Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом. Развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….……………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У
ШКОЛЬНИКОВ ………………………………………………………
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….…………………..
1.2 Формирование патриотизма и гражданственности у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма……………………………………………………………
1.2.2 Цель и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи………………………………………………………………
1.2.3 Принципы патриотического воспитания молодежи…………………
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ………………………………………………………………..
2.1 Организация исследований по определению путей формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….……………………………………………
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности в деятельности классного руководителя…………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………....................

Работа содержит 1 файл

К урсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

Р Е Ф Е Р А  Т 

        Курсовая работа: 36 с., 25 источников, 4 прил.

        Объектом исследования курсовой работы является система воспитания гражданственности и патриотизма  школьников.

        Предметом же исследования выступает воспитательный процесс, формирующий чувства гражданственности и патриотизма.

        Видя особую актуальность тематики данной курсовой работы, определим  её основную цель:

        - формирование у  подрастающего поколения Республики  Беларусь ценностного отношения  к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

        При написании курсовой работы были использованы следующие  методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, экскурсия, анкетирование.

        Практическая значимость курсовой работы состоит в следующем: данный материал может быть использован  классными руководителями для проведения уроков и классных часов, учителями  школ города Барановичи и не только, студентами УО «БарГУ» при прохождении учебно-методических практик.

        Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                            ________________________

                                                  (подпись студента)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………..………………………………….…………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ  И ПАТРИОТИЗМА У

 ШКОЛЬНИКОВ  ………………………………………………………

7
1.1 Понятие патриотизма и гражданственности…….………………….. 13
1.2 Формирование  патриотизма и гражданственности  у белорусских школьников……………………………….............................................
1.2.1 Идеологические основы в воспитании гражданственности и патриотизма…………………………………………………………… 16
1.2.2 Цель  и задачи гражданского и патриотического воспитания молодежи……………………………………………………………… 18
1.2.3 Принципы  патриотического воспитания молодежи………………… 19
ГЛАВА 2 ВОСПИТАНИЕ  ПАТРИОТИЗМА И  ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………………….. 24
2.1 Организация исследований по определению путей  формирования гражданственности и патриотизма у школьников……………….…………………………………………… 24
2.2 Условия и критерии эффективного формирования патриотизма и гражданственности  в деятельности классного руководителя………………………………………………………….. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………….. 32
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………. 34
ПРИЛОЖЕНИЯ  …………………………………………………………….................... 36

 

     ВВЕДЕНИЕ 

Воспитатели, учителя должны знать, кого им нужно воспитывать

 или  выучить, знать не только тот педагогический материал,

 который сидит или бегает под их руководством,

 но  и тот умственный и нравственный идеал,

к которому они обязаны приближать эти вверенные им

маленькие живые будущности.

В.О.Ключевский

      Современная, экономическая и социокультурная  ситуация в Республике Беларусь на этапе перехода к социально ориентированной экономике, гражданскому обществу и правовому государству осложнили процесс воспитания подрастающих поколений, обострили возникшие противоречия, которые проявляются на всех уровнях воспитательного процесса, нарушая его системность, последовательность, связь с жизнью, социализацию личности. Эти осложнения наблюдаются во всех институтах воспитания.[25,с. 4]

       В этих условиях очевидна необходимость  усиления роли воспитания у молодежи гражданственности и патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Поэтому в воспитании подрастающего поколения гражданско-патриотическое направление, как составляющая идеологического воспитания, было, есть и останется приоритетным.

     Главной целью и сутью воспитания подростка является формирование и развитие его как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе.

       Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека.

     Задачи  воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем, как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

       Общая цель современного воспитания - сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

       Гражданско-патриотическое воспитание приобретает новый смысл, наполняется новым содержанием. Оно должно осуществляться на основе приоритета общечеловеческих ценностей, именно этот принцип заложен в стратегию и тактику системы образования Республики Беларусь.

     Социологические исследования, проводимые в Республике Беларусь, показали, что 58,2% опрошенных юношей и девушек гордятся своей страной – (затруднились определиться – 20,2%). Живут надеждами (60,3%) и уверенностью (26,2%) большинство юношей и девушек, каждый четвертый испытывает чувство неопределенности. [9,с.398]

       Видя  особую актуальность тематики данной курсовой работы, определим её основную цель:

       - формирование у подрастающего поколения Республики Беларусь ценностного отношения к своему отчему дому, школе, городу, народу и его языку, морали, обычаям, традициям, культуре к своему Отечеству в целом, развитие устойчивого желания способствовать консолидации общества, процветанию Беларуси и готовность к ее защите.

       В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • изучить и проанализировать литературу по данному вопросу;
  • прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси;

Создавать условия для:

- воспитания  у школьников уважительного отношения  к символам и героям государства;

- формирования  чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина РБ;

- воспитания уважения к вооруженным силам РБ и защитнику Отечества;

       Объектом исследования курсовой работы является система воспитания гражданственности и патриотизма школьников.

       Предметом же исследования выступает воспитательный процесс, формирующий чувства гражданственности и патриотизма.

       Гипотеза исследования основывается на том, что основы формирования гражданственности и патриотизм прививаются у школьников на примере подвига и жизни почетных граждан и героев Республики Беларусь.

       При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, экскурсия, анкетирование.

       Сегодня работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников заключается в формировании в их сознании потребности иметь свою семью, хранить и защищать ее, в необходимости коллективного объединения, коллективного сознания безопасности, понятия своей страны, своей Родины и осознанной необходимости всем миром защищать то, что называют своим домом, своей землей, своим Отечеством.[6,с. 23]

       Тематика  написания данной курсовой работы актуальна  не только в данный момент, а будет  актуальна, постоянна, так как лишь привив чувство гражданственности и патриотизма молодому поколению можно быть уверенным в процветании нашей страны и светлом будущем Отечества, Родины. Она волновала умы человечества на протяжении веков. Беларусь в своём развитии переживала всплески патриотизма (Великая Отечественная война) и проявления антипатриотизма (деятельность неформальных объединений и группировок, уклонение от воинской службы и т.п.). Поэтому необходимость воспитания патриотизма и гражданственности у молодёжи вновь актуализировалась. Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности».

       Практическая  значимость курсовой работы состоит  в следующем: данный материал может  быть использован классными руководителями для проведения уроков и классных часов, учителями школ города Барановичи и не только, студентами УО «БарГУ» при прохождении учебно-методических практик.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Понятие патриотизма и гражданственности.

     Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. [2,с.38]

     В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:

     «Патриот - любитель отечества, ревнитель о  благе его, отчизнолюб». «Патриот –  говорится в другом словаре, - человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей Родины». [8,с.9]

     Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «Патриотизм (греч. Patris - отечество), -это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины». [8,с.11]

     Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую  традицию, уходящую корнями в глубь  веков. Уже у Платона имеются  рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более  разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Руссо, Фихте. [23,с.32]

     За  последнее время все большее  распространение в рамках данного  направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая можно дать такое определение:

     «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни  общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». [11,с.76]

     Патриотизм  олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

     Многие  мыслители и педагоги прошлого, раскрывая  роль патриотизма в процессе личностного  становления человека, указывали  на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что  патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». .[22,с. 9]

     Истинный  патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Информация о работе Формирование основ патриотизма и гражданственности у школьников