает ступню в ботинок, после того как ему натянули задник на пятку.
  3. Натягивает задник ботинка на пятку, после того как ему всунули в ботинок его пальцы.
  4. Всовывает пальцы ноги в ботиноки надевает его, после того, как ему дали ботинок в руки.
  5. Надевает ботинок, когда ему подают его.
  6. Надевает ботинки.
  7. Обувается совершенно самостоятельно, не путая правую и левую ногу.
  8. Надевает ботинки и застегивает их на липучки.

Застегивает молнию

  1. Не умеет застегивать молнию.
  2. Заканчивает застегивать молнию (в это время придерживают ее снизу) после того, как вы соединили две половинки молнии и застегнули ее до груди).
  3. Застегивает молнию с начала до конца (придерживают низ моднии), после того как ему соединили правую и левую половинки молнии.
  4. Держит одной рукой низ молнии и застегивает ее другой рукой, после того как вы соединили правую и левую половинки молнии.

 
Аналогично расписываются шаги и  по другим навыкам  (навыки опрятности, умения самостоятельно умываться и  т. д.) [13].

Результаты  формирования у ребенка  навыков самообслуживания.

Ф. И. ребенка, возраст.

 Навыки

Навыки Сентябрь Январь Май
Умение  пить из чашки      
Умение  пользоваться ложкой      
Умение  одеваться      
Умение  пользоваться туалетом      
Умение  ухаживать за собой      
 
 

Выводы  по II главе.

Таким образом, рассмотрена методика диагностики  уровня сформированности навыков самообслуживания, которая представляет собой наблюдение за детьми и оценивается в балловой системе от 1 до 5 баллов.

Также приведен пример программы формирования навыков самообслуживания,  которая  имеет своей целью:

  - достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различных навыков самообслуживания детьми с особенностями в развитии,

      - обучение родителей работе по программе формирования навыков самообслуживания.

В этой программе описаны основные направления  деятельности, критерии оценки результативности, вариант программы по формированию навыка питья из чашки, описание пошагового движения по овладению навыками самообслуживания и результаты формирования у ребенка навыков самообслуживания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Первым  по времени ребенок овладевает самообслуживающим  трудом, основной особенностью которого является направленность на себя,  а  результатом – умение обслужить  себя. 

     Оценивая  воспитательное значение самообслуживания, прежде всего следует отметить его  жизненную необходимость, направленность на удовлетворение повседневных личных потребностей ребенка. Именно через самообслуживание ребенок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Труд по самообслуживанию дополняет в известной мере внутреннюю культуру ребенка: ребенок стремится быть полезным, не обременять окружающих, помогает им обходиться своими силами в большом и малом. 

     Культурно – гигиенические навыки формируются  в течение всего дошкольного  периода. Их сформированность является в дальнейшем одним из условий  готовности ребенка к школе. Приучение  детей раннего и дошкольного  возраста к самообслуживанию – длительный процесс, требующий со стороны взрослого  систематического воспитания навыков, учета особенностей моторного и  познавательного развития детей  с нарушениями слуха.

      Обучение  навыкам самообслуживания позволяет  эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей  об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять  действия по подражанию и словесной  инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

  Таким образом, формирование навыков самообслуживания представляет одно из важных направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Д. Алексеевских «Психология детей с нарушением слуха», М. 1996.
  2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.: М, 2002.
  3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя: М.,1988.
  4. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман «Путь к независимости» Обучениедетей с особенностями развития бытовым навыкам: М.,1997
  5. Варенова, Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики / Т.В. Варенова.– М., 2003.
  6. "Воспитание дошкольника в труде". Под ред. В. Г. Нечаевой: М., 1974.
  7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: М., 2001
  8. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе: М.,
  9. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной: М., 2002.
  10. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого ребенка в семье: М., 1970.
  11. Лубовский В.И. Специальная психология: М., 2003.
  12. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция: М., 1992.
  13. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома: М., 2006.
  14. Назарова Н. М. Специальная педагогика: М.,2000.
  15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.: М., 2002.
  16.   Пинский Б. И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы: М., 1985.
  17. Программы вспомогательной школы. Формирование санитарно-гигиенических умений и самообслуживание. 1-4 классы: Минск,2003.
  18. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями: СПб., 2005.
  19. Психология глухих /Под ред. И. М. Соловьева: М., 2000.
  20. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В.М.:М., 1987.
  21. Сурдопедагогика / Под ред. проф. А.И. Дьячкова.: М., 1963.
  22. Сурдопедагогика / Под ред. проф. М.И. Никитиной: М., 1989.
  23. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков//Дошкольное воспитание: М., 1979,№ 8.

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у глухих