Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 16:03, творческая работа
В ходе анализа результатов изучения исходного состояния уровня развития мышления у первоклассников определилась необходимость формирования положительной динамики развития мышления учащихся начальных классов. Автора заинтересовала технология развития критического мышления.
Информация об опыте……………………………………2
Технология опыта…………………………………………8
Результативность опыта………………………………….13
Библиографический список……………………………...16
Технология развития критического мышления – стадии и методические приемы
Технологичекие
этапы |
Деятельность
учителя |
Деятельность
учащихся |
Возможные
приемы и методы |
I стадия
(фаза)
Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка
учеником собственных целей |
Направлена на
вызов у учащихся уже имеющихся знаний
по изучаемому вопросу, активизацию их
деятельности, мотивацию к дальнейшей
работе |
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. | Составление списка
«известной информации»:
рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д. |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. | |||
II стадия
Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; -корректировка учеником поставленных целей обучения. |
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного
чтения:
«инсерт»; «фишбоун»; «идеал»; ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. | |||
III. Рефлексия
(reflection):
-размышление, рождение нового знания; -постановка учеником новых целей обучения. |
Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание. | Заполнение
кластеров, таблиц.
Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д. |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах. |
Автор опыта в результате отбора в соответствии с поставленными целями и задачами на практике применяет наиболее продуктивные методы, приемы и средства технологии развития критического мышления, описание которых прилагает.
Методы
и приемы, используемые
автором на
уроках в
«Дерево
предсказаний» помогает строить предположения
по поводу развития сюжетной линии в рассказе,
повести.
«Чтение
с остановками»
2. Текст
заранее делится на смысловые части.
Прямо в тексте отмечается, где следует
прервать чтение и сделать остановку:
«первая остановка»,
«вторая остановка» и т. д.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине
чистого листа (классной доски)
Учебный мозговой штурм проводится в группах численностью 5-7 человек. После постановки проблемы учителем в каждой подгруппе, идет три этапа обсуждения:
1. Создание
банка идей, возможных решений
проблемы. Принимаются и фиксируются
на доске или плакате любые
предложения. Критика и
«Верные – неверные утверждения». Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме, развития у учащихся критического подхода к получаемой информации. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи . (Приложения №5 и №6)
Синквейн
- это стихотворение, состоящее из пяти
строк. Используется как способ синтеза
материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию,
излагать мысль в нескольких значимых
словах, емких и кратких выражениях. Синквейн
может быть предложен, как индивидуальное
самостоятельное задание; для работы в
парах; реже как коллективное творчество.
Границы предметной области зависят от
гибкости воображения учителя. Обычно
синквейн используется на стадии рефлексии,
хотя может быть дан и как нетрадиционная
форма на стадии вызова.
Инсерт в
дословном переводе с английского означает:
интерактивная система записи для эффективного
чтения и размышления. Прием осуществляется
в несколько этапов.
V (то, что уже известно) | -- (то, что противоречит представлению) | + (то, что является интересным и неожиданным) | ? (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) |
IV
э т а п: Последовательное обсуждение
каждой графы таблицы.
Таблица
«З-Х-У» («Знаю –
Хочу знать – Узнал» )
- один из способов графической организации
и логико-смыслового структурирования
материала. Форма удобна, так как предусматривает
комплексный подход к содержанию темы.
1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся
самостоятельно или в группе заполняют
первый и второй столбики «Знаю», «Хочу
узнать». 2 шаг: По ходу знакомства
с текстом или же в процессе обсуждения
прочитанного, учащиеся заполняют графу
«Узнали». 3 шаг: Подведение итогов,
сопоставление содержания граф. ( Приложение
№ 10)
Зигзаг
Приём
– Игра «Верите
ли вы?», или «Данетка».
Приём
« Тонкие и толстые
вопросы».
Автор, осваивая и внедряя в практику технологию развития критического мышления, широко использует ресурсы ИКТ.
Результативность опыта
Для оценивания результативности опыта работы по заявленной технологии в учебном процессе, совместно с психологической службой школы была проведена диагностика критического мышления обучающихся. В ходе работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.