Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.

Содержание

Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и  науки  Российской  Федерации

Федеральное  государственное  бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский  государственный  педагогический университет

им.  Л. Н. Толстого»

 

 

 

 

 

Кафедра педагогики, психологии и

дисциплин начального образования

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему

ФОРМИРОВАНИЕ  НАВЫКОВ В СОЗДАНИИ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

 

 

 

 

 

Выполнена: студентом  группы 4 «Б»

дневной формы обучения

факультета искусств, социальных

и гуманитарных наук

Маркиной Марией Александровной

Научный руководитель: к.ф.н., доцент Винокурова Л.Д.

 

 

 

Тула - 2013

 

 

Содержание

Введение

Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе

1.1.     Проблемы изучения лингвистики текста

1.2.   Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе

Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе

2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников

2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе

Заключение

Список литературы

 

Введение

Начальная школа  призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Знание русского языка  создает условия для успешного  усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Особое внимание на уроках русского языка следует обращать на задания, направленные на развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Это невозможно без систематического изучения текста в начальной школе и формирования у младших школьников текстовых умений.

Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными  умениями. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр [32, с.267].

Работа по формированию текстовых  умений учащихся начальной школы многогранна. Она включает в себя работу над сочинениями, изложениями различных видов.

Большое значение в системе  развития речи на уроках русского языка  имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами [56, с. 10]. Особый интерес с этой точки зрения представляет имя прилагательное. Обучение умению пользоваться словами этой лексико-грамматической группы предполагает работу над точностью словоупотребления прилагательных в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля текста.

Описание — это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий. 

 

В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов. Это, в первую очередь, имена прилагательные.

В связи с перечисленным выше, была выбрана следующая тема курсовой работы: «Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного»

Цель  исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.

Объект  исследования:  формирование навыков в создании описательных текстов.

Предмет исследования: группа упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного.

Задачи  исследования:

  1. На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
  2. Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
  3. Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.

Для решения  поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- изучение учебно-методической  литературы по теме;

-наблюдение над деятельностью учащихся.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

ГЛАВА I. ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ В СОЗДАНИИ ОПИСАТЕЛЬНЫХ ТЕКСТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

1.1. Проблемы изучения лингвистики текста.

Изучение закономерностей, связанных с семантической и структурной организацией текстов выросло в последние десятилетия в отдельную отрасль лингвистики.

Теория текста сложилась  как научная дисциплина во второй половине 20 века на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики и др. несмотря на общие междисциплинарные пересечения, в настоящее время теория текста обладает собственным онтологическим статусом.

Текст изучается такой  языковедческой наукой, как лингвистика текста - дисциплина, которая ставит своей задачей выявление общих закономерностей, касающихся текста в целом. При этом текст понимается как языковая дисциплина.

О.И. Москальская пишет: " За три десятилетия современная  лингвистика текста прошла несколько  этапов развития, и в ней произошла  значительная эволюция как самого понятия "текст", так и подхода к тексту". [38,С. 7]

I этап развития современной  лингвистики текста- 40-50- е годы. Понятие  "текст" в это время развивается  в рамках теории синтаксиса  как учение о сложных синтаксических  целых, то есть с позиций  собственно лингвистического подхода. Исследования эти чаще всего ведутся на материале художественной речи с учётом индивидуального стиля писателя и нередко связываются с задачами развития культуры речи, а также с традиционными чисто практическими нуждами, разрешение которых было просто невозможно без выхода за пределы предложения, в частности, с практическим изучением пунктуации целого текста, с обучением младших школьников связной речи посредством сочинений, изложений.

Одновременно идея выхода "за пределы предложения", однако без последовательной ориентации на членение текста, разрабатывается и за рубежом, в исследованиях немецких, американских и других лингвистов.

II этап - 60-70- е годы. Лингвистика текста выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину. Стремительное её развитие, характерное для второй половины 60-70-х годов, связано уже с целым комплексом изменений в лингвистических ценностях, задачах и позитивных программных установках, а также с возникновением ряда новых теоретических идей и проблем и с необходимостью их разрешения. Текст уже рассматривается как единица знаковой системы языка.

III этап - конец 70–80-ых годов. Внимание исследователей переключается на целый текст, который превращается в интродисциплинарный объект изучения. Это определяет новое понимание текста и новый подход к нему.

Особенностью III-его этапа  развития лингвистики текста является то, что в её составе чётко выделились две единицы, два объекта исследования: 1) микротекст (например, сложное синтаксическое целое) и 2) макротекст (законченное речевое произведение). С каждой из названных единиц связан соответствующий круг проблем и соответствующий понятийный аппарат.

Трудности изучения текста связаны, с одной стороны, с многообразием  типов текстов, с другой стороны, с тем что очевидные элементы грамматической и даже лексико-грамматической организации могут отсутствовать и связь между предложениями- компонентами текста нередко осуществляется только на смысловой основе.

Наиболее актуальными  проблемами современной лингвистики  текста являются следующие: проблема изучения структурно-семантической и коммуникативно-смысловой организации целого текста, проблема установления его формальных и содержательных грамматических категорий, проблема определения статуса текста в дихотомии языка.

Если на первом этапе своего развития лингвистика  текста не выходила за пределы "связного текста", то есть синтаксической единицы, состоящей из ряда структурно и семантически объединённых предложений, то в последнее  двадцатилетие её внимание привлечено к тексту в широком смысле- к целому произведению определённого жанра и определённого функционального стиля. Иначе говоря, объект лингвистики текста значительно расширился в результате того общего изменения ориентации языкознания, которое связано с возрастающим интересом к проблемам функциональной лингвистики.

Отсутствие  общего и однозначного подхода к  понятию "текст" в настоящее  время приводит к тому, что под  текстом понимается как одно предложение, так и некоторая их совокупность, образующая целостные единства внутри более сложного целого, а также само это целое. Текстом может быть также вся совокупность высказываний, представляющая собой открытую систему, не имеющую границ.

Л.Д. Санина в  своей статье "Работа над связностью текста" даёт такое определение  понятия "текст": "С точки зрения связи языка и мышления текст- это группа предложений, которые с помощью языковых средств связаны единой мыслью, переходящей из предложения в предложение" [19,С.47]

Наиболее полным можно считать определение И. Р. Гальперина: "Текст - это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку. Текст - это некий снятый момент процесса, в котором все динстиктивные признаки объекта обозначаются с большей или меньшей степенью отчётливости".[8, С.9]

У каждого учёного, занимающегося исследованием текста, своё представление о данном понятии, и каждый даёт своё определение, в  котором стремится найти место  текста в системе языка и речи и вычленить собственные текстовые категории, присущие только этой единице.

Различие в  определениях исходит из понимания  исследователями места текста в  системе языка и речи. Но в определениях есть и сходства:

- текст рассматривается  как речетворческое произведение;

- как продукт  речи;

- продуцирование  и осмысление теста происходит  в процессе коммуникации;

- служит для  достижения целей сообщения;

- текст реализуется  в письменной форме;

- это законченное,  завершённое произведение;

- имеет собственную внутреннюю структуру, определённое строение;

- обладает средствами  связности его частей, которые  не позволяют ему распадаться  на отдельные предложения.

Современное толкование понятия "текст" даёт возможность  показать учащимся при анализе конкретного  текста закономерности построения всех типов текстов и вести обучение связной речи на основе обобщённого понятия текста, что позволяет формировать речевые умения сознательным путём.

Типы  текстов.

Типология текста, несмотря на своё центральное положение  в общей теории текста, до сих пор ещё разработана недостаточно. Не определены ещё общие критерии, которые должны быть положены в основу типологизации. Объективно это объясняется многоаспектностью и потому сложностью самого феномена текста, субъективно- сравнительно небольшим периодом разработки проблем текста, когда они стали слагаться в общую теорию. Главная трудность заключается в том, что при текстовой дифференциации неправомерно исходить из какого-либо одного критерия, слишком зыбко такое основание для строгой классификации.

Понятие "тип  текста" в настоящее время принято  как рабочий термин в современных  исследованиях по теории текста, в  частности в лингвистике текста. Обозначает он эмпирически существующие формы манифестации текстов. Расхождения  в толковании понятия "тип текст" ещё достаточно велики.

Не вдаваясь во все сложности дискуссий по этому поводу и противоречивость мнений, можно всё-таки на основании  накопленных наукой данных постараться  наметить основные критерии для разграничения  различных манифестаций текстов.

Каждый из этих подходов способен стать основанием для соответствующей классификации. Объединённые же вместе, они создают  известные трудности: каждый реальный текст должен теоретически выявить  свой собственный, отличный от других признак по каждому из этих оснований. Такая "идеальная" и непротиворечивая классификация затруднительна, поскольку сходства и различия признаков могут комбинироваться по-разному.

Информация о работе Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного