Формирование положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов через внедрение в учебный процесс технологии развит

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 16:03, творческая работа

Описание работы

В ходе анализа результатов изучения исходного состояния уровня развития мышления у первоклассников определилась необходимость формирования положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов. Автора заинтересовала технология развития критического мышления.

Содержание

Информация об опыте……………………………………2

Технология опыта…………………………………………8

Результативность опыта………………………………….13

Библиографический список……………………………...16

Работа содержит 1 файл

Опыт Черномуровой.docx

— 83.54 Кб (Скачать)

     Технология  развития критического мышления – стадии и             методические приемы

Технологичекие

этапы

Деятельность 

учителя

Деятельность 

учащихся

Возможные

приемы  и методы

I  стадия (фаза)

Вызов (evocation):

-  актуализация  имеющихся знаний;

- пробуждение  интереса к получению новой  информации;

- постановка  учеником собственных целей обучения.

Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе 
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует  информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет  получить ответы. Составление списка «известной информации»:

рассказ-предположение  по ключевым словам;

систематизация  материала (графическая): кластеры, таблицы;

верные  и неверные утверждения;

перепутанные  логические цепочки;

мозговая  атака;

проблемные  вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы  и т.д.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется  индивидуально, в парах или группах.
II стадия

Осмысление  содержания (realization of meaning):

- получение  новой информации;

-корректировка  учеником поставленных целей  обучения.

Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет  записи по мере осмысления новой информации Методы активного  чтения:

«инсерт»;

«фишбоун»;

«идеал»;

ведение различных записей типа двойных  дневников, бортовых журналов;

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

На  стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой  информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или  в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
III. Рефлексия (reflection):

-размышление,  рождение нового знания;

-постановка  учеником новых целей обучения.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские  или практические задания на основе изученной информации Учащиеся соотносят  «новую» информацию со «старой», используя  знания, полученные на стадии осмысления содержание. Заполнение  кластеров, таблиц.

Установление  причинно-следственных связей между  блоками информации.

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

Ответы  на поставленные вопросы.

Организация устных и письменных круглых столов.

Организация различных видов дискуссий.

Написание творческих работ.

Исследования  по отдельным вопросам темы и т.д.

На  стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация  изученной информации. Работа ведется  индивидуально, в парах или в  группах.

     Автор опыта в результате отбора в соответствии с поставленными целями и задачами  на практике применяет наиболее продуктивные методы, приемы и средства технологии развития критического мышления, описание которых прилагает.

     Методы  и приемы, используемые автором на           уроках  в                                            начальных классах:

     «Дерево предсказаний» помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.                                                                                                                  Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение №1)

     «Чтение с остановками»                                                                                                1. Учитель  выбирает  текст для  чтения. Текст должен  быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема), иметь динамичный, событийный  сюжет, неожиданную развязку, «открытый» проблемный финал.

2. Текст   заранее делится   на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где  следует прервать  чтение и сделать  остановку:  «первая       остановка»,  «вторая остановка» и т. д.                                                                               3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков. Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Примеры в Приложении №4

     Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична:

1. Посередине  чистого листа (классной доски)  написать ключевое слово или  предложение, которое является  «сердцем» идеи, темы.                                                           2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)                 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.                                                                                                               В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:                        1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.                                                                                                                          2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.                    3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану. ( Приложение №1,№№ 6,9)

     Учебный мозговой штурм проводится в группах численностью 5-7 человек. После постановки проблемы  учителем в  каждой подгруппе, идет три этапа обсуждения:

1. Создание  банка идей, возможных решений  проблемы. Принимаются и фиксируются  на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование  не допускаются.                                                                                           2. Коллективное обсуждение идей и предложений (главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое). 3. Обучающиеся выбирают несколько наиболее интересных решений, готовят на их основе проект ответа.  После этого идет коллективное обсуждение и корректирование  признаков дидактической единицы. Этот прием используется на стадии вызова.  (Приложения №2 и №5)

       «Верные – неверные утверждения». Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме, развития у учащихся критического подхода к получаемой информации. На  стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были  действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи . (Приложения №5 и №6)

     Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Границы предметной области зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и как нетрадиционная форма на стадии вызова.                                             Правила написания синквейна: первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным; вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными; третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;  четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме; пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющее суть темы. ( Приложения №1 и №5)

      Инсерт  в дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.                                                                                                               I э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом: V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.                                                                                                                                II э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.                                                                                          III э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: 

V  (то, что уже известно) -- (то, что противоречит представлению) +  (то, что является интересным и неожиданным) ? (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
                           
     

IV э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.                               (Приложения №3 и № 9)

     Таблица «З-Х-У» («Знаю –  Хочу знать – Узнал» ) - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. 1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. ( Приложение № 10)                                                                    

     Зигзаг                                                                                                                                             Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. ( Приложение  №6, Приложение  №7, Приложение  №8)

     Приём – Игра «Верите  ли вы?», или «Данетка».                                                  Пример использования этого приема на уроке окружающего мира в 4 классе по теме « Пустыня»       ( УМК « Школа России»):                                                                                      Учитель задает вопросы, на которые учащиеся должны ответить «да или нет».                                                                                                                              Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет                                                         Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет                                                              Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет                                                                Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д. 

     Приём « Тонкие и толстые  вопросы».                                                                         Данный прием может использоваться на любой фазе занятия.                                                                      Толстые?                                                             Тонкие?                                                 Объясните, почему...?                                                 Кто?                                                   Почему Вы думаете..?                                                Что?                                              Почему Вы считаете ..?                                               Когда?                                                   В чем различие ...?                                                       Может..?                                        Предположите, что будет если...?                             Согласны ли вы..?                                     Что, если...?                                                                  Верно ли..?                             (Приложение №10)

       Автор, осваивая и внедряя в практику технологию развития критического мышления, широко использует ресурсы ИКТ.

                         Результативность опыта

     Для оценивания результативности  опыта  работы  по заявленной технологии в  учебном процессе, совместно с психологической службой школы была проведена диагностика критического мышления обучающихся. В ходе  работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики. 

Информация о работе Формирование положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов через внедрение в учебный процесс технологии развит