Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 15:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Содержание

Введение
Глава 1. Теория игры. Игра как средство воспитания детей
1.1 Прогрессивные педагоги прошлого о роли игры в воспитании ребенка
Современные исследования по проблеме игры дошкольников
Нравственное воспитание в играх дошкольников
Роль сюжетно-ролевых игр в нравственном воспитании дошкольника
1.5.Роль дидактических игр в нравственном развитии
1.6. Роль подвижных игр в формировании нравственного поведения
1.7..Роль строительных игр
Глава 2. Нравственное воспитание дошкольников
2.1.Основной понятийно-категориальный аппарат проблемы
2.2. Механизм нравственного воспитания
2.3.Задачи нравственного воспитания
2.4.Средства нравственного воспитания
2.5. Методы нравственного воспитания
Глава 3. Экспериментальное исследование
Программа и методы исследования
3.2 Обработка и описание полученных результатов
3.3 Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

А.М.Васильева выделила следующие узконаправленные задачи для детей 6-7 лет:

- Воспитывать дружеские  взаимоотношения между детьми, привычку  играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление  радовать старших хорошими поступками.

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. - Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

- Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

- Развивать волевые  качества: умение ограничивать свои  желания, преодолевать препятствия,  стоящие на пути достижения  цели, подчиняться требованиям взрослых  и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

- Обогащать словарь  формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.

- Развивать в мальчиках  и девочках качества, свойственные  их полу (у мальчиков — стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек — скромность, заботу о других).

- Формировать самооценку  своих поступков, учить доброжелательно  оценивать поступки других людей.

- Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

- Формировать умение  спокойно отстаивать свое мнение.

- Воспитывать желание  познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки,  произведения народного декоративного  творчества), формировать бережное отношение к ней.

- Воспитывать уважительное  отношение к культуре других  народов.

Содержание нравственного  воспитания включает в себя следующие  блоки: воспитание гуманности как качества личности; трудолюбия, умения и желания трудиться; патриотизма, гражданственности; коллективизма. В каждом из смысловых блоков следует решать задачу по двум взаимосвязанным направлениям: воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества и создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей. Таким образом, содержание нравственного воспитания включает определенный объем знаний о нормах морали, умения и привычки нравственного поведения, нравственные чувства

 

2.4 Средства  нравственного воспитания

 

Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.

Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.

Литература, изобразительное  искусство, музыка, кино, диафильмы  и пр. можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлении. Многочисленные исследования (Н.С. Карпинская, Л.Н.Стрелкова, А.М.Виноградова) показывают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам (В.А.Елисеева, Г.Н.Пантелеев). Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

Средством нравственного  воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н.Николаева, Л.Г.Нисканен, В.Г.Фокина, В.Д.Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством нравственного  воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и  интеллектуального развития, от этапа  развития нравственных качеств (только начинаем формировать качество, или  закрепляем, или уже перевоспитываем). Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

 

2.5 Методы нравственного  воспитания

 

В.Г. Нечаева выделяет две группы методов нравственного  воспитания дошкольников: организация  практического опыта общественного поведения (метод приучения, показ действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок (беседы, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко второй группе автор относит метод убеждения, положительный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, выстроена на том же основании, что и у В.Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Методы дают эффективный  результат лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа  методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детям любого возраста.

- метод должен быть  реальным, осуществимым, он требует  логического завершения. Иногда  воспитатели и родители используют  прием обещания награды, не  задумываясь, реальна ли она.  И не выполняют обещанного. Или в качестве наказания используется угроза. Родители угрожают ребенку тем, чего никогда реально не сделают («Вот не будешь слушаться, уведу в лес и оставлю волкам на съедение!»). Вначале подобные угрозы, может быть, и дадут результат, но постепенно ребенок усвоит, что за такими словами ничего не стоит и можно продолжать не слушаться. В нравственном воспитании каждый метод должен быть весомым, значимым;

- для использования  метода должны быть заранее  подготовлены условия, средства. Например, воспитатель приучает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совместной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен  применяться однотипно, шаблонно  по отношению ко всем детям  и в любой ситуации. Если не  соблюдать это условие, метод  убеждения может превратиться  в назидание и перестанет приносить  нужный результат;

- методы воспитания  следует применять тактично. Воспитанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, которым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов  следует учитывать степень сложности  формируемого качества;

- проектируя, подбирая  методы, важно предвидеть возможные  результаты воздействия их на  конкретного ребенка. Если воспитатель  не уверен в успехе или предвидит  слишком сильную реакцию - от  выбранного метода следует отдаться;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка дошкольного возраста, нельзя рассчитывать на моментальность и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понимаем относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу.

- преобладающими в  нравственном воспитании дошкольников  должны быть практические методы, которые предполагают обучение  ребенка способам действия. Если  только опираться на осознание,  понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, желаемых результатов не будет.

- методы применяются  не изолированно, а в комплексе  во взаимосвязи. Основаниями для  подбора методов, которые можно  и целесообразно использовать  в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

 

Глава 3. Экспериментальное  исследование

 

3.1 Программа  и методы исследования

 

Цель работы – исследование связи уровня нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с многообразием игровой деятельности.

Гипотеза исследования: высокий уровень нравственного развития будет достигнут при соблюдении ряда условий:

- правильная организация и руководство игрой;

- многообразие детских игр

- использование специальных игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников.

Данная цель требовала  решения следующих задач:

  1. Изучение психолого-педагогическлй литературы по данной проблеме;

2. Выявление роли различных  видов игр в нравственном воспитании  дошкольников;

3. Определение условий  эффективности влияния игры на личность дошкольника;

4. Изучение взаимосвязи  уровня нравственного развития  и разнообразия детских игр.

Объектом исследования является нравственное воспитание и развитие дошкольника.

Предметом – роль игры в нравственном становлении ребенка.

База исследования - ДОУ  № 75, Октябрьского округа города Мурманска, подготовительная группа.

При решении поставленных задач применялись следующие  методы:

1. Обзорно-аналитическое  исследование психолого-педагогической  литературы по поставленной проблеме.

2. Констатирующий, формирующий,  контрольный эксперименты.

3. Качественная и количественная  обработка результатов.

В исследовании использовались методика определения уровня нравственного  развития ребенка «Изучение проявления помощи, сочувствия другому человеку» Г. Урунтаевой, С. Афонькиной; методика проведения игр по нравственному развитию дошкольника Е. Смирновой.

Методика определения  уровня нравственного развития ребенка

Изучение проявлений помощи, сочувствия другому человеку. Методика взята из пособия Г.Урунтаевой, С.Афонькиной «Психолого-педагогический практикум по дошкольной педагогике».

Подготовка к эксперименту. Для каждого испытуемого готовится  по 3 листа с картинкой: 1 чистый и 2 с недовершенными рисунками (см. приложение), карандаши, фломастеры.

Проведение эксперимента. Эксперимент проводится индивидуально. Ребенку предлагается закрасить  картинку, сделав выбор.

1-я ситуация – закрасить  самостоятельно.

2-я ситуация – помочь  докрасить картинку ребенку, у  которого не получается.

3-я ситуация – закрасить недокрашенную картинку ребенку, у которого все хорошо получается – закрасить рисунок вместе.

Ребенка, нуждающегося в  помощи и того, кто справляется, в  комнате нет. Воспитатель объясняет, что они «вышли за карандашами».

Если ребенок выбирает 2ю или 3ю ситуацию, то свою картинку он может закрасить самостоятельно во 2й половине дня или дома.

Поскольку оказание помощи другому ребенку в данной ситуации не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно трактовать как показатель наличия сочувствия.

Дети, выбирающие 3-ю ситуацию предпочитают совместную деятельность индивидуальной.

Результаты оформляются  в таблицу.

3.2 Обработка  и описание полученных результатов.

 

При проведении констатирующего эксперимента по методике определения уровня нравственного развития ребенка были получены следующие результаты, занесенные в таблицу№1. Испытуемые – 10 детей из старшей группы. Возраст – 5-6 лет.

 

Таблица 1

Результаты констатирующего  эксперимента

Информация о работе Формирование нравственности у детей дошкольного возраста в игровой деятельности