Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: составить группу упражнений, способствующих формированию навыков в создании описательных текстов в начальной школе при изучении имени прилагательного.
Задачи исследования:
На основе изучения лингвистической литературы выявить свойства текстов описательного характера и роль в них прилагательных.
Определить уровень сформированности у младших школьников навыков составления текстов описательного характера.
Определить группу упражнений для формирования навыков в создании описательных текстов при изучении имен прилагательных.

Содержание

Введение
Глава I. Лингвометодические основы формирования навыков в создании описательных текстов в начальной школе
1.1. Проблемы изучения лингвистики текста
1.2. Лингвистические основы изучения имени прилагательного в начальной школе
Глава II. Практическая работа по составлению текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
2.1. Диагностика сформированности навыков создания описательных текстов у младших школьников
2.2. Группа упражнений, способствующих созданию текстов описательного характера при изучении имени прилагательного в начальной школе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 397.50 Кб (Скачать)

 

Вывод: на основании вышеописанной таблицы можно сделать вывод о том, что уровень количества использования прилагательных в тексте находится, в основном, на низком уровне. Т.о. у 60 % учащихся низкий уровень количества использования, у 40%  - средний уровень количества использования. Высокий уровень не показал ни один ученик.

Диагностика выразительности речи учащихся.

 Высокий уровень - ребенок правильно и самостоятельно подбирает сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; в логической последовательности излагать своё высказывание, умеет правильно построить предложения в своем высказывании; умеет использовать разнообразные средства связи; умеет правильно использовать в своем высказывании изобразительно-языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, эмоционально-оценочные слова). 
              Средний уровень - ребенок в основном правильно умеет подбирать сравнения, эпитеты, синонимы и антонимы к словам; иногда обращается за помощью к педагогу; умеет правильно строить предложения в своем высказывании, умеет частично использовать разнообразные средства связи, умеет частично использовать в своем высказывании изобразительные языковые средства. 
            Низкий уровень - ребенок затрудняется в подборе сравнения, эпитетов, синонимов и антонимов. Постоянно обращается за помощью к педагогу, испытывает трудность в логической последовательности излагать своё высказывание; не умеет правильно строить предложения в своём высказывании; не умеет использовать средства связи; не умеет использовать изобразительные языковые средства в речи, повторяемость одних и тех же слов.

Результаты  анализа выполнения заданий детей  позволили определить исходный уровень выразительности речи школьников: высокий уровень соответствует 7–10 баллам, средний уровень 4–6 балла, низкий уровень 2–3 балла.

Результаты сформированности у детей выразительных средств речи

 

 
Ф.И ребенка

Умение сравнивать и подбирать эпитеты

Умение подбирать  синонимы

Умение подбирать  антонимы

Общие  
речевые умения

Общее кол-во баллов

 
Иван Б.

 
1

 
1

 
1

 
1

 
4

 
Наталья А.

 
1

 
2

 
1

 
1

 
5

 
Ольга К.

 
1

 
1

 
1

 
1

 
4

 
Александра М.

 
2

 
1

 
1

 
1

 
5

 
Софья Н.

 
1

 
1

 
1

 
1

 
4

 
Средний балл

 
1,3

 
1,2

 
1,4

 
1,2

 
4,8


 

Можно сделать вывод о том, что у учащихся средний уровень сформированности выразительности речи.

Диагностика уровня сформированности самостоятельности в составлении текста-описания.

Ф. И. ученика

Показатели  самостоятельности

Количество  баллов

Уровень самостоятельности

Иван Б.

Ученик самостоятельно выполняет задание, к помощи учителя  не прибегает

3

Высокий

Наталья А.

Ученик затрудняется в выполнении задания, требуется помощь учителя

1

Низкий

Ольга К.

Ученик справляется  с заданием, требуется незначительная помощь

2

Средний

Александра  М.

Ученик самостоятельно выполняет задание, к помощи учителя  не прибегает

3

Высокий

Софья Н.

Ученик справляется с заданием, требуется незначительная помощь

2

Средний


 

На основании  таблицы можно сделать вывод  о том, что самостоятельность  учащихся в составлении текстов  – описаний находиться на среднем  уровне.

Уровень сформированности навыков в создании описательных текстов.

Имя, фамилия  ученика

Количество

Качество

Самостоятельность

Общие баллы

Уровень сформированности навыков в создании текстов-описаний

Иван Б.

2

4

3

9

Средний

Наталья А.

1

5

1

7

Низкий

Ольга К.

4

4

2

10

Средний

Александра  М.

3

5

3

11

Средний

Софья Н.

1

4

2

7

Низкий


 

Вывод. Три ученика из пяти относятся к среднему уровню сформированности навыков создания текстов описательного характера. Двое учеников на низком уровне. Следовательно, для повышения уровня сформированности навыков в создании текстов – описаний необходимо проводить целенаправленную систематическую работу по его повышению, для чего требуется специальная группа упражнений.

 

2.2. Методические  приёмы, способствующие созданию  текстов описательного характера  при изучении имени прилагательного в начальной школе.

 

Система заданий  по обучению созданию письменных текстов-описаний с 1-го по 4-й классы основана на дедуктивном  методе.

Для описания, по словам О.А. Нечаевой, характерна перечислительная форма. Признаки предмета могут представлять собой как простые качества (рост, цвет глаз и т.д.), так и более сложные характеристики (увлекается музыкой, работает режиссёром и т.д.). Содержание описания статично: признаки предмета соотнесены с определенным моментом в речи (описания природы часто представлены в динамике).

Можно обозначить тематические группы текстов-описаний:

1) портретное  описание человека (внешность, характер);

2) описание животного,  растения;

3) описание неодушевлённого  предмета;

4) описание интерьера;

5) описание явлений природы;

6) пейзажное  описание.

Обучение младших  школьников созданию текстов-описаний носит системный характер и включает три этапа.

Подготовительный  этап. Организация и проведение системы подготовительных обучающих заданий с целью формирования у детей умения «видеть» признаки предметов, определять предмет по называемым признакам, сравнивать предметы между собой и др.

Теоретико-практический этап. Знакомство с типом текста – описанием, его особенностями, механизмами создания текстов-описаний разных жанров.

Практический  этап. Создание учащимися текстов-описаний на основе взаимосвязи содержания, структуры и речевого оформления текста.

Рассмотрим  каждый этап в отдельности.

Подготовительный  этап

Подготовительную  работу к обучению созданию письменных текстов-описаний следует начинать с первого класса, задолго до того, как дети познакомятся с понятием «текст», его признаками, а позднее и с понятием «текст-описание».

Работа на подготовительном этапе делится на два этапа:

– первый этап – до знакомства с термином «имя прилагательное»;

– второй этап – после знакомства с термином «имя прилагательное».

На первом этапе (до знакомства с термином «имя прилагательное») можно использовать следующие примерные упражнения.

Задания на формирование умений сравнивать предметы и выделять их существенные признаки.

В основе описания чего-либо лежит перечисление признаков: форма, состав, структура, свойства, качество, назначение и т.д. неумение выделить признаки предмета, наблюдать за предметом (явлением и др.), сравнивать предметы, называть существенные и несущественные признаки создаёт в дальнейшем преграды для младшего школьника при создании собственного текста-описания. Для решения данной проблемы следует включать уже в период обучения грамоте следующие виды заданий.

Назови  признаки предмета (опиши предмет по иллюстрации)

Эту работу следует  начинать с анализа знакомых детям  предметов.

К примеру, в  «Русской азбуке» В.Г. Горецкого  и др. предлагается много предметных картинок. Можно на каждом уроке предлагать детям подбирать хотя бы по одному признаку.

          Например, предлагаются картинки с изображением следующих предметов: шарфа, шапки, карандаша, ручки, портфеля, пенала.

– Ребята, рассмотрите  картинки. Что на них изображено?

– Придумайте к  каждому слову, называющему предмет, по одному слову, отвечающему на вопросы какой? какая? например, тёплый шарф. (Длинный шарф, зимняя шапка, простой карандаш, удобная ручка, школьный портфель, красивый пенал).

Желательно  предлагать на каждом уроке обучения грамоте задание –

описать предмет, пользуясь иллюстрацией. К примеру (см. рис. слева).

1. Что изображено на  иллюстрации?

2. Какая это  ягода: по цвету, по запаху, по

вкусу, по форме?

3. Где растёт  земляника?

4. Составьте  предложение про землянику.

Вначале такие задания учащиеся выполняют устно, а уже с первого полугодия второго класса следует письменно перечислять признаки предметов.

По  признакам узнай предмет

Работу по знакомству с признаками предметов в первом классе следует начинать с отгадывания загадок.

– Послушайте загадку.

Кто в беретке  ярко-красной,                                              На меня он не глядит,

В чёрной курточке атласной?                          Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

– Какие слова  помогли отгадать загадку, понять, о ком идёт речь? (дети отвечают).

Загадки, предлагаемые первоклассникам, должны быть разнообразными: предметами загадки должны быть животные, птицы, растения, явления природы, предметы быта и так далее.

На первых порах первоклассникам следует предлагать загадки, в которых даются признаки в прямом значении, в загадке нет сравнений (ни открытых, ни закрытых).

К примеру,

 

Длинная шея, красные  лапки,                          Маленький рост, длинный хвост, Щиплет за пятки, беги без оглядки.                        Серая шубка, острые зубки. (Гусь)                                                                                                           (Мышка)

 На спинке  иголки                                                          Он высокий и пятнистый

 Длинные  и колкие,                                                       С длинной-длинной шеей,

 А свернётся  он в клубок –                                            И питается он листьями –

 Нет ни  головы, ни ног.                                                           Листьями деревьев.

(Ёж)                                                                                                              (Жираф)

 Отгадать  легко и быстро:                                                         Круглое, румяное, 

 Мягкий, пышный  и душистый,                                                  Я расту на ветке:

Он и чёрный, он и белый,                                                    Любят меня взрослые

 А бывает  подгорелый.                                                            И маленькие детки.

(Хлеб)  (Яблоко)

 

Далее следует  предлагать детям по нескольким признакам  определить предмет. Например,

Весенний, говорливый, звонкий… (ручей).

Библиотечная, интересная, любимая… (книга).

Круглый, обеденный, деревянный… (стол).

Осенние, багряные, пожухлые… (листья).

Позднее дети учатся подбирать признаки к словам, обозначающим предметы, не глядя на иллюстрацию. Например, подбери и запиши слова-признаки, с помощью которых можно рассказать, какие это предметы. Лес –хвойный, густой, ближний, смешанный, тёмный, непроходимый.

Волк, деревья, сосна, ель, тропа, трава, мох, кукушка, дятел, муравей,

Информация о работе Формирование навыков в создании описательных текстов у младших школьников при изучении имени прилагательного